Ежедневно просматривая сводки Госавтоинспекции, отчетливо осознаешь: пешеходный переход - "зебра" ли это или зона со светофором - не дает гарантии безопасного нахождения на проезжей части.
Если сравнить статистику последних лет, картина вырисовывается печальная: два года назад большинство пешеходов травмировались в тех случаях, когда сами нарушали правила дорожного движения, переходя дорогу в неположенном месте. Сейчас все иначе: за 8 месяцев с начала года в городе только официально зарегистрировано 8506 дорожно-транспортных происшествий. Результат - двадцать смертей. Еще 456 человек ранены, среди них - 46 детей. По вине водителей зарегистрировано 291 ДТП, а по вине пешеходов - 91.
- Только за пять дней сентября - с 17 по 21 - зарегистрировали шесть однотипных ДТП: наезд автомобилей на пешеходов произошел именно на пешеходных переходах. Два человека погибли, - констатирует инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения Нонна Аверичева. - Типичный пример: 17 сентября утром на проспекте Карла Маркса в районе дома № 164 молодая девушка переходила дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Ее сбивает вазовская "десятка". Водитель 1977 года рождения скрывается с места происшествия, оставляя пострадавшую. У девушки - закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, множественные ссадины головы и тела, перелом ключицы, перелом левой голени со смещением. Виновника происшествия позже нашли, но здоровье пострадавшей это не вернет.
На следующий день девушка 1992 года рождения со стажем вождения менее полугода за рулем "Дэу Нексия" на улице Магнитной сбила пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. У пострадавшего мужчины 1939 года рождения многочисленные травмы.
По роковому стечению обстоятельств 19 сентября вновь девушка, севшая за руль пять месяцев назад, на вазовской "десятке" сбивает человека на пешеходном переходе. Произошло это на улице Советской: у пострадавшего 1950 года рождения тяжелые переломы и ушибы.
На следующий день насмерть сбит пешеход. Произошло это опять же на Советской: мужчину 1957 года рождения отправил на тот свет водитель 1993 года рождения на автомобиле "ВАЗ-2103".
В ГИБДД заверили: по всем вышеперечисленным фактам проводится доследственная проверка. Но кто вернет жизни, оборванные глупым образом?
Другая сторона проблемы: далеко не все пешеходы соблюдают правила дорожного движения. Быть может, просто не знают их и не утруждаются обрести эти знания. Или опять главенствует наш "русский авось". Ведь в этой небольшой книжке, как и все инструкции написанной кровью, предельно ясно сказано: при переходе проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу выходить на проезжую часть можно только после оценки расстояния до приближающегося транспорта. И только после полной уверенности в безопасности перехода. Как это происходит у нас, и описывать нет смысла - ежедневно каждый способный видеть наблюдает грубейшие нарушения на улицах. Смотришь иногда на взрослого человека, бредущего вялым шагом через две, а то и три полосы дороги, переполненной машинами, уткнувшегося носом в землю и упорно прокладывающего себе путь там, где удобнее, и кажется, что это просто зомби какой-то. Или у него в запасе минимум дюжина жизней.
- Особую тревогу вызывают факты наездов на пешеходов на участках проезжей части, имеющих по три полосы в каждом направлении, - продолжает Нонна Аверичева. - Практически каждое ДТП в таких местах происходит при схожих обстоятельствах: пешеход выходит на дорогу, убедившись, что в двух рядах автомобили остановились и пропускают его. В этот момент по третьему ряду несется нарушитель и сбивает пешехода. Ни первый, ни второй друг друга не видят до того момента, когда уже ничего предпринять нельзя. Но ведь в соседних рядах машины-то остановились. Значит - затормози, оцени ситуацию, если не в силах ее предугадать. Именно этому должны учить и учат в автошколах. Часто подобные происшествия происходит в районе дома № 164 по проспекту Карла Маркса - здесь два нерегулируемых пешеходных перехода.
Это грубое нарушение водителями пункта 14.2 ПДД, где указано: "Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжить движение, лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов". В ГИБДД рассказывают, как традиционно оправдываются водители-нарушители: "А я не знаю, чего они там встали, может, сломались? Откуда я мог знать, что там пешеход?"
Странно после всего происходящего слышать в компании водителей традиционные упреки: мол, опять гаишники возле пешеходных переходов затаились - план делают. Лучше бы пробки разруливали… На деле получается, что гибнут люди вовсе не в пробках, а на пешеходных переходах. А ведь это как в хоккее пятачок вратаря - неприкосновенное место. По крайней мере, так должно быть
Без комментариев
В конце недели, когда номер был почти готов к печати, Госавтоинспекция города распространила сообщение об очередном беспределе со стороны водителей. 28 сентября на пешеходных переходах сбили двух школьниц. У девочек тяжелейшие травмы…
Один нарушитель, как он пояснил позже, "пытался проскочить". Второй сел за руль своего "мерседеса" пьяным. Оба - взрослые мужчины. За плечами обоих внушительный список грубейших нарушений ПДД…