Как-то один из руководителей ММК сказал ему: «Нас с тобой, Валерий Иванович, место красит…» – имея в виду честь работать на комбинате. Намятов ответил: «Да. Только я своё место сам создал, а тебя – назначили!» Чистая правда: телекомпания «ТВ-ИН», по сюжетам которой магнитогорцы больше 25 лет сверяют свои жизненные часы, – целиком и полностью его детище.
Лёгкий, но вспыльчивый нрав, щегольской модный прикид, улыбка с хитрецой и смелый острый язык – таков Валерий Намятов, и это немудрено: фотограф, кинооператор, театральный художник, телевизионщик – богема. Хотя его детство совсем не располагало к радостям. Родился в спецпосёлке Старо-Северный – отмечает особо: за семь месяцев до смерти Сталина. Ведь если бы не коллективизация – семьи Любаши из-под Казани и Ивана из-под Екатеринбурга, сосланные строить Магнитку, вряд ли бы они встретились, влюбились и создали ячейку общества. Семья могла быть огромной – мама Валерия Ивановича родила семерых детей! Но первенцы – сын и две дочурки – умерли в младенчестве от голода, холода и болезней.
– Сама посуди: барак на 26 комнат, в одной из них жили мы. Голая степь: ветры, летом духота, зимой морозы 40 градусов – в доме вода в ведре замерзала, туалет один на шесть бараков – и тот на улице, – вздыхает юбиляр. – Как родители умудрились с такой жизнью не озлобиться? Наоборот, на своём примере добру учили.
Отец работал от зари до зари – обеспечивал жену, трёх сыновей и дочку. Воспоминания о детстве – это мама: как ласкала его, выхаживала, когда тяжело хворал. Мальчонкой Валера был болезненным, а потом вообще «заработал» порок сердца и ревматизм.
– Парнишка у нас был в посёлке – дурачок, но добрый очень, – рассказывает Валерий Иванович. – Ему – 13, мне – пять, повёз он меня на санках покататься, а тут пурга началась, заблудились. Всем посёлком нас искали, нашли почти околевшими, еле отогрели. Годами потом болел, ходить не мог…
Магия фотографии
Как он влюбился в фотографию, понять сложно. Это сейчас фото сделать – кнопку нажать, в компьютер файл перенести и на принтере распечатать. В те годы – целый процесс: плёнки, реактивы, тёмная комната... Для кого-то – магия, а вот Намятов все эти «тёмные дела» терпеть не мог – мокро, долго…
Но как отображение мира и настроения фото стало для 13-летнего мальчишки всем: понял, что жизнь свяжет с ним
А в пятнадцать с половиной Валерий в силу жизненных обстоятельств поступает в школу рабочей молодёжи и идёт работать – устраивается учеником фотографа в комбинат бытового обслуживания. Там познавал основы композиции, освещения, ракурса и прочие секреты профессии фотографа. Уже через полгода в трудовой книжке вместо «ученик» появилась запись «фотограф».
Талант и упорство быстро снискали постоянную клиентуру, славу хорошего мастера, ну и деньги, разумеется. Когда Валерий окончил вечернюю школу, ему доверили организовать работу нового фотоателье и требовали выполнения плана по выручке, а маме сказал: «Картошку (а у Намятовых, как и у всех, был выделенный пай земли, на котором они растили овощи – Прим. авт.) больше сажать не будешь – покупай всё на рынке». Хорошее время: к молодому, но уже популярному фотографу приезжали со всего города.
Казалось, быть ему век фотографом – но через два года магнитогорская студия телевидения объявляет конкурс на вакансию телеоператора.
Пытливость, желание изведать новое привело Валерия на МГТРК – 17-летний, он выиграл конкурс.
Правда, о том, что новенький не достиг совершеннолетия, вскоре узнали и за голову схватились: телевидение в те годы – исключительно прямой эфир, рассчитано всё посекундно, как такое юноше без опыта доверить? Но увольнять не стали – перевели в помощники кинооператора.
– Замечательный период, – улыбается Валерий Иванович. – Широкий круг героев, сюжетов, программ, телепередач – влюбился в телевидение. Но это труд коллективный, а меня опять потянуло в самостоятельность…
Театральный романтик
И вновь судьбу решил творческий конкурс, объявленный драмтеатром имени Пушкина, на должность художника-фотографа. Из 23 соискателей выбрали Валерия. На его дерзкое: создать мастерскую с современным оборудованием – члены комиссии улыбнулись: принят! Так для 21-летнего Валерия Намятова начался новый удивительный период длиною в 17 лет: свобода творчества, поиск и победы, дружба с актёрами, режиссёрами, художниками, сценографами...
– Мокрым способом делал фотографии спектаклей размером метр на полтора – это было круто! – вспоминает Валерий Иванович. – Театр гастролировал по всей стране – Челябинск, Курган, Львов, Рига… За месяц отправляли в город по два вагона фоторекламы, ночью устанавливали в знаковых местах, жители были в шоке – валом шли на спектакли. Театр увлёк так, что я даже на сцену вместо заболевшего актёра выходил…
Семья – тоже своего рода подарок от театра: в «Театральном кафе» в общей компании он познакомился со своей Леной. Долго не морочился: прикинул, хочет ли прожить с ней всю жизнь, – и сделал предложение, получив хозяйственную жену, верного друга и самого строгого критика…
Но в душе Валерия жила ещё одна мечта: снимать кино
Как раз в это время для Дворца имени Серго Орджоникидзе комбинат приобрёл современную видеокамеру – единственную на весь Магнитогорск.
