Главный помощник, соратник хирургов, элита медсестринского дела – у властительниц операционных столов имён много. Но чаще – бойцы невидимого фронта, ведь пациенты их практически не видят, а если и кинут взгляд на ту, кто замер над ними перед анестезиологом и хирургом, то в предоперационном волнении вряд ли запомнят. А очнутся после операции уже в отделении, где лежат, в окружении тамошних медсестёр. Девочки, встречая нас в оперблоке, смеются по-доброму: «Поэтому тортики от благодарных излечившихся до нас никогда не доходят».
Зато оперирующие врачи прекрасно понимают ценность операционной медицинской сестры. Это ведь только в каком-нибудь дешёвом сериальчике её роль сводится к подаче инструментов на докторское: «Скальпель, зажим, тампон…» Сотрудницы оперблока продолжают шутить: «Ой, это смешно смотреть, конечно: мы за операционным столом, оказывается, и всплакнуть можем, и в доктора влюбиться, и о своём задуматься… У нас не то что на обед – порой, простите, даже на туалет времени нет: только отстояла шесть часов на одной операции – тут же из другой операционной звонят: больного подают». А ведь бывают операции ещё дольше. Например, самая долгая операция в мире длилась 96 часов – в Америке женщине удаляли сложную кисту. Каково врачам с медсёстрами – представляете?
Кстати, по поводу «подают». Первые минуты не совсем понимаешь: ты вообще в больнице или в ресторане? Общаемся с медсестрёнками, вдруг одна смотрит на часы: «Ой, пойду стол накрывать, скоро грыжу подадут». Что это – терминология или специфический медицинский юмор, замешанный на цинизме? – непонятно, но девочки явно удивлены моему изумлению: сами они давно ко всему привыкли. И к тому, что полноценно принадлежишь делу – а отрабатывать профессию приходится буквально ежеминутно, и не только длительностью операций: чуть ли не трижды в неделю на работе приходится проводить 32 часа кряду, поскольку дневная смена перетекает в ночное дежурство, а оно – снова в дневную смену. Операционная медсестра оперблока АНО «Центральная клиническая медико-санитарная часть» Татьяна Непрокина улыбается, словно оправдываясь:
– Мы почти все на полторы ставки работаем: и подработать хочется, медицина же, сами знаете, как оплачивается, но даже не в этом главная причина. Работать ведь некому – кадров не хватает.
В медико-санитарной части, ежедневно выполняющей до 50 самых разных операций, на всё про всё 41 операционная медсестра: 26 – в оперблоке стационара, восемь – в поликлиниках, остальные – в диагностическом центре. И каждая – на вес золота.
– Они все – жемчужины в ожерелье медсанчасти, без них мы как без рук, причём обеих, – заведующий оперблоком АНО «ЦКМСЧ» Дмитрий Ковальчук, как всегда торопясь на операцию, от беседы с журналистами отмахивается, но даже на бегу не сказать пару добрых слов о своих «феечках» не может.
Операционная медсестра – это не образование: в медицинском колледже или институте все будущие сестрёнки получают диплом единого образца – медсестра лечебного дела. А уж потом постигают операционную специализацию в полной мере непосредственно в оперблоке, после обучения получают сертификат и потом каждые пять лет его подтверждают. Правда, есть такие, кто ещё студенткой на практике выбрал именно работу в операционной. Ну или сразу при знакомстве с профессией. Татьяна Непрокина улыбается: просто так тут не останешься – профессия не примет. Если способна, расторопна и обучаема, а главное, если работа нравится, несмотря на всю её тяжесть и ответственность, – останешься. Нет – уйдёшь, сама не выдержишь.
– Это очень трудный хлеб, – вздыхает Татьяна Степановна, отдавшая профессии без малого 39 лет. – Много знаний, постоянное развитие, ведь медицина шагнула далеко вперёд, активно используются малоинвазивные технологии оперирования, и их особенности мы должны постигать вместе с врачами. Мы держим в голове специфику всех видов операций, потому что у нас разделения на отделения нет: только отработал, к примеру, на аппендиците – тут же бежишь на онкологическую операцию, или сосудистую, или кардиологическую, или нейрохирургическую. И к каждой должна «накрыть стол» – подготовить набор инструментария, выполнить прочие действия. Поэтому у нас в отделении каждая медсестра – профессионал с большой буквы, очень грамотный специалист. Недаром нас называют элитой сестринского дела. Работа трудная, но безумно интересная. Скажу так: нет ничего в медицине интереснее, чем работа в операционной. Может, поэтому, если операционная медсестра не ушла из оперблока в первые месяцы, то чаще всего остаётся здесь до самой пенсии. У нас, к примеру, все за исключением трёх новичков работают десять и более лет.
