В марте главный вуз города - Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова - отметит 75-летие. Официальные торжества пройдут в июне. А пока в круговороте дел и событий есть время оглянуться на прошлое и задуматься о будущем. Именно с этого начался наш обстоятельный разговор с ректором университета, профессором, доктором технических наук Валерием КОЛОКОЛЬЦЕВЫМ, когда я спросила его о чувствах и мыслях, обуревающих сегодняшнего руководителя вуза и бывшего его выпускника в преддверии славной даты.
- Если обратиться к прошлому, университет наш прошел очень достойный путь. У нас немало заслуг и наград, тысячи выпускников! Двадцать пять лет назад горно-металлургический институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени, о чем сегодня мало кто помнит. Вроде бы и не принято теперь гордиться советскими наградами. Но с другой стороны - это наша история.
Ведь не скрывает Магнитогорский металлургический комбинат того, что есть среди его регалий два ордена Ленина, орден Октябрьской революции и орден Трудового Красного Знамени. Их в свое время никому не давали "просто так". Если вспомнить Великую Отечественную войну - тогда содружество ученых нашего вуза и инженