Так уж случилось, что вся его жизнь - экзамен на умение принять верное решение. Сегодня можно признаться, что Пётр Бибик сдавал этот экзамен на "отлично". Правда, признаётся, и переоценить за это время пришлось многое. Но главным принципам остался верен. Этому учил своих подчинённых, это воспитывал в своих сыновьях. Впрочем, обо всём по порядку.
Детство. Комсомол. Магнитка
О советских годах Пётр Иванович вспоминает с благодарностью: жили скромно, зато и соблазнов у его поколения было меньше, чем у нынешней молодёжи. Он из рабочей семьи. Мама, Анна Николаевна, 32 года отработала машинистом крана в бойном отделении копрового цеха: работая в трёхсменке, поднималась на высоту пятого этажа и всю смену разбивала огромным шаром мульды, ковши, изложницы… Дым, пыль, осколки - её, травмированную, даже в больницу увозили. Была депутатом, награждена орденом "Знак почёта", множеством медалей. Отец, Иван Григорьевич, участник войны, 33 года был машинистом разливочного крана. На пенсии протянул всего год - умер, когда Петру Бибику было без малого 21.
Горный институт Пётр окончил с отличием - получил диплом инженера-механика и звание кандидата в члены партии. Его хотели оставить на кафедре - продолжать работу по улучшению стойкости валков. Но Пётр Иванович решил пойти на второй мартен - туда же, где работал отец. Через год слесаря Бибика избрали заместителем секретаря комитета комсомола комбината.
Потом были десять лет комсомольской работы. Инициативность, романтизм и вера в идеи - об этом он знает не понаслышке. И по сей день помнит, что такое комсомольское братство. Через девять лет, уже в должности второго секретаря Челябинского обкома комсомола, Бибику выпала честь организовывать Всесоюзную комсомольскую стройку, развернувшуюся на строительстве кислородно-конвертерного цеха ММК. Курировал работы лично Ромазан, к которому однажды подошёл Бибик: "Иван Харитонович, сил нет в Челябинске - домой хочу, возьмите обратно на комбинат!" Взгляд Ромазана потеплел: "Возвращайся!" Уже потом, в 2014-м, возглавив Дворец спорта имени народного директора, планируя открыть музей его памяти и листая документы, Пётр Иванович узнал, что в своё время точно так же Иван Ромазан, тогда главный инженер Нижнетагильского комбината, пришёл к министру чёрной металлургии СССР Ивану Казанцу: "Домой хочу - верните меня в Магнитку!"
Металлурги могут всё
В 87-м Бибик - начальник цеха эмалированной посуды ММК. В производстве постоянный брак: металл рвётся при глубокой штамповке, эмаль отколупывается от посуды мелкими осколочками - так называемой рыбьей чешуёй. Причина известна: плохой металл для эмалирования из-за отсутствия вакуумирования стали на мартене, а также грубых нарушений технологии при посадке рулонов в нагревательные печи ЛПЦ-3. А премий лишали сотрудников эмальцеха, да и людей, "дотягивая" план, привлекали в ночные смены. У Бибика в подчинении 1300 человек - и почти все женщины, судьбы - не сахар, много таких, кто зарабатывает на кусок хлеба и для себя, и для детей, которых воспитывают одни. Словом, на одном из президиумов Пётр Бибик выступил: "Вот пришёл вагон из Череповца - прекрасный металл, и брака нет. Так давайте там и будем покупать!" Ромазан, патриот ММК, рассвирепел: ты, мол, кто такой - указывать! Но потом, в разговоре с Бибиком, потрепал по плечу: "Ты не за себя - за коллектив радеешь, мне такие нужны!"
Вскоре начал работать в профсоюзном комитете: сначала в должности заместителя, а потом и председателя. Перестроечный хаос добрался и до комбината: отсутствие заказов, нехватка денег, забастовки и массовый исход с предприятия рабочих. Подливала масла в огонь пресса, вдруг ставшая свободной и злой на язык. В стремлении накормить и одеть-обуть коллектив прибегли к схеме "натурального обмена" - бартера. Система была настолько жёсткой, что даже сам Ромазан должен был обращаться в профком с заявлением с просьбой выделить ему тот же холодильник. От имени рабочих профком писал протесты в адрес власти, требуя наведения порядка и даже отставки правительства. Член Центрального комитета профсоюза работников горно-металлургической отрасли, Пётр Бибик участвовал в разработке нового Трудового кодекса, ведь советский КЗОТ уже никуда не годился. В эпоху приватизации с советом трудового коллектива выбирали оптимальную схему, благодаря которой работники предприятия могли стать владельцами акций ММК.
Ещё одно веяние времени - страховая медицина, и осваивать это дело поручили Петру Бибику: в 1993-м он стал первым генеральным директором компании "Астра-Металл". Дальше комбинат - одним из первых в стране - учредил негосударственный фонд "Социальная защита старости". И в разработке его деятельности, и в получении лицензии принимал участие Пётр Бибик.
