В рамках конкурса "Учитель года России-2010" состоялся вечер встречи с конкурсантами прошлых лет - причем не год-два назад, а с самого начала конкурса, который стартовал в 1990 году по инициативе "Учительской газеты" - тогда еще выбирали лучшего учителя Советского Союза.
Потому что конкурс, как заявили участники встречи, остался с ними навсегда - и по мере возможности каждый год они снова собираются вместе, чтобы принять участие в судействе, провести мастер-классы по своим предметам и наоборот - чему-то научиться у конкурсной молодежи.
Еще на открытии конкурса первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Владимир Садырин довольно ярко рекомендовал нам своего друга Олега Парамонова - "Учителя года-1993". Он блестящий литератор - как учитель, а ныне преподаватель, так и поэт, издавший восемь книг ("Девятую еще не успел", - улыбается Владимир Садырин). Наш земляк - родился в Усть-Катаве, правда, теперь живет и работает на Брянщине. Недавно стал профессором, может прочесть любое стихотворение, поскольку знает практически всю поэзию… И уже сложилась традиция, что в одном из этапов конкурса, когда из 15-ти участников набирается пятерка финалистов, он на каждого пишет эпиграммы: "Словом, с ним вам точно будет о чем поговорить", - резюмирует замминистра. А Олег Геннадьевич, пока длится эта тирада, краснеет от смущения.
- Скажите сразу: это теперь уже стало хобби - ездить каждый год на конкурс?
- (Смеется). И хобби, разумеется, и приятное времяпрепровождение, на котором я черпаю много полезного. Надо сказать, я благодарен "Учителю года", который в прямом смысле изменил всю мою жизнь, которая, как и у любого учителя, была довольно однообразной. А став победителем конкурса, получил возможность работать в Германии, в Будапеште, многое увидел, узнал…
- Это тогда на конкурсе вам делали такие щедрые подарки?
- Нет, просто мне довелось участвовать в нем в довольно сложный период. Это был октябрь 1993-го, когда снова "брали" Белый дом. А второго числа в Останкине проходил финал "Учителя года", и я проводил урок, поскольку сейчас финал - просто шоу, на котором раздают "Пеликанов", а раньше это была часть конкурса. И на сцене стояли парты, конкурсанты проводили уроки, работало жюри - общественное, детское и профессиональное, активное участие в действе принимал Ролан Быков… А на следующий день там уже стреляли. И парты, где еще вчера сидели дети, пошли на баррикады. Теперь они в музее Останкина - простреленные парты. Очень знаково, мне кажется. Словом, вручение "Пеликана", а вручить его мне должен был сам Ельцин, не состоялось - по понятным причинам. Я вернулся в Брянск и работал у себя в гимназии, несколько раз приезжал в Москву, но Борис Николаевич был занят, занят, занят… И вот уже в мае следующего года, в канун нового конкурса я снова приехал - и опять "Пеликана" мне вручить не смогли, но, извиняясь, предложили: а может, поработаете за границей? Я, как вы понимаете, с большим удовольствием отказался от статуэтки в пользу такого опыта - и на три года поехал в Берлин, работал в школе при нашем посольстве. Это было замечательное время - еще и потому, что именно в Германии вышел мой второй сборник стихов, его спонсировали сами немцы. Через три года вернулся в Брянск, а потом снова уехал на два года - на этот раз в школу при посольстве России в Будапеште. И через два года снова вернулся в Россию - уже насовсем.
- А почему не остались за границей?
- Как это ни пафосно звучит, я понял, что нужен своей стране. К тому же, все, что хотел, я посмотрел, заграничная жизнь меня не устраивала… Да и в России к тому времени начались крутые перемены, опять же, в связи с конкурсом: его победитель не просто возвращался в свою школу и продолжал работать, а был востребован по всей стране. Вот я, к примеру, объездил всю Вологодчину, Тюменскую область, на днях вернулся из Сибири, дважды был в Чечне, а сразу после конкурса у вас лечу в Салехард, Надым, Ноябрьск и так далее...
- То есть, школа все-таки потеряла учителя в вашем лице?
- Как раз наоборот, приобрела. Я ведь езжу по России и даю уроки. Зачем, к примеру, учителям из глубинки ехать на мастер-класс или семинар в Екатеринбург? Почему бы мастеру из Екатеринбурга не приехать в ту самую глубинку?.. Я приезжаю в сельскую местность, узнаю у детей, что они проходят по литературе на данный момент, вклиниваюсь в тему, даю по ней урок, на котором присутствуют все учителя, - человек 20-30… Потом провожу мастер-класс для учителей, потом - "круглый стол", на котором делюсь опытом с ними, а они - со мной, потом - поэтический вечер, где я читаю свои стихи…
- Понятно: этакие педагогические гастроли…
- (Смеется). Совершенно верно. И так езжу не только я - Артур Заруба, мой приятель и победитель конкурса в 92-м году, другие участники прошлых лет… Школа "заказывает" нас в зависимости от того, какой предмет их интересует. И мы едем: литератор, физик, математик…
- Вы же, я так понимаю, и в брянской школе должны преподавать… Как удается совмещать труд на месте с выездами "на поля"?
- Очень просто: я работал со своим другом, по совместительству - директором школы. И мы договорились сразу, что я, во-первых, беру не так много часов, во-вторых, начитываю детям материал сразу в течение, например, месяца, а потом могу быть свободным целый месяц. Так в свободном полете я пробыл довольно длительное время, но теперь на Брянщине, к сожалению, сложилась не очень здоровая атмосфера в образовании: уволили начальника департамента, стали зачем-то резко омолаживать коллектив директоров школ… Под "раздачу" попал и мой друг, и я ушел из школы вместе с ним - в поддержку, так сказать. А до этого ко мне часто обращался ректор нашего университета с предложением работать у них. Как только оказался свободным, я тут же поступил на службу в университет и даже стал профессором.
