Поиски парковок в Магнитке порою перерастают в настоящие войны. Автовладельцам оставляют угрожающие записки, портят имущество. Дело доходит и до драк.
Продайте машину
Нередко споры переносятся в социальные сети. Горожане надеются получить общественную поддержку и жалуются в постах о наболевшем, например, по поводу захвата парковочных мест в районе домов 27/1, 27, 25 по улице Галиуллина: "Практически весь квартал обтянут тросиками, машиноместа отсыпаны щебнем. Очень сомневаюсь, что кто-либо давал на это разрешение. Просто негде припарковаться, хотя за тросами полно свободных мест. Доходит до абсурда, когда даже скорой помощи негде припарковаться, и медикам приходится перекрывать проезд для автотранспорта".
Пишут про Октябрьскую, 22, 24, Доменщиков, 13/1. Появляются сердитые реплики по поводу новой школы на Жукова, после строительства которой сократилось количество стоянок. Во многих дворах автовладельцы захватывают землю или оставляют машины на газонах и детских площадках. Ответы бывают самые разные. Например, обрезать тросики, сбить замки, перекрыть выезд машинам за ограждением, повредить транспортное средство. А случаются и такие: "Я летом подсыпаю щебёнку, а зимой чищу снег для себя, а не для кого-то. И других на своё место не пускаю. Ставьте свою машину за домом или ещё где-нибудь". Правда, такие автовладельцы упускают один важный момент. Если они облагораживают придомовую территорию по собственному желанию, это не даёт им юридического права на эксклюзивное место.
Некоторые горожане выступают против парковок во дворах, рекомендуя вспомнить старые времена и всем ехать в гаражи или вообще продавать машины и кататься на велосипедах. "Вместо того, чтобы требовать у администрации нормального общественного транспорта, вы хотите стоянки на каждом углу, - возмущаются они. - В Европе вы бы часами катались по центру города в поисках бесплатной парковки. В Петербурге пройти от метро километра полтора до дома или работы в порядке вещей. В Магнитогорске все уверовали в обязанность администрации обеспечить бесплатными стоянками всех желающих около школ, магазинов, парков, во дворах. Почему нельзя прогуляться?"
Старожил в авторитете
Нередко при переезде в другой микрорайон у новичка начинаются проблемы. Ведь все места там уже распределены. В некоторых дворах вновь прибывшим предлагают заплатить за парковку. "Почему я должен это делать, если никакого собрания не было и места распределяет небольшая группа жильцов, которая просто оказалась активнее и наглее других?" - пишет водитель.
"У нас во дворе мест под парковку почти не было, не рассчитывали в 70-х, что будет столько авто, и все ставили вдоль дороги либо под знак "стоянка запрещена", - поделился один горожанин. - В итоге собрали автолюбителей и предложили сделать парковку рядом с домом, как раз были в очереди на благоустройство двора. Получилось так, что 80 процентов собравшихся не захотели этого, потому что нет денег или не хочется что-то делать. Девять человек взяли и сделали себе парковку. Привезли два "КамАЗа" щебня, раскидали всё вручную, в зимнее время чистили снег. И теперь вопрос. Почему там должны парковаться остальные 80 процентов, которым ничего не надо?"
Жительница Магнитки побывала в Казани и рассказала о жилом комплексе, где три дома образуют закрытую площадку, на которую посторонний не заедет, есть стоянка с торца дома, подземная парковка. А другой водитель с досадой констатирует, что старая часть Магнитогорска не приспособлена для автомобилей, поэтому и приходится ставить там, где нельзя: "Все хотят сохранить зелёные насаждения и жить в мире с соседями. Но когда к вам приедут родные и им некуда будет поставить машину, вы мигом забудете о своей принципиальности и посоветуете припарковаться хоть на газоне, хоть на детской площадке. И пожалеете, что не огородили участок для стоянки".