– Позвонила директор Дворца Надежда Михайловна Коновалова: «Валер, ты творческий человек, посмотри, научи работать», – у нашего героя загорелись глаза. – Думал: заскочу на часок, попробую пару планов снять. Пришёл, увидел – и: «Надежда, бери меня на работу!»...
Динамика момента
И вновь резкий поворот в жизни. И сразу – дерзкая идея: снять фильм о народном директоре Магнитки Иване Харитоновиче Ромазане. Руководители ММК отмахивались раздражённо: с ума сошёл – какой фильм?! Иван Харитонович тоже не горел желанием «крутиться перед камерой», но Валерий Иванович убеждал, уговаривал – добрался даже до жены Ромазана Евгении Яковлевны, она и уговорила мужа. Целый год Валерий вместе с Иваном Харитоновичем с семи утра уже на промплощадке. Встречи с коллективами, цеховые и партийные заседания, депутатские приёмы. Боль Ромазана за металлургов, желание сделать их жизнь легче и сытнее, злость, когда встречался с ленью и халатностью, – всё документировал, монтировал, собирая в фильм. Показ на ТВ состоялся сразу после Дня металлурга-1991.
Фильм посмотрели все – в городе только о нём и говорили…
Иван Харитонович этот фильм не видел – домой вернулся поздно, но, встретив Намятова на следующий день, в шутку злился: «Ты из меня прям звезду сделал – аж работа на комбинате остановилась!» Обещал посмотреть повтор в субботу – но не успел, умер днём от сердечного приступа в рабочем кабинете.
Камера Валерия Ивановича запечатлела суровое для ММК начало 90-х: безденежье и бартер, изношенное оборудование и необходимость наращивать производство, чтобы набрать средств на развитие, – видеосюжеты, созданные Намятовым, выходили на МГТРК и ЧГТРК. Предложил совету директоров ММК: давайте создадим свою телекомпанию!
Говорит и показывает
– Написал программу, обосновал необходимость, обрисовал перспективы, составил список необходимого, – перечисляет Валерий Иванович. – Тогдашний директор ММК Анатолий Ильич Стариков идею поддержал. Но главное – удалось донести, что выстраивание на ТВ имиджа комбината как надёжного перспективного предприятия с крепкой созидательной и социальной политикой необходимо именно в трудные для компании времена. Потому что люди, напуганные настоящим и не верящие в будущее, как никогда уповают именно на «кормильца» города. Совет директоров программу принял.
В 1993 году в эфир вышел первый выпуск новостей редакции телепрограмм «ТВ-Информ». А через три года редакция получила статус телекомпании под брендом «ТВ-ИН».
Люди любили передачи «ТВ-ИН», а в шутку расшифровывали название как «Телевидение Валерия Ивановича Намятова» – актуальные интервью, репортажи с промплощадки, а потом и развлекательные, исторические программы, очерки о людях труда, утренний эфир… А ещё благодаря трансляциям «ТВ-ИН» горожане «подсели» на хоккей: в городе родилась новая религия – хоккейная.
– Когда вещали из старого офиса на «Юности», прямой эфир вести не могли – помещение далеко от Дворца Ромазана, а современной радиорелейной связи ещё не было, – оживляется Валерий Намятов. – Снимали на кассету, везли её в студию, выводя в эфир с задержкой в час. Как сейчас помню: везу второй период, а из открытых окон отовсюду крик: «Да-а-а-а!» – наверное, гол в первом периоде забросили. Аж мурашки по коже! Потом, когда освободилось здание на Ленина, 124/1, уговорил руководство комбината переселить телекомпанию туда – ближе к Дворцу Ромазана, чтобы вести прямые трансляции. Потом и «Арену-Металлург» рядом построили. И со всей искренностью, когда получал награду от КХЛ лучшей телекомпании, транслирующей хоккей, произнёс со сцены в Москве: «Огромное спасибо Виктору Филипповичу Рашникову за то, что благодаря ему у нас есть что показывать и чем снимать».
Вкус к жизни
На вопрос: любили ли вас подчинённые? – он улыбается: только платонически – ближе не подпускал. А если серьёзно…
– Я их любил – точно! Начальник-то я простой – мог иногда и накричать. Но дверь моего кабинета всегда была открыта для каждого, я заставлял всех участвовать в журналистских конкурсах, помогал чем мог, выучил всех в ведущих телешколах страны – Познера, Internews, ВВС и других. Многие, пройдя путь становления на «ТВ-ИН», стали руководителями городских СМИ, уехали в столичные теле- и кинокомпании, прославились – и каждым я горжусь! Каждый год в день моего рождения телекомпанию наполняли вазы с моими любимыми подсолнухами, и мне это очень дорого. Когда уходил на пенсию, прослезились и ребята из коллектива, и я…
Конечно, оставлять своё детище было трудно. Но уныние – не для него.
– Люблю каждую свою работу, коллективы, даже проблемы и трудности, – улыбается… – Учил одних, у других учился сам…
Главные впечатления, которые можно получить от жизни, – это путешествия и общение: с людьми и книгами, фильмами и произведениями искусства. Я много ездил по миру, на пенсии позволил себе быть в поездках до пяти-шести месяцев. Сейчас мир закрыт, но и дома есть чем заняться – времени на всё не хватает. Встал – почитал, архивы разобрал, с женой что-то обсудил, кому-то позвонил, с кем-то встретился, дочери что-то посоветовал, с внучкой поговорил – всё, спать пора. Вернулся к давнему хобби – коллекционирую всё, что связано с фото. Хочу в загородном доме разобрать творческую мастерскую – расставить коллекцию. Организовал персональную фотовыставку «Такой, как есть», издал одноимённый фотоальбом... Вообще, вся моя жизнь – кайф. Потому что всегда иду по желанному пути с близкими духом людьми…