Более полугода многие российские автомобилисты ездили на своих машинах с просроченными талонами техосмотра. Причем на законных основаниях.
Весной минувшего года премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о продлении на год действующих до 2011 года талонов техосмотра. "Амнистия" вступила в силу 4 июня. Благодаря ей автомобилисты, срок действия талона ТО которых заканчивался после этой даты, смогли ездить до наступления нового года.
Амнистия закончилась. Автовладельцам нужно снова вспоминать, что такое ТО. Но не всем.
С нового года не надо проводить тех-осмотр автомобилей, возраст которых менее трех лет. Таким машинам даже не будет выдаваться талон. Но в связи с этим возникнут проблемы у тех, кто любит ездить на своем авто за границу. Техосмотр - требование международной конвенции. Поэтому талон - своеобразный пропуск за кордон.
Автомобили в возрасте от трех до семи лет будут проходить ТО раз в два года. Машины старше семи лет - раз в год. Автобусы, маршрутки и такси должны проходить техосмотр раз в полгода. А грузовики свыше трех тонн и спецтранспорт - раз в год.
До 2014 года у автовладельцев есть выбор, где проходить техосмотр. На этот переходный период будут действовать пункты государственного технического осмотра, где станут работать инспекторы ГИБДД и операторы техосмотра. На этих точках за диагностику автомобиля и получение талона придется платить только госпошлину в 300 рублей. Но такие пункты действуют только в 22 регионах.
Операторы техосмотра - коммерческие структуры. Сегодня это те же коммерсанты, которые работали по договорам с МВД. С 1 января началась аккредитация всех желающих заняться таким бизнесом. Главное требование - наличие как минимум одного технического эксперта и диагностического оборудования. Необходима также возможность работать с базами данных. Стоимость диагностики у коммерческих операторов будет заметно выше 300 рублей. Она определяется по формуле, утвержденной Федеральной тарифной службой. Причем максимальную плату определяет правительство региона. В талоне будет указываться идентификационный номер автомобиля (VIN). Поэтому при продаже машины менять талон техосмотра больше не потребуется.
Пожалуй, главное нововведение в том, что теперь без действующего талона техосмотра нельзя будет купить полис ОСАГО. Более того, его невозможно приобрести даже с действующим талоном, если до окончания срока его действия осталось менее полугода. Теперь последовательность процедуры такова: сначала нужно получить талон ТО и лишь потом покупать полис ОСАГО. Однако главный организатор техосмотров - Российский союз автостраховщиков - настаивает, чтобы хотя бы первое время продавать полисы ОСАГО без требования талона ТО.
Меняется и порядок регистрации автомобилей. Например, при покупке бэушной машины, только пригнанной из-за границы, теперь надо сначала пройти техосмотр, потом купить полис ОСАГО и только потом ставить ласточку на учет в ГИБДД.
Без техосмотра и полиса разрешено ездить 10 дней (ранее было пять). Если вдруг в этот период вы станете виновником аварии, расплачиваться за причиненный ущерб придется самостоятельно: без страховки вы не сможете обратиться к своему страховщику.
Если попали в прошлом году под мораторий и не проходили техосмотр, в новом году талон нужно будет получать непосредственно перед покупкой полиса автогражданки. А если срок действия талона ТО на момент окончания страховки полгода и более, техосмотр и в этом году вам проходить необязательно. Зато тем, у кого срок действия талона техосмотра заканчивается позже, чем страховка, все равно придется сначала пройти ТО и получить новый талон перед покупкой ОСАГО.
Для техосмотра надо иметь документ, удостоверяющий личность, доверенность на автомобиль, если вы не собственник, а также свидетельство о регистрации или паспорт ТС.
- С 1 января 2012 года вступили в силу изменения нормативной базы по проведению технического осмотра транспортных средств, - говорит заместитель начальника областного УГБДД Андрей Мурыгин. - Прежде всего это касается вступления в силу федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств". Он исключает участие в этом процессе Госавтоинспекции. Это же требование содержится в федеральном законе о полиции, которое исключило участие ГИБДД в проведении гос-техосмотра. Вместе с тем до 1 января 2014 года определен переходный период, когда проводить ТО смогут и сотрудники Госавтоинспекции на станциях ТО, имеющихся в распоряжении органов внутренних дел. В подразделении нашей области их нет. С 1 января техосмотр можно пройти в пунктах инструментального контроля операторов ТО. Плата за проведение тех-осмотра складывается из государственной пошлины за выдачу талона и стоимости проверки технического состояния. С нового года, поскольку эта функция перестает быть государственной, пошлина взиматься не будет. Оплачивать придется только проверку технического состояния транспортного средства.
Как отметил Андрей Мурыгин, определенные изменения внесены в КоАП и ПДД. С 1 января водитель не обязан иметь при себе и предъявлять сотруднику ГИБДД талон технического осмотра. Эта ответственность останется только для тех ТС, которые обязаны проходить ТО два раза в год. То есть для такси, автомобилей, занимающихся перевозкой пассажиров, и машин, перевозящих опасные грузы.