"Со старыми районами понятно, но почему и сейчас проектируют дворы с недостаточным количеством мест для парковок? - высказался ещё один горожанин. - Всё никак в толк не возьмут, что XXI век на дворе и транспортных средств с каждым годом становится всё больше".
Ждите гостей
Редакция "ММ" обратилась за комментариями к начальнику отдела развития и благоустройства Правобережного района Семёну Генералову.
- Жители устанавливают во дворах столбики, вешают цепочки, - рассказал он. - В последнее время стали покупать подъёмные механизмы на шарнирах, крепят их к асфальту, ставят замки. Нередко вешают ограждения на деревья, нарушая кору и корневую систему, портят и газоны. Многие делят территорию довольно агрессивно. В качестве аргумента приводят количество лет проживания в доме. Считают, что у старожилов больше прав. На самом деле закон прописывает одинаковые возможности по доступу к территории. А всё вышеперечисленное в большинстве случаев - самозахват земли, который нарушает закон Челябинской области.
В каждом районе Магнитогорска работает специальная комиссия, которая занимается незаконными парковками. Она состоит из представителей администрации, управляющей компании, дорожного специализированного управления и полиции. Выезжают, в основном, по обращениям граждан. В Правобережную администрацию в прошлом году поступило более 500 таких жалоб.
Этим летом уже были проведены рейды на Сталеваров, 22-24. А на Сталеваров, 26 председателя кооператива привлекла к административной ответственности прокуратура.
- В своё время жители сделали проект, взяли участок в аренду, благоустроили под парковку, - пояснил Семён Генералов. - Через пять лет срок аренды не продлили. Законы изменились, и это оказалось невозможно. Они решили использовать землю в прежнем режиме, на наше предписание не отреагировали.
Поступали жалобы на парковки по Суворова, 120, 122 на Грязнова 14. ДСУ уже срезало там столбики, которые поставили автовладельцы. В конце августа комиссия поедет на Грязнова, 15, Дружбы, 22-26 и Суворова, 132/2. Есть и ещё несколько адресов - около десяти.
Будьте активнее
- Часто бывает так, что земельный участок предоставлен по отмостке, то есть буквально метр от дома, - отметил Семён Михайлович. - Люди этого не знают и пытаются распоряжаться территорией, на которую не имеют прав. В 2001-2006 гг.
многие владельцы квартир в многоквартирных домах закрепляли участки большей площадью - в соответствии с проектом и нормативом. Туда входили проезд вдоль дома, детская площадка. В этих случаях жильцы могут ограждать парковку, но только после общего собрания жильцов, где большинство одобрит предложенную идею. И необходимо оформить всё это документально. Если собрания и его решения нет, то ограждение будет нарушением.
Обнаружив незаконные парковки, комиссия составляет акт. Управляющая компания размещает объявления с просьбой убрать ограждения и предупреждает, что через три дня они будут демонтированы принудительно. Потом во дворы приезжает техника.
- Нередко автовладельцы снимают ограждения, но через несколько дней снова ставят, - рассказал Семён Генералов. - Составляем на них протоколы, привлекаем к административной ответственности.
За самозахват земли физлицам грозит штраф до 5 тысяч, должностным - до 23, юридическим - от 20 до 100 тысяч рублей. Правда, многие горожане, обратившиеся с жалобами, отказываются потом подтвердить свои показания в протоколе. А чиновникам нужны свидетели, которые видели, кто ставил машину за ограждение, письменные разъяснения. Оказывается, чтобы получить обвинение, мало быть собственником автомобиля, который там находится. Владельцы иногда обращаются в суд, чтобы обжаловать решение комиссии, и даже порою выигрывают.
- Пока горожане не станут более активными, вопрос не будет решён, - уверен Семён Михайлович. - Хотите действительно бороться с самозахватом земли, идите до конца. И, конечно, участвуйте в программе "Комфортная среда". Она реализуется уже третий год. В 2017 году в Правобережном районе было благоустроено 19 дворовых территорий, в прошлом и в этом - по 15. Благодаря программе проблема отсутствия парковок в микрорайонах постепенно уходит.