- Какое-то время вы были председателем жюри "Учителя года"…
- Председателем жюри года нынешнего был победитель прошлогоднего конкурса, и я не был исключением. В момент проведения конкурса, на котором я должен был председательствовать в жюри, я уже был в Германии. Разумеется, меня вызвали, оплатили дорогу, командировочные… Это обошлось конкурсу в копеечку, и, вероятно, организаторы прикинули: а если следующий победитель будет работать, к примеру, в Америке - во сколько им обойдется его командировка? И решили избрать постоянного почетного председателя жюри, коим и стал тогдашний ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий, которому я торжественно передал эстафету председателя жюри конкурса "Учитель года", и этим горжусь.
- Какие изменения претерпел конкурс?
- Пожалуй, основное - география проведения. Когда министром образования страны стал Фурсенко, он решил проводить конкурс не только в Москве, а по всей стране - на родине победителя. И я считаю, это правильно. Конечно, многие конкурсанты никогда не видели Москву, финансовое положение учителей - сами знаете, не до поездок. А на конкурсе обычно возят на экскурсию, водят в театр, причем хороший, где выступают известные артисты… Но нам, членам жюри, очень интересно именно ездить по стране, наблюдать уровень подготовки учителей, оснащенности школ… Опять же, есть возможность договориться о сотрудничестве и посещать эти края с, как вы говорите, педагогическими гастролями.
- Еще вы сказали, что раньше вручение "Пеликана" проходило в конкурсный день…
- Совершенно верно, на церемонии закрытия конкурса не был известен победитель, которого определяли здесь же из пятерки финалистов, по итогам открытого урока на сцене. И в зале работало три жюри - детское, общественное и профессиональное. Почему мы отказались от этого принципа? Если в зале хорошая поддержка, если человек под ее воздействием отлично держится на сцене, ведет себя более выигрышно, зал ему аплодирует, общественное и детское жюри отдает ему победу… А методика урока объективно лучше у другого претендента, который блеснул на уроке в школе, а не на сцене в финале… Присудить заслуженную победу второму - зал не поймет. И мы решили: пусть оценивают профессионалы, а элементы шоу оставим на финал. Еще о новинке в конкурсе, и это очень важно: обеспечение техническими средствами конкурсантов, которые блестяще ими владеют. И это поражает.
- А вы разве не владеете тем же компьютером, интерактивной доской, которыми оснащены практически все школы в стране?
- Нет, когда меня спрашивают об этом, я отвечаю:
Переходя с компьютером на ты,
Я, как поэт,
скажу без отлагательств:
Служенье муз не терпит суеты.
Тем более -
технических вмешательств.
Поэтому я служу музам посредством рук, голоса и самого обычного мела. Хотя однажды я попытался соединить себя с техникой. Сразу после конкурса я в Москве буду проводить открытый урок на тему "Мы сохраним тебя, русская речь". Там мне нужен текст, который все бы видели и обсуждали. В классе это сделать легко - распечатать листы. Здесь же я впервые буду работать в большом зале с большой аудиторией. И я хотел, чтобы был телетекст, электронная доска и компьютер, куда бы я вставил флЕшку.
- Боже мой, сразу видно, что вы не гуру в компьютерах, так мило вы произносите это слово - правильно говорить флЭшка.
- (Смеется). Ну да, это я специально называю ее так - уничижительно: флЕшка - плЕшка… Ну, пусть будет флЭшка. Так вот, мне отказали: мол, чтобы из-за меня тащить в зал все названное. И тут я окончательно понял: значит, бог сказал - не надо, не твое это дело, занимайся тем, чем занимаешься. И знаете, ведь не случайно и Пушкин, и Лермонтов писали свои стихи и дневники гусиным пером, хотя в то время уже имелось стальное. А потом и Бунин возмущался: как это так - писатели могут работать на пишущих машинках? Вот ведь оно, продолжение мысли - рука, а ее продолжение - бумага и ручка. И он сам всю жизнь писал ручкой и так и не освоил пишущую машинку. И я пишу ручкой. А вот наши конкурсанты отлично дружат с оргтехникой, и это блестяще.
- А помог ли конкурс поднять престиж профессии учителя? Вот, я вижу, Первый канал активно начал освещать его работу…
- Конкурс, в котором принимал участие я, освещал телеканал "Россия". Трансляция была через месяц, помню, как ко мне прибежал мой сосед с криком: "Тебя показывают по телевизору!" Теперь конкурс стал более громким, действительно, за его освещение взялся Первый канал, и даже была специальная программа - "Пусть говорят", по-моему. Но там к теме подошли очень однобоко: пригласили известных представителей канала - того же Андрея Малахова, Елену Малышеву, которые пригласили своих учителей... Нам почему-то показали аттестат Филиппа Киркорова, и, хоть у него там были одни пятерки, его почему-то сразу окрестили "Филькиной грамотой"… И участников конкурса, его победителя оттеснили в сторону. А это, я считаю, неправильно. А престиж профессии, вы правы, нужно поднимать, я уж не говорю о зарплате. И очень все это грустно. А в последнее время учителей вообще стали обвинять во взяточничестве, это меня приводит уже в негодование. Я часто участвовал в программе "Пусть говорят", когда тема была мне близка, но однажды отказался, когда узнал, что там будут говорить о взяточничестве среди учителей. По этому поводу я написал стихи:
В столице или Вятке,
но наш удел таков:
Для педагога взятки -
любовь учеников.
Невелика зарплата,
а труд неоценим.
Я взяточник, ребята.
Поскольку я любим.
Вот и все.