Пожалуй, самый молодой, но очень значимый профессиональный праздник отметили в России на минувшей неделе: в 2020 году премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении 28 апреля Днём работника скорой медицинской помощи.
Дата для праздника была выбрана не случайно. В этот день в 1898 году в Москве появились станции скорой помощи. Сейчас в распоряжении службы не только современные автомобили, но и вертолёты санитарной авиации. Работники скорой всегда на передовой, спасают жизни пострадавших в критических ситуациях, авариях и чрезвычайных происшествиях. В 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, в день на скорую поступало по 700–800 вызовов, медики вместе с заболевшими выстаивали многочасовые очереди на компьютерную томографию, оказывали неотложную помощь.
Станция скорой медицинской помощи Магнитогорска в 2017 году отметила 85-летний юбилей. Сейчас в городе работают четыре подстанции, в которых в круглосуточном режиме трудятся 32 бригады, 361 медицинский работник. Оказание экстренной медицинской помощи населению города осуществляют не только фельдшеры и доктора, но и анестезиолог-реаниматолог, педиатры, психиатры, работающие в специализированных бригадах.
Обычно скорая принимает 350–400 вызовов в сутки. Бывает и больше – так, за смену 27 апреля на пульт диспетчерской поступило 513 вызовов.
Но в день профессионального праздника не все звонки касались проблем со здоровьем – люди звонили и с поздравлениями. Более того, один мужчина принёс в подарок медикам компот и варенье. Сотрудники скорой отмечают: благодарное население – это очень приятно. «Значит, мы кому-то нужны, не зря работаем», – улыбаются специалисты.
Работа станции скорой помощи начинается в диспетчерской – здесь принимают вызовы пациентов и направляют бригады. Звонки поступают по телефону 103 и единому номеру 112. График работы – по 12 часов или сутки через трое. В штате 32 сотрудника. Все – фельдшеры, с линейных бригад.
– Своё отработали, – улыбается диспетчер Светлана Куторай. – Всё-таки молодёжи проще, они с аппаратурой, с дефибрилляторами, с носилками.
– Ностальгия есть, конечно, даже когда в отпуске видишь мигалку скорой помощи, вспоминаешь работу на выездах, – добавляет старший диспетчер Ольга Смирнова.
Информацию о вызове передают диспетчерам, принимающим решение, с какой из четырёх подстанций направить бригаду на адрес.
– Есть молодые ребята, которые только начали работать, – объясняет Ольга Смирнова. – Конечно, если видишь, что вызов на улице, человек без сознания, стараешься отправить более опытных специалистов. Если поступил срочный вызов, а на первой подстанции нет бригад – передаём на другую подстанцию.
Диспетчеры распределяют вызовы не только по сложности. Они могут определить, нужно ли вызывать бригаду скорой или можно перенаправить вызов на неотложную помощь. Служба неотложной помощи в Магнитогорске работает при поликлиниках. Если повод не срочный, речь не идёт об экстренной помощи, то к пациенту направят врача из поликлиники. Сроки – до двух часов.
Задача диспетчера – не только определить, насколько вызов срочный, но и выступить своего рода психологом, успокоить, предположить возможный диагноз.
Каждые пять лет диспетчеры проходят курсы повышения квалификации.
– Чаще всего звонят с проблемой повышенного давления, – отмечает Ольга Смирнова. – Это наши бабушки одинокие, которым не хватает внимания. Им нужно с кем-то поговорить, чтобы дали таблеточку. В обычные дни передаём такие звонки на неотложную помощь, есть свой список хроников, в выходные никуда не денемся – выезжаем. Сады обслуживаем, сейчас пошли вызовы. Люди начинают работать на участке, и давление повышается, с инсультом в прошлую смену вывезли из сада.
Что же касается вызовов к детям, если малыш младше трёх лет или звонок поступил в вечернее время, обязательно приедет скорая. На центральной подстанции работают две педиатрические бригады и ещё одна – на третьей подстанции Ленинского района.
– Бывает, ещё просим: «Поднесите ребёнка к трубке». Допустим, ларингит по телефону слышно, – уточняет диспетчер Ирина Алексеева.
С 25 апреля к диспетчерской городской станции скорой медицинской помощи присоединили и 11 районных подстанций: Агаповскую, Верхнеуральскую, Кизильскую, Фершампенуаза, Бредов, Варны, Карталов.
– Теперь они тоже все на экране. Отслеживаем, – говорит Ольга Смирнова. – Больше пока организационных вопросов. Помогаем выяснять причины вызова: «плохо» – это то ли сахарный диабет, то ли онкология, то ли человек в обморок упал. Контролируем их работу. Звонят из Агаповки: «У нас бригады заняты, помогите, пожалуйста». Часто просят помощи, если, к примеру, ДТП произошло в районе МОСа, Верхнеуральского водохранилища. Нам с третьей подстанции ближе ехать, отправляем бригаду. Из Аскарово часто просят о помощи, особенно если ехать в сторону аэропорта.
Самым сложным периодом в работе стал пик пандемии коронавируса, хотя обычно больше всего обращений в скорую помощь поступает в январские праздники.