Подтверждает слова коллеги и Наталья Соболева, стаж работы которой больше 20 лет – сегодня она исполняет обязанности старшей медсестры оперблока. Рассказывает: вообще-то хотела работать в реанимации – уж больно запали в душу ещё во время обучения слова одной знакомой, что там – как солдаты: всегда готовы спасать жизнь пациента. Но к моменту трудоустройства свободных мест в реанимации не было, и её пригласили в оперблок.
– Сначала попала в сосудистую хирургию – и влюбилась в работу: сложно, тонко – но как же круто! – улыбается Наталья. – Потом пошла набираться опыта в другие операционные, скоро освоила весь операционный набор – теперь и урологию люблю, и хирургию, и нейрохирургию… Судьбу поспокойней? – нет, не хочу. Даже представить себе не могу, чтобы за столом сидеть и справки заполнять. Что в нашей работе самое сложное? Наверное, стрессоустойчивость и прокачанное чувство ответственности. Ты отвечаешь за стерильность, полноценный набор инструментария, достаточность салфеток, шовного материала и прочих расходников, за работу санитарочки – по сути, в твоих руках комфорт работы врача и безопасность пациента. Ну и, разумеется, желание и готовность постоянно развиваться: читать, познавать, быть в курсе новых техник и технологий.
А ещё – но девочки об этом скромно умалчивают – медсёстры оперблока медсанчасти зачастую выступают и в роли полноценного ассистента доктора, проводящего операцию. Зато смело об этом заявляют сами доктора, бесконечно благодаря своих операционных фей за самоотверженность и крепкое плечо поддержки. Оперблок медсанчасти – это 11 операционных комнат на 15 столов. Плюс экстренная операционная – в ней дежурит бригада, принимающая пострадавших после ДТП, производственных травм, падений с высоты, спортивных повреждений – после горнолыжки, к примеру. Где при жестоком кадровом дефиците на каждую взять хирурга-ассистента? На выручку приходят операционные медсёстры: и крючки подержать, и сшивать помочь, и зажим при кровотечении поставить или, наоборот, снять, если кровь остановилась... Особенно участие операционных медсестёр ценят молодые хирурги, которые нередко нуждаются и в профессиональных советах «здесь и сейчас». И советы эти операционные феи дают в очень деликатной форме, чтобы не обидеть доктора. Врач-хирург Линар Хасанов, как раз прибывший на операцию, с лёгкостью подтверждает это: он в медсанчасти работает всего три года и не стесняется говорить о том, что иногда ему просто необходимы профессиональные советы опытной операционной медсестры.
– Конкретный пример: я совсем недавно начал проводить некоторые виды операций – ту же лапароскопическую аппендэктомию, – делится Линар Ринатович. – И на первых порах с огромной благодарностью принимал советы медсестёр, работающих на таких манипуляциях не первый год. Да и в других случаях они – незаменимые помощники хирургов, их полноценные ассистенты. Пользуясь случаем, хочу поздравить наших фей с профессиональным праздником и признаться в профессиональной любви к каждой.
Международный день операционной медсестры появился совсем недавно – в 2009 году. А сама профессия – в 1891-м. Именно XIX век считается прорывным в плане хирургии благодаря появлению наркоза, поставившего операции буквально на поток. В первые же дни стало понятно, что, кроме ассистентов, на операции необходим тот, кто подготовит всё к операции, возьмёт на себя все второстепенные, но не менее важные функции во время её проведения, а после сможет промыть инструмент, убрать рабочее место и постирать материалы. Развитие медицины с тех пор идёт семимильными шагами, но профессия операционной медсестры по сей день считается одной из самых важных во всём мире. Поздравляя сегодня всех фей операционных блоков, хотелось бы пожелать одного: чтобы при своей востребованности профессия эта была и по достоинству оценена – и государством, и пациентами.