Культовые, роскошные, харизматичные – ретроавтомобили не оставят равнодушными не только любителей всевозможной техники, но и тех, кто ещё не перестал играть в машинки, независимо от возраста. Проверено на личном опыте.
Ретрогараж на проспекте Ленина, 83 мало чем напоминает музей в привычном понимании, скорее, это специализированное культурное пространство со своей особой атмосферой. Да и ретроавтомобили, посверкивающие хромированными элементами, совсем не походят на молчаливые музейные экспонаты. Несмотря на почтенный возраст, – некоторые из представленных образцов уже отметили столетие – они по-прежнему обладают невероятным притяжением, а главное, могут многое рассказать тем, кто готов слушать.
– Инициатором создания ретрогаража является руководитель треста «Магнитострой» Олег Владимирович Лакницкий, – рассказывает сотрудник треста Андрей Досаев. – Всё началось с двух старых автомобилей – «Победы» и «ГАЗ-21», которые были приобретены в рекламных целях. Увидев интерес к ретротехнике, Олег Владимирович решил пополнить коллекцию. Так в ней появились «Москвичи-401, 402, 403». Затем компанию им составили «бентли» 1951 года выпуска и «роллс-ройс» 1969-го. На данный момент в нашем ретрогараже около пятидесяти автомобилей.
Эти машины можно рассматривать часами. Плавные, изысканные линии завораживают.
Вспоминаю, что автодизайнеры тех лет нередко черпали вдохновение в достижениях авиационной промышленности, и если в тридцатые–сороковые они ориентировались на дирижабли, то в пятидесятые «равнялись» на реактивные истребители, в результате чего у автомобилей появлялись хвостовые плавники – декоративное продолжение задних крыльев, напоминавшее стабилизаторы самолёта.
При виде легендарного Ford Model T по прозвищу Жестяная Лиззи, усадившего за руль всю Америку, моё автолюбительское сердечко пустилось вскачь. «Самый влиятельный автомобиль ХХ века» выпускался огромными партиями с 1908 по 1927 год – 15 миллионов экземпляров – и стал первым автомобилем, доступным представителям среднего класса. Говорят, что Ford T мог проехать где угодно – и по брусчатке, и по пескам – колёса «артиллерийского типа» позволяли. Заводилась машина с кривого стартера, хотя можно было крутануть и за колесо, предварительно вывесив задний мост. Автомобиль был невероятно универсален и практически «неубиваем», а некоторые умельцы умудрялись переделывать его под трактор, снегоход, фургон, сенокосилку и даже мобильную церковь. Эта иномарка пользовалась спросом и в Российской Империи. Дореволюционный фордовский «автосалон» располагался в Санкт-Петербурге. По подсчётам экспертов, до наших дней «дожили» не более сотни Ford Model T. Один из них теперь «прописался» в Магнитогорске.
– За этим автомобилем мы ездили в Америку в город Оберн. Приехали ночью и обнаружили, что по указанному адресу нет никакой гостиницы, – вспоминает Андрей Досаев. – Оказалось, что город с таким названием существует почти в каждом штате, и нам, соответственно, нужен другой штат и другой Оберн. В результате добирались до места целую ночь, чтобы успеть на аукцион. Все машины, прежде чем попасть в ретрогараж, проходят подготовку.
Проводим химчистку салона, меняем рассохшиеся шланги, с запчастями проблем не возникает. Стараемся максимально сохранять идентичность автомобилей. Все машины в рабочем состоянии и приехали сюда своим ходом. Единственное, мы не смогли «укротить» Ford Model T – у него очень мудрёная система управления. Ехать можно, но сложно.
Трудно выделить жемчужину этой ретроколлекции, но легендарный роллс-ройс «Серебряное Облако» абсолютно точно заслуживает внимания. Даже равнодушные к автомобильным прелестям люди наверняка оценят оригинальный цельнометаллический кузов, элегантные до невозможности линии, брутальную решетку радиатора и Летящую Леди на капоте. Обладатели этой пятиметровой красотки утверждали: это самая удачная классическая модель «роллс-ройса» за всю историю компании. К слову, у статуэтки, которая красуется на капоте, немало забавных прозвищ – Дух Экстаза, Эмили, Элли в ночнушке. Прототипом для нее послужила реальная женщина – Элеанора Веласко Торнтон.
Ещё один интересный экземпляр – Buick Eight 39-90 Limited – выпускался в 1939–1940 годах и стал самой дорогой, самой длинной и самой престижной моделью среди всех представителей Buick. Именно с него каждая серия Buick стала получать уникальное имя. За год было выпущено 543 автомобиля, 25 из них, включая нашего героя, привезено в Россию.
– В каких-то машинах были горы запчастей, монеты тех стран, где были выпущены или эксплуатировались эти авто, – рассказывает Андрей Досаев. – В «роллс-ройсе» оказалась фирменная водительская фуражка.
Российский автопром представлен моделями, выпущенными в разные годы Горьковским автозаводом.
Редчайший «ГАЗ-11-73» был выпущен очень ограниченным тиражом – 1250 экземпляров. Машина пришлась по нраву руководителям страны, в первую очередь Сталину.
«ГАЗ М-20»–«Победа» стал настоящим прорывом советского автопрома. Его цена составляла 16000 рублей, или 26 среднестатистических зарплат. Это был первый советский легковой автомобиль, который официально экспортировался в страны Запада: Австрию, Бельгию, Великобританию, Финляндию, Швецию.
Двадцать первая «Волга»–«ГАЗ М-21» с харизматичным дизайном, с характерной «осанкой», салоном, где спокойно разместилась парочка здоровенных диванов, и репутацией по-настоящему «неубиваемой» машины вызвала тёплые чувства и на мгновение перенесла в знакомый до боли фильм «Берегись автомобиля», главный герой которого промышлял именно такими «волгарями». Всегда интересовало, почему именно олень украшает эту модель «ГАЗ М-21»? Всё объяснил Интернет – олень «взялся» с герба города Нижний Новгород, который в советское время назывался Горький. Дело в том, что город окружают леса, где даже в ХХ веке в изобилии водились олени.
– Сейчас мы представили публике только часть автомобилей, планируем раз в квартал менять «экспонаты», – отмечает Андрей Досаев.