Вредная экономия
– Преимущественно зимние поломки: плохой запуск двигателя, разряженный аккумулятор – всё связно с тем, как человек обслуживает машину, – объясняет мастер автосервиса Илья Прошкин. – Если он летом ничего в автомобиле не делает, зимой обязательно приедет со свечами, проводами, катушками, с разряженным аккумулятором. Летом печкой не пользуется – всё хорошо. Приходит зима – перестаёт печка работать, это замена антифриза, термостата, радиатора отопителя.
Мастер говорит: чаще всего причиной проблем становится экономия водителей. Решили купить антифриз подешевле, а оказалось, что он кристаллизуется на морозе и забивает все узлы автомобиля.
– Происходят «чудесные» вещи после таких антифризов. Машина перегревается, выходят из строя печки радиатора, отопителя, термостаты. Человек сэкономил пускай 200 рублей, потом «прилетает» замена радиатора – от 3000 и выше. Или замена радиатора отопителя – для среднебюджетной иномарки только работа обойдётся в 7000 рублей. Надо постоянно следить за машиной, понимать, что ты используешь, что за масло туда льёшь, откуда оно. На рынке очень много подделок. Нельзя экономить на расходниках: жидкости, антифризы, масло, фильтры масляные. Зимой автомобиль таких ошибок не простит.
Совет для уральских зим – синтетические масла с индексом 5W, «работающие» при температуре до минус 30 градусов. Если летом вы доливали воду в антифриз, замените его.
Что там с батареей
Самая банальная и распространённая проблема в холода – разрядившийся аккумулятор.
– Если машина стоит два дня при температуре минус 30, а человек купил аккумулятор летом, то для него он новый, – объясняет мастер. – Это главная ошибка: думаешь, что если батарее год или несколько месяцев, то проблем с ней не будет. Но аккумулятор периодически требует зарядки. Да, работающий генератор заряжает его. Но масса электронных устройств, в том числе сигнализация, «съедают» заряд. К тому же, многое зависит от стиля езды. Если водитель – работник ММК, машина стоит под окном, сам он проживает в Ленинском районе, а работает на пятой проходной, то его аккумулятор в режиме езды «дом–работа» недозаряжается. Летом всё нормально, но вот приходят морозы – аккумулятор не заводит.
Зимой многие автолюбители снимают аккумулятор и уносят домой. Это оправданно, если планируете оставить машину на парковке на несколько дней. Но при ежедневной эксплуатации лучше заранее, до наступления холодов, позаботиться об аккумуляторной батарее, проверить уровень заряда и при необходимости дозарядить в специализированном сервисе. Можно, конечно, сделать это самостоятельно при наличии зарядного устройства. Но только в том случае, если вы знаете, как это делать правильно.
– Нежелательно заряжать в домашних условиях. Электролит – это, по сути, кислота, – говорит мастер. – Так что дома небезопасно, аккумулятор может даже загореться или взорваться. Я рекомендую сертифицированные сервисы. Проверить автомобильную батарею важно до наступления холодов. И, конечно, следует понимать: если при температуре минус 30 градусов оставить машину на два-три дня – тут уже любой аккумулятор может не «вывезти».
Греть или не греть?
Главный «зимний» вопрос для автовладельцев: греть или не греть машину перед поездкой. Самая распространённая рекомендация в условиях сильных морозов: греть, но не обязательно прогревать двигатель до рабочей температуры. Стрелка тахометра поползла вниз, а температурная вверх – можно начинать движение. Сильно нагружать холодный двигатель не следует.
– Конечно, греть, – уверенно отмечает Илья и тут же уточняет: всё зависит от температуры «за бортом». – Если температура минус 5–10 градусов, особо переживать не стоит. Сейчас автомобили сделаны так, что до минус 15 градусов можно завести автомобиль и начинать движение. Даже сами автопроизводители так говорят. Когда мороз минус 25–30, то только греть, хотя бы три–пять минут, и не торопиться ехать. Если коробка-автомат, её надо прогревать при движении. Перепоставить в положение Д, подержать, поставить обратно в режим парковки, чтобы масло начало циркулировать. Если установлен гидроусилитель руля, желательно резко не начинать крутить колёса: пока все резинки замёрзшие, масло может пойти через них.
Два года назад эксперты журнала «За рулём» подробно разобрали вопрос «греть или не греть», проанализировав, как будет работать мотор при прогревании до рабочей температуры, «холодном» старте и небольшом прогреве. А заодно рассчитав затраты на топливо и уровень ущерба, наносимого экологии, в каждом из трёх вариантов. Самым экономным оказался вариант «сел, завёл, поехал». Самым экологически безопасным – недолгий прогрев двигателя. Работа мотора на холостом ходу – самой токсичной.
