Юность Анатолия пришлась на нестабильные восьмидесятые годы, когда страну трясло от перемен. Закрывались предприятия, люди теряли работу. Труднее всего было молодым, без опыта и образования: в новых условиях сложно определиться с профессией - какая даст перспективу, стабильность и твёрдую почву под ногами?
Анатолий, выросший в посёлке Сухтели, после школы сразу ушёл в армию, что оказалось весьма кстати. Пусть не было профессии, но служба помогла закалить характер. Дисциплину парень впитал с молоком матери: оба родителя - из казаков. Кто-кто, а казаки умеют воспитывать правильные нравственные ориентиры в своих детях.
Как-то не сложилось пойти учиться и после службы. Судьба забросила молодого парня в Орск, где его взяли на завод железобетонных конструкций формовщиком. Это сейчас трудно понять: как без специального образования, подготовки - и сразу к станку. Достаточно оказалось армейской службы, желания и упорства. Так что учился Анатолий на рабочем месте, постигая азы профессии на практике.
В начале девяностых Анатолий женился, родился сын, и семья переехала в Магнитогорск. На Магнитогорском металлургическом комбинате тогда запускали новое производство - коксохимическое. И снова парню повезло: на градообразующем предприятии не так часто идёт набор рабочих, а здесь - "требуются". Не понадобилась и справка о специальном образовании, тем более опыт работы на производстве был. Конечно, взяли сначала учеником разливщика стали, но довольно быстро Анатолий постиг премудрости процесса и стал разливщиком, гроховым - оператором шиберных затворов, а потом и старшим разливщиком.
Так и работает Анатолий Дубровский по сей день на четвёртой машине непрерывной разливки стали.
- Процесс вроде несложный, но соблюдения определённых параметров требует, - говорит Анатолий Николаевич. - Техническое задание разное, нужно выдержать необходимый химический состав. Сегодня, к примеру, разливаем сталь, которая пойдёт на автомобили.
Общаемся с Анатолием Дубровским на посту управления. Здесь не так жарко, как в цехе. Но рабочий то и дело вытирает пот с лица: обмундирование-то тяжёлое, войлочное. Тут и понимаешь значение выражения "семь потов сойдёт".
Спрашиваю: неужели никогда не хотелось сменить род деятельности, может, выучиться на профессию полегче, ведь всю жизнь "у ручья" - именно так называют разливщики место своей работы?
- Мне нравится, - просто отвечает Анатолий Николаевич. - Никогда за званиями и регалиями не гонялся. Работу свою люблю, потому что понимаю, что делаю, как это нужно делать и для чего. Да и здесь не в кабинете - ни под кого подстраиваться не нужно, работай честно - и этого достаточно.
То, что в словах Дубровского нет ни грамма лукавства, подтверждает и факт, что вместе с ним работает младший сын Владимир. Только месяц прошёл, как вернулся парнишка из армии. До этого успел окончить политехнический техникум - этим только и отличается от отца. Две недели погулял после службы и решил: нечего расслабляться, нужно идти работать. Повезло попасть в бригаду к Анатолию Николаевичу. Теперь отец наставник не только по жизни, но и в профессии. Чувствуется у парня отцовская хватка: работает разливщиком совсем немного, но уверен: это то, что ему нужно. Уже получил первую заработную плату, вполне достойную. Как и отец, считает, что рабочая специальность - лучшая инвестиция в будущее.
Только добросовестный, честный труд даст опору в жизни. А награды героев найдут, даже если они не стремятся в передовики. Несколько лет назад Анатолию Дубровскому вручили медаль Петра I за самоотверженный труд на благо России. Имеет он и звание почётного металлурга. А в этом году в честь профессионального праздника его удостоили медали "За трудовую доблесть".
Поскольку разговариваем с Анатолием Николаевичем в цехе, долго общаться не получается: его требуют "на передовую".
- Пока чувствуешь себя востребованным, понимаешь, что чего-то стоишь. Это лучше всех наград, - заключает Дубровский и спешит туда, где нужны его опытный глаз и совет - к огненной реке, у которой он несёт трудовую вахту уже больше четверти века.