Двенадцатого января 1722 года в соответствии с именным высочайшим указом Петра I правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. В новой России профессиональный праздник работников надзорного ведомства отмечается с 1995 года.
В XXI веке масштабные реформы в различных сферах российского общества, реализация национальных проектов страны требуют от государственного органа нового качества прокурорского надзора. В числе приоритетных направлений деятельности – борьба с преступностью и коррупцией, обеспечение единства правового пространства страны, защита прав и законных интересов россиян. Одним из действенных механизмов реализации народовластия является работа с обращениями граждан в надзорное ведомство. О новых форматах общения с магнитогорцами, действенности органов государственной власти – в интервью с прокурором Правобережного района Магнитогорска старшим советником юстиции Николаем Крынецким.
– Николай Сергеевич, прежде чем говорить о наиболее типичных заявлениях горожан, напомните дни и часы приёма.
– В прокуратуру района ежедневно поступает около десяти обращений по различным вопросам. Граждан принимаем в будни в течение рабочего времени. Жители могут получить разъяснение законодательства либо обратиться с заявлением или жалобой к дежурному работнику прокуратуры. В 2021 году страна жила в условиях распространения коронавирусной инфекции. Безусловно, это наложило отпечаток на особенности организации приёма граждан. Сотрудники прокуратуры принимают людей в средствах индивидуальной защиты. При необходимости медицинские маски выдаются заявителям. Антисептические средства размещены в общедоступных местах.
Мой день приёма – понедельник, с 9.00 до 18.00, обеденный перерыв – с 13.00 до 13.45.
– Есть ли новые методы работы с обращениями горожан?
– Ежедневно контролируем сроки исполнения, полноту разрешения проблем, указанных в заявлениях, в том числе с применением программы веб-надзора, которая позволяет отслеживать число жалоб, находящихся на рассмотрении, исполнителей, а также сроки рассмотрения. Контролируем, чтобы заявители в течение семи дней были информированы о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования. Кроме того, ежемесячно производим сверку ответов с изучением надзорных производств по жалобам. Обращаем внимание на возвращение гражданам приложенных к заявлению документов.
Проверяем, правильно ли определён контролирующий орган, в который направляется обращение. Решая перенаправить жалобу, обязательно учитываем социальный статус лица: является ли он инвалидом, ветераном или относится к иным незащищённым группам населения. В этом случае даже при наличии формальных оснований для перенаправления жалобы в другие органы решаем проблему в прокуратуре района. Так, за помощью в ведомство обратился инвалид, участник Великой Отечественной войны гражданин М. Проверка, организованная по заявлению, выявила, что ветеран, пребывавший в городской больнице № 3, не в полном объёме был обеспечен лекарственными средствами. Прокуратура района внесла представление об устранении недостатков. В результате права заявителя были восстановлены, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
– В период пандемии многие ведомства ограничили приём граждан либо использовали дистанционный формат контакта. Какие способы общения применялись в прокуратуре?
– В минувшем году использовали различные форматы личного приёма граждан. Несколько магнитогорцев обратились за содействием в решении проблем к заместителю прокурора области. Встреча проходила с использованием системы видео-конференц-связи. Прокуратура района практикует выездные приёмы. В прошлом году в таком формате прошли встречи с коллективами общества инвалидов Правобережного района, обувной фабрики. Во время приёма два работника озвучили факты нарушения сроков выплаты заработной платы. Проверка показала подтверждение доводов заявителей. Прокуратура внесла представление, в отношении организации и должностного лица вынесены постановления о возбуждении дела в рамках КоАП за нарушения трудового законодательства. Директору объявлено предостережение о недопустимости нарушений закона, на локальный акт организации принесён протест.
Практика выездных приёмов будет продолжена, в планах – встречи с коллективами предприятий и социальных учреждений района.
– С какими жалобами люди чаще всего идут к прокурору?
– Анализируя обращения нарушений в сфере социальных прав, выявили, что более всего люди жалуются на ущемления трудовых прав. Иллюстрацией может стать обращение в прокуратуру гражданина Н. Проверка установила, что Н. работал в должности охранника без заключенного в письменном виде трудового договора. В связи с выявленными нарушениями закона в адрес руководителя организации внесено представление об их устранении. Должностному лицу направлено уведомление о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. В настоящее время меры прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены.
– Высок ли уровень исполнения мер прокурорского реагирования?
– В этом вопросе весьма показательным является надзор за соблюдением законодательства в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних – исполнение предписаний превышает 60 процентов. Если представить показатели в цифрах, то из 32 удовлетворены 20 обращений. Наблюдается значительный рост числа обращений по вопросам защиты жилищных прав детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в ходе рассмотрения заявления Ф. по вопросу нарушения его жилищных прав установили, что магнитогорец относится к названной льготной категории. Поскольку у Ф. отсутствует жильё, он был взят на учёт на получение жилой площади из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Согласно закону, органы исполнительной власти должны обеспечить Ф. жильём не ниже установленных социальных норм. Однако до настоящего времени законные квадратные метры ему не предоставлены.
Выявив нарушения, прокуратура подготовила и направила в Правобережный районный суд заявление: возложить обязанности на администрацию Магнитогорска по предоставлению Ф. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров. Жильё он должен получить за счёт средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые предоставляются из бюджета Челябинской области. Лично контролирую исполнение решения суда.
– Рассматривает ли надзорное ведомство анонимные обращения?
– Безусловно, в общем порядке. Естественно, что ответа аноним не получает. В качестве примера приведу анонимное обращение, поступившее в прошлом году. В письме содержались доводы о возможных нарушениях закона при отбывании судебного наказания: обязательных работ на территории монумента «Тыл–Фронту».
Проверка установила, что гражданин Т., являясь должностным лицом, получил взятку за незаконные, продиктованные корыстью действия. Осуждённый Н., которого суд приговорил к 300 часам обязательных работ, предложил Т. денежные средства за внесение заведомо ложных сведений в первичный табель учёта рабочего времени, а также сведений об отбытии наказания Н.
Т. получил от осуждённого взятку в размере 18 тысяч рублей. Средства за совершение незаконных действий были переведены с банковского счёта. Поскольку факт содержал достаточно данных о признаках преступления – получение взятки, – прокуратурой района вынесено постановление о направлении материалов проверки в Правобережный межрайонный отдел СУ СК РФ по Челябинской области. В результате рассмотрения постановления возбуждено уголовное дело, обвинительное заключение по которому уже утверждено прокурором района, а уголовное дело направлено в Правобережный районный суд.
– Говорят, преступление легче предупредить, чем раскрыть. Как прокуратура исполняет профилактические функции надзорного ведомства?
– Проведение разъяснительной работы среди граждан считаем важным направлением работы. В текущем году наши сотрудники разместили на сайте областной прокуратуры информацию, разъясняющую порядок подачи заявлений в службу судебных приставов. Кроме того, в лечебном учреждении прочли лекцию, в которой разъяснили меру ответственности за ненадлежащее рассмотрение обращений. Во время личного приёма граждан сообщаем заявителям о сроках и порядке рассмотрения обращений в органах прокуратуры, государственных и муниципальных органах, а также комментируем другие нормы действующего законодательства.