Разговор с исполняющей обязанности старшего инспектора по делам несовершеннолетних УМВД России по Магнитогорску Еленой МУСИЕНКО начался с вопроса о характере детских преступлений.
- В предыдущие годы показатели не радовали, но сейчас нарушения снизились почти наполовину, если точнее, то на 40 процентов. Статистику портил один воришка, на совести которого более 80 преступлений имущественного характера - в основном, кражи из машин. Тяжких преступлений среди несовершеннолетних нет, - констатировала Елена Ивановна.
Дети в большинстве своем повинны в кражах из торговых центров. Ухитряются воровать даже "чиповые" товары. Для Магнитки характерна общероссийская тенденция - ворами становятся сыновья далеко не нищих родителей. Отпрыски богатых семейств идут на преступление не ради копеечной наживы - адреналина им не хватает. Есть и те, кто попал в дурную компанию.
- Через несколько дней откроются летние трудовые лагеря. Город и центр занятости предоставят детям возможность заработать, - поясняет Елена Ивановна. - Средняя зарплата примерно четыре тысячи рублей. Однако не все стремятся честно трудиться.
С середины мая инспекция вместе с городским отделом по делам молодежи, комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства проводят профилактическое мероприятие "Подросток" в рамках программы "За здоровый образ жизни". Полиция выявляет своих подопечных: тех, кто замечен в употреблении спиртного или психотропных веществ. Наказывает взрослых, вовлекающих подростков в пагубные занятия. Выявляет нерадивых торговцев, продающих детям алкоголь с табак. "Изымает" детей у родителей наркоманов. Правда, крайние меры применяет лишь в случае, если ребенку угрожает опасность. Не так давно у тридцатилетней мамаши-наркоманки забрали двухлетнего малыша.
- Школа к нам обращается, когда исчерпала свои возможности, - объясняет Елена Ивановна. - Иногда не могут найти ребенка. Выясняем, что семья переехала, но вовремя не сообщила. Кто-то прогуливает, ссылается на болезнь, но подтвердить недомогание медицинской справкой не может. В последнее время не все родители ответственно относятся к образованию детей. Разрешают занемогшему ребенку несколько дней побыть дома, не заручившись справкой от врача. Родители не осознают, что нарушают права ребенка, воспитывая его не должным образом. Деяние подпадает под статью Административного кодекса. Вызываем родственников на комиссию по делам несовершеннолетних.
Несколько лет назад активность инспекторов службы ПДН оборачивалась головной болью для администрации приютов. Не было мест, чтобы разместить всех ребятишек, изъятых во время рейдов.
- Места в приюте находят, - отвечает Елена Ивановна. - Чтобы не травмировать детей, их могут временно, до принятия решения компетентных органов, передать на попечение близким родственникам.
Елена Мусиенко проработала в службе 15 лет. Ее первые подопечные из Правобережного района уже сами стали родителями. За эти годы изменилась психология подростков, отношение к преступлению. Политика гуманизации породила в детских умах осознание безнаказанности. Подростки на пятерку вызубрили свои права, но на двойку знают свои обязанности. Совершив проступок, уверены, что к ним отнесутся более лояльно, чем к взрослым. Отсюда и халатное отношение к приговору суда: не исполняют предписания, не являются на проверку, иногда идут на повторное преступление, уверенные, что им всего лишь погрозят пальчиком. Но суд не всегда проявляет гуманность, тем более в отношении распоясавшегося ребенка. Приятели автомобильного воришки, на счету которого 80 краж, притихли, узнав, что их дружка приговорили к реальному сроку лишения свободы.
Бывают и другие примеры. Елена Ивановна рассказала о юноше, который вместе с приятелями совершил грабеж. На суде подросток признался, что не заметил, как шутка обернулась преступлением. Парень осознал ошибку, раскаялся, взялся за учебу, выполнял все предписания инспекции и в результате был досрочно освобожден.
Продвинутые дети ищут легкие пути: не считают зазорным попасть в класс, который раньше именовался ЗПР - задержка психического развития - там легко учиться. В старших классах проявляют социальную незрелость, руководствуясь собственными желаниями. Девятиклассница бросает школу, чтобы служить в полиции или МЧС. Девушка желает носить погоны, но никак не возьмет в толк: прежде чем надеть красивую форму надо долго и упорно учиться. Другие выпускники за полгода до экзаменов почти забрасывают учебу. Пока взрослые ломают копья по поводу ЕГЭ, дети давно освоили эту форму контроля и перестали готовиться к экзаменам.
В разговоре со старшим инспектором коснулась так называемого комендантского часа. После долгой зимы молодежь высыпала на улицу. В 23.00 еще светло, как днем, зачем же тащить в участок припозднившихся подростков?
- Для их же безопасности, - парирует Елена Ивановна. - Но с каждым задержанным разбираемся индивидуально. С начала года составили 239 протоколов, а задержали почти в два раза больше. Проверяем дискотеки, и если в зале есть несовершеннолетние, наказываем владельца клуба. Снижение числа преступлений, совершенных в отношении подростков в темное время суток, доказывает - мы на верном пути.
Что надо сделать, какие законы принять, чтобы само понятие "детская преступность" исчезло? Елена Ивановна назвала - забота семьи и государства. Если перевести это в конкретные дела и поступки, то родители обязаны знать о проблемах детей и больше внимания уделять своим чадам. Государство обязано заботиться о доступности дополнительного образования - обязательно бесплатного. Благо кружков, секций, объединений по интересам в городе становится все больше, и это существенно снижает показатели детской преступности. С начала года зафиксировано 81 преступление. Если учесть, что в городе приблизительно 17 тысяч несовершеннолетних, от 14 до 18 лет, то процент детской преступности составляет 0, 5. Это и есть хороший показатель работы подразделения ПДН.