Магнитка отправила на фронт 32 тысячи солдат, 12 тысяч не вернулись с войны. 32 воина стали Героями Советского Союза. Героями были и те, кто остался в тылу.
В конце июля 1941 года поступил приказ - начать производство боеприпасов на комбинате с 1 августа. Началось размещение эвакуированного оборудования, строительство новых цехов, подготовка специалистов на краткосрочных курсах.
"Война не застала завод врасплох, - вспоминала Алла Дмитриевна, жена легендарного директора комбината Григория Носова. - Был спаянный рабочий коллектив, и Григорий Иванович знал, на кого опереться, кто так же, как и он, беззаветно отдается делу. Коллектив завода во время войны, как истинный русский человек, не растерялся, собрался в мощный кулак. И были все годы войны годами напряженного, упорного труда".
Григорий Носов кажется на фото пожилым. Но умер он в 45 лет, в 1951 году, когда впервые по-настоящему отдыхал в Кисловодске после войны… И строки Людмилы Татьяничевой, посвященные Носову, звучат будто для всех магнитогорцев, отдавших жизнь и здоровье за Родину и Магнитку:
Сдержим слово. Слез ему не надо,
И унынье тоже ни к чему.
Трудовая слава
комбината
Будет вечной памятью ему.
Но разве могло быть по-другому, когда с фронта приходили письма, которые зачитывали на сменно-встречных собраниях: "Дорогие товарищи! Я призываю вас работать по-военному, выгоняйте из своих рядов трусов и аварийщиков. Берегите мой паровоз. Ухаживайте за ним, а я не пожалею жизни за Родину. Извините, что плохо написал, пять раз принимался, но не дает фашистский гад - лезет и лезет".
А вот - письмо на фронт брату от сталевара Андрея Каминского: "Фронт требует металла. В этом месяце я за 20 фронтовых вахт сварил сверх плана 372 тонны стали, из этого выйдет 18 тысяч снарядов для твоих пушек. Расходуй, расходуй, Ваня, не жалей, мы еще сварим".
Работали по 12 часов, а в субботу и воскресенье по 16. Питались скудно, по карточкам. Причем только в 1943 году Государственный Комитет Обороны посчитал, что питание металлургов нужно усилить.
Весь город жил фронтом. Мы помним про "каждый третий снаряд и каждый второй танк". Но было и другое. Новотокарный и новомеханический цеха выпускали снаряды и авиабомбы. В кузнечном штамповали заготовки для снарядов и мин. В электроремонтном наладили выпуск ручных гранат, в коксохимическом - зажигательных бутылок и боевых взрывчатых веществ. В фасонно-вальцесталелитейном отливали броневые колпаки для дотов, танковых башен. Деревообрабатывающий комбинат Магнитостроя делал ящики для снарядов, артели горпромкомбината - противотанковые мины и подковы для кавалерии. Швейные мастерские шили обмундирование. Цеха ширпотреба перевели на выпуск окопных печей. И кто знает, может знаменитая песня "В землянке", где бьется в тесной печурке огонь - это тоже про Магнитку? Как и победная "Дни и ночи у мартеновских печей/ Не смыкала наша Родина очей".