– Тогда был шквал звонков, у людей паника, приходилось объяснять, что им делать в данный момент, – отмечает Ольга Смирнова. – В период пандемии в диспетчерской принимали по 700–800 вызовов в день, причём они были тяжёлые. И на КТ стояли долго, сначала по семь–восемь часов, иногда и десять. Бригада там стоит, а здесь кто-то должен вызовы обслуживать, нагрузка возрастает.
Главный врач станции скорой медицинской помощи Александр Михайлович Шумков уже три года в кресле руководителя, всего же его стаж работы в скорой помощи – 34 года. Скандалы с независимым
профсоюзом уже позади, был создан новый профсоюз, все претензии удовлетворены, конфликты улажены, отношения в коллективе нормализовались.
– Работа скорой определяется нормативными документами: доехать по любому вызову должны за 20 минут. Сегодня на утренней конференции в докладе было отмечено: в 99,12 процента случаев это требование выполняется.
Служба внедряет новые методики оказания экстренной медицинской помощи. Прежде всего, это тромболитическая терапия при остром инфаркте миокарда. Проводят её сразу «на колёсах», растворяют тромб внутри сосудистого русла, восстанавливая кровоток, что значительно улучшает состояние пациента. Раньше тромболитическую терапию проводили только врачебные кардиологические бригады, на магнитогорской станции скорой помощи её может провести любой фельдшер. Для этого работники скорой помощи постоянно проходят обучение, занятия ведёт кандидат медицинских наук.
– Профессия врача скорой помощи, без сомнения, героическая, но и опасная, – подчёркивает Александр Шумков. – Это и риск заражения инфекционными заболеваниями, и вероятность при выезде оказаться в ДТП, да и сами вызовы могут поступать из разных мест и по разным поводам. Иногда это наркоман с передозировкой, иногда пострадавшие в результате поножовщины. Выезжать на вызов нужно в любое время дня и ночи, в любую погоду. Пандемийный год был очень тяжёлым, как у всех медицинских организаций страны. Процентов 60 сотрудников переболели и потом вернулись в строй. Привлекали специалистов медицинского колледжа, чтобы они помогали в диспетчерской. Искали разные выходы.
С другой стороны, ситуация с коронавирусом позитивно отразилась на зарплатах сотрудников.
– Фельдшер получает больше 40 тысяч рублей, врач около 80, водитель 40–45 тысяч, – рассказывает Александр Шумков. – Но это всё со стимулирующими выплатами до конца 2021 года, потом будут ниже.
И тем не менее кадровая проблема сохраняется. Так, на станции скорой помощи работает только один реаниматолог.
– Один специалист после ковида уволился, второй умер, остался один врач, – объясняет руководитель. – Одна реанимационная, одна кардиологическая и одна специализированная психиатрическая бригада в сутки. Вакантные места все поданы на биржу труда, неоднократно выезжали в медицинский институт, но не нашли претендентов. Реанимационная бригада работает раз в три дня, и найти врача не можем, в принципе в городе проблема с реаниматологами. Многие выпускники медицинского колледжа, проработав несколько месяцев, уходят. Сложно выдержать. Если, к примеру, три смерти подряд – это очень тяжело морально.
Ещё один негативный фактор – частые жалобы населения, потоком льющиеся на страницы соцсетей.
За последний год, отмечает Александр Шумков, их число выросло в четыре раза!
– Жалобы были всегда, кто-то чем-то недоволен, это нормально. По каждой проводит разбор врачебная комиссия, всё досконально изучается. Но хочу отметить, обоснованная жалоба за этот период была всего одна.
Фельдшер Дина Варакина уже четыре года на скорой, пришла в службу сразу после окончания медицинского колледжа.
– Собиралась идти в поликлинику, но так получилось, что на практику попала на эту подстанцию. Очень понравилось на скорой, решила, что это моё.
Говорит, самые запоминающиеся вызовы – к роженицам. И самые ответственные, ведь речь идёт о жизни и здоровье и мамы, и малыша. Бывает и «треш» – наркоманы, поножовщина, пострадавшие в результате избиений, в том числе и дети после семейного насилия. В таких случаях работают с полицией.
– Бывало, теряли пациента, мы не боги, к сожалению. Стараемся сделать всё, что нам по силам, но не всегда удаётся. Морально тяжело терять пациента. В пандемию получила бесценный опыт, много было вызовов, и в очереди на компьютерную томографию люди умирали, пытались их спасти. Очень много было тяжёлых пациентов. Но работа интересная, получаешь гораздо больше знаний и опыта по сравнению с поликлиниками с ФАПами.
Добавим, в честь праздника ряд сотрудников магнитогорской службы скорой помощи были отмечены правительственными наградами, премиями губернатора и Законодательного собрания области. Также в адрес станции скорой медицинской помощи Магнитогорска пришло поздравительное письмо из Государственной Думы за подписью депутата Виталия Бахметьева. В нём особо был отмечен подвиг врачей скорой, оказавшихся на передовой борьбы с распространением коронавирусной инфекции.