Потом он возглавил объединение лечебно-оздоровительных учреждений ММК: пионерские лагеря и дома отдыха, в том числе санаторий "Металлург" в Ессентуках, промышленная медицина с обширной системой здравпунктов, центр медицинской диагностики - пять с половиной тысяч человек. До принятия Гражданского кодекса России ещё целый год, а объединение уже работает как хозрасчётная структура - это, собственно, и позволило потом безболезненно выйти в самостоятельное юридическое плавание каждой структурной единице. Петра Бибика меж тем назначают руководителем управления торговли ММК - это время первых пластиковых карт, на которые в условиях дефицита наличных денег "скидывали" часть заработной платы - ими можно было отовариться в магазинах города.
Слушая биографию Петра Бибика, спрашиваю его: вы - образец утверждения, что металлурги могут всё?
- А это так и есть. Комбинат ставит задачи и "даёт школу" в возможности её решить. А сфера - металлургия, социалка или спорт - уже не важно. И даже стратегия была: назначить на место человека нового, с этой сферой деятельности не знакомого, чтобы "свежий взгляд" был. Я ведь даже второй диплом свой в академии при президенте защитил на тему пенсионного законодательства.
"Азия" - островок социализма
В 2003-м Пётр Бибик арендовал комбинатскую гостиницу "Азия", намереваясь сделать из неё образцово-показательную во всём. Главное - комфорт гостей, отсюда девиз: "У нас уютно, как дома". Это были счастливые десять лет трудового творчества и слаженной работы коллектива, который Бибику удалось сделать настоящей семьёй. Профессиональная иерархия перевёрнута с ног на голову - горничная объявлена главным человеком в гостинице. Первые конкурсы профессионального мастерства превращались в настоящие праздники, но из весёлых капустников каждый выносил полезные уроки. "Азию" с благодарностью вспоминают все, кто хоть раз останавливался в ней - и рядовые гости города, и командировочные, и звёзды шоу-бизнеса.
Но главное - в гостиничный бизнес Пётр Бибик привнёс всё лучшее, начиная с дисциплины и заканчивая социальными благами. "Белое" трудоустройство, весомый коллективный договор с солидными социальными правами, включая пособие 50 тысяч рублей при рождении ребёнка. Не удивительно, что в 2006 году коллектив "Азии" становится победителем губернаторского конкурса на лучший коллективный договор. В тот же год Пётр Бибик защищает диссертацию кандидата экономических наук по теме: "Репродукция человеческого капитала" - об отношении к женщине и её труду по воспитанию и подготовке ребёнка для участия в капиталистических отношениях.
И снова Ромазан
Экономический кризис больно ударил по детищу Бибика. В 2013-м пришлось свернуть отельный бизнес - он снова вернулся на комбинат, став одним из руководителей компании "ММК-Курорт". А в 2014-м занял пост директора Дворца спорта имени Ивана Харитоновича Ромазана. Это был год 80-летия народного директора, канун юбилея самого Дворца, которому в этом году исполняется 25 лет. Словом, решение о создании музея памяти Ромазана пришло само собой. Идею поддержали и комбинат, и город. Пока в фойе Дворца идут ремонтные работы, коллектив бережно собирает документы, фото и вещи, связанные с легендарной эпохой, когда ММК во главе с директором искал новый путь в новой стране.
Пётр Иванович гордится: Дворец Ромазана - одно из самых посещаемых учреждений детско-спортивной направленности. За год его порог перешагивают больше 400 тысяч человек! Баскетбол, волейбол, теннис, единоборства всех видов, танцы и черлидинг, тренажёрный и три фитнес-зала, танцпол… Особая гордость - во Дворце занимаются 89 инвалидов, несмотря на то, что старый проект помещения не предусматривает инфраструктуру для людей с ограниченными возможностями. Идёт работа по созданию доступной среды, помогают волонтёры. Бибик чётко обозначил задачу персонала: относиться к Дворцу как к собственному дому - чтобы чистота, порядок и бережное отношение к имуществу. А многочисленные выставки мёда и шуб - так надо же зарабатывать на стимулирующие добавки к бюджетной зарплате коллектива!
Переоценка ценностей
К шестидесяти Пётр Бибик подошёл с солидными достижениями. На его счету знак ЦК ВЛКСМ "Трудовая доблесть", медаль "За вклад в региональное развитие", Почётные грамоты главы города и региона, многочисленные благодарности и почётное место в энциклопедии "Лучшие люди России". Он состоялся как профессионал, его знаний и опыта хватит не на одну школу руководителей. Но чем дальше, тем всё менее важными кажутся ему эти достижения. Душа живёт другими ценностями.
- Знаете, всегда был ответственным работником, человеком команды, - мудро усмехается Пётр Иванович. - А теперь понял: главное в жизни - семья.
По сей день жива мама - ей 85, проблем, связанных с возрастом, хватает, и он с честью и любовью отдаёт сыновний долг. С женой Людмилой Васильевной вместе 40 лет. Как героиня его диссертации, она родила и воспитала двоих сыновей, вложив в них всю душу. Внучке 12 лет - и это ещё одна яркая грань жизни Петра Ивановича: наблюдать, как эта девочка становится девушкой.
- Дети получили образование в Магнитогорске, здесь же живут и работают: старший - в Объединённой сервисной компании комбината, младший прорывается в бизнесе. Им, конечно, тяжелее, чем нам: соблазнов много и всё стали мерить деньгами. Но, уверен, мои дети смогут остаться хорошими людьми. И патриотами Магнитки - такими же, как я.