Их заключение – греть машину, но недолго. «Именно третий вариант наиболее предпочтителен. И по экономии топлива он приемлем, а по токсичности – вообще лучший. Предварительно подогретый двигатель готов принимать нагрузки и хорошо защищён от износа. Кстати, фактически чаще всего и следуем этой рекомендации: мотор греется, пока отскребаем стёкла и сметаем снег…»
– Конечно, «жрать» бензин двигатель будет в любом случае, независимо от того, поедешь сразу или двигатель будет работать на холостых оборотах, – уточняет мастер. –Что касается износа, всё зависит от смазывающих материалов. Конкретно – от моторного масла: насколько неразрывную плёнку оно образует на стенках цилиндра. Если масло некачественное, в мороз эта плёнка быстро рвётся, в поршневой группе будут происходить процессы трения, повышаться износ двигателя. Долгая работа на холостых – это конденсат в резонаторе, глушителе. При холодном запуске – эмульсия в двигателе. Вообще, лучше для машины зимой её не заводить: любой запуск автомобиля в мороз уменьшает ресурс.
Во время прогрева двигатель не только «жрёт» бензин, но и токсичность выхлопных газов на прогреве в десять раз превышает токсичность выхлопа прогретого двигателя. Длительный прогрев приводит к образованию конденсата, так что долго прогревать мотор на холостом ходу в любом случае нежелательно, даже если вас не беспокоят вопросы экологии. Плюс в движении двигатель прогревается гораздо быстрее, чем на холостых оборотах. И не забывайте: стоянка в жилой зоне с работающим двигателем более пяти минут запрещена в ПДД. За нарушение грозит не такой уж и маленький штраф – 1500 рублей. И если сами сотрудники ГИБДД вряд ли по утрам будут выходить в рейды в поисках тех, кто прогревает машины, недовольные соседи могут снять видео и отправить в правоохранительные органы. Остальное – дело техники.
Автозапуск в помощь
Добро автозапуск или зло? Таким вопросом задаются многие автовладельцы. Да, есть минусы. Образование конденсата, большой расход топлива и снижение ёмкости аккумулятора, если плюсом, к примеру, включена печка. Тем не менее, для уральских зим данная опция очень удобна.
– Использовать или не использовать автозапуск – каждый решает сам, – считает Илья Прошкин. – Мне комфортнее садиться в тёплую машину. Но есть водители «старой закалки», выступающие против гаджетов и тому подобного. Молодое поколение идёт в ногу со временем, никто не хочет думать о том, сколько бензина сожжёт автозапуск. Ему надо, пока он собирается дома, прогреть двигатель, сесть и поехать. На своём опыте могу сказать: автомобиль прошёл больше 750000 километров и всё нормально. И да, я пользуюсь автозапуском.
Оставлять на передаче?
Владельцам машин с механической коробкой передач советуют не ставить на ночь автомобиль на «ручник».
– Автомобили на механической коробке зимой не рекомендуют оставлять на ручнике, потому что могут примёрзнуть тормозные колодки к тормозному диску или барабану, – поясняет Илья. – Начинаешь двигаться, а задние колёса заблокированы. Если в машине АКПП, как правило, не пользуются ручником, ставят просто на парковку.
Так что каждый решает сам. Если используете автозапуск на автомобиле с механической коробкой, при правильной установке сигнализации без постановки на ручной тормоз машина с пульта не заведётся. Придётся ставить на ручник и включать «нейтралку». Если не пользуетесь автозапуском, можно оставлять автомобиль на передаче. Бывают, конечно, «хитрые» способы – как-то заблокировать машину, оставленную на нейтральной скорости, и чуть поднять ручной тормоз, чтобы обмануть сигнализацию: и колодки не примёрзнут, и автозапуск можно будет включить. Но если нервы у вас не из закалённой стали и опыта такой парковки нет – не рискуйте!
Чем поможет одеяло
В холода многие автовладельцы применяют утеплители для защиты двигателя. Илья Прошкин считает, что их использование хорошо на небольших отрезках времени, а во время длительной стоянки не имеет смысла.
– Одеяла нужны в зависимости от того, как человек использует машину. С ним и автомобиль дольше остывает. Если оставил на полтора–два часа – да, одеяло поможет, выйдешь – двигатель не так сильно остынет. Если оставил с одеялом и ушёл на 12 часов на смену, только если весь автомобиль в одеяло укутать, может и сработает. А так – это бред. Есть одеяло, нет его – всё равно двигатель остынет.