Еще пять лет назад - в 2006-м - в Магнитке спорили, нужна ли детям школьная форма. В то время мы уже натешились свободой и демократией, ведь единую форму фактически отменили в 1992 году, с момента принятия "революционного" закона об образовании.
Мы подустали от вечерних платьев и маек с Микки-Маусом на уроках. И уже успели немного соскучиться по заклейменной ранее советской форме, но своих детей так ни за что бы не нарядили. Общество медленно, но верно взяло курс на введение новой школьной формы. Первопроходцами стали школы № 28, 31, 33, 36, 42 и начальная. Во многих учебных заведениях использовали переходный вариант - договорились об едином стиле. В шестьдесят седьмой носили джинсовые брюки и пиджаки, в пятой - белые рубашки и галстуки… Спрос рождает предложение - поставщики школьной одежды начали бороться за магнитогорский рынок, формируя школьную моду.
Спустя пять лет назад - в 2011-м - в Магнитке рассуждают, какой должна быть школьная форма. Споры о том, нужна она или нет, уже неактуальны. Ведь она фактически введена во всех школах города, особенно в начальном звене.
- На совете руководителей мы рассматривали вопрос о форме, - объясняет заместитель начальника управления образования Татьяна Полунина. - Никто ее не отменяет и никто не навязывает - решение индивидуально принимает каждое образовательное учреждение. Но даже не обсуждается, что ребенок должен быть чистым и опрятным, аккуратно одетым. Соблюдение санитарно-гигиенических условий - это здоровье наших детей. Плюс есть дресс-код, формирующий единый стиль учреждения. Нормативных документов по форме нет - производители предлагают родителям различные варианты, те принимают предложение. Это даже дешевле и проще, чем придумывать каждый день, во что ребенка одеть. К тому же, форма дисциплинирует, воспитывает. Недаром в английских школах носят форму и гордятся ею. Если в наших школах формируются подобные традиции - это хорошо. Сейчас форма красивая и стильная. Судя по ежегодному параду первоклассников, она есть фактически во всех школах, а младшие школьники с удовольствием ее носят.
- С первого по четвертый класс у нас с одеждой очень строго, но у малышей вообще по этому поводу вопросов не возникает, - рассказывает заместитель директора школы № 28 Татьяна Галиулина. - В каждом классе своя форма, отличающаяся цветовой гаммой, стилем и моделями. В среднем звене более свободный стиль, дети начинают пробовать разные варианты, но существует дресс-код. Мы ставим своей целью сохранить форму в среднем и старшем звене.
В пятой школе теперь тоже форма для начальных классов: сарафаны, брюки и жилеты в синей гамме. В пятом-шестом классах носят форму около 80 процентов учеников. А потом стиль определяет дресс-код: введен запрет на "джинсу", спортивную одежду и вечерние наряды.
- Одно время мы считали, что джинсы - это удобно, - говорит директор школы № 67 Елена Буряк. - Но потом родители и дети стали говорить, что это не комильфо, вчерашний день. К тому же, трикотаж лучше "дышит". И уже третий год подряд у нас введена единая форма на параллель. Я вот точно могу определить, из какого класса ребенок пролетает мимо меня пулей по коридору. Общественное мнение в городе сформировано - когда принимаем в школу новых учеников, родители сразу спрашивают, есть ли у нас форма и какая. Когда все в форме, вид у класса совершенно другой, нет бедных и богатых - это социальное равенство, за которое мы так ратуем. Но старшеклассников одинаковая одежда напрягает, возникают внутренние противоречия. В этом возрасте они уже умеют подбирать вещи, формируют свой индивидуальный стиль.
В начальных классах школы № 54 форму тоже ввели три года назад.
- Это дисциплинирует не только учеников, но и родителей, - считает директор Елена Руденко. - Если нет формы, родители одевают детей кто во что горазд и у кого какие деньги. А теперь у всех школьная форма темно-синей гаммы.
- В свое время для духовной и нравственной свободы важно было отойти от советской школьной формы, - уверена психолог центра социальной помощи семье и детям Любовь Байбурдина. - Негативное отношение к ней было связано с тоталитарной системой, зомбированием. Сегодняшняя форма не лишает свободы, но дисциплинирует, настраивает на деловой лад. Есть примеры, когда дети унижают плохо одетых сверстников. А форма - это модная современная одежда, она обеспечивает определенную степень равенства. Говорят, форма убивает индивидуальность, но этого легко избежать через вариативность. Должно быть несколько предметов одежды, чтобы ребенок мог делать выбор. Школа - это детское учреждение, поэтому нужно учитывать возрастные особенности. Одежда не должна сковывать движения, ведь ребенок развивается через физическую активность. Поэтому не подходят строгие костюмы и пиджаки. Не должно быть синтетических тканей, ведь ребенок целый день в этой одежде. Коричневые и синие цвета несут негатив. Яркие должны быть разбавлены, будто в них капнули молока - нежно-красный, нежно-желтый. Можно заставить детей носить "белый верх, черный низ", но более правильная установка - приемлемая свободная одежда, но без излишеств - маечек, неформальных вещей.
- На мой взгляд, введение школьной формы - попытка задержать время, своего рода любование ретро-ценностями, - считает дизайнер Рита Ковтун. - Свои плюсы есть - она позволяет родителям лишний раз не волноваться за внешний вид ребенка. Сводится на нет неизбежное в любом коллективе, даже детском, тщеславие, соперничество, которое отвлекает от учебы. И еще - в наших детских магазинах творится такое цветовое и стилевое безобразие (платья для девочек ядовито-розового цвета со стразами - все видели?), что униформа на их фоне выглядит оправданно, она приучает детей к понятию дресс-кода. Минусы - во-первых, чрезмерное стремление взрослых придать детям черты "офисного планктона", отсюда этот серый цвет, жесткие жилетки, английская клетка, сарафаны-футляры для девочек, непрактичные белые рубашки, которые все время пачкаются чернилами. Во-вторых, плохие материалы. Школьная форма шьется из костюмной ткани, чаще всего синтетической, потому что натуральные материалы слишком дороги, в итоге большую часть времени школьники носят синтетику, она даже на ощупь неприятна, не дышит кожа. В СССР были жесткие ГОСТы в отношении детской и школьной одежды. Сейчас же либо покупается низкокачественная одежда китайского пошива, либо форма отшивается небольшими заказами для классов, и до качества ткани никому нет дела. Школьная форма в СССР сейчас видится как тренд, но больше в силу ностальгии и моды на винтаж. Если вспомнить реальное положение дел, то в СССР люди одевались кошмарно, с огромным трудом добывалась просто "нестрашная" одежда, и отчасти в нашем нынешнем российском культе непомерной роскоши виноваты именно спартанские советские условия, в которых жили целые поколения. Советская школьная форма при всем ее очаровании на старых фото - явление того же толка. Определенный школьный дресс-код все же необходим, но умеренный, без перегиба в сторону стиля маленьких политиков. Если ребенок будет одет не в серое с белым воротничком, а просто в удобную просторную одежду сдержанных цветов, из дышащих материалов, по погоде - это не помешает учебному процессу, а облегчит его в разы
Если у вас есть мнение по поводу школьной формы, пишите на электронный адрес: gor@magmetall.ru">gor@magmetall.ru, также ждем ваших звонков во вторник 6 сентября с 15 до 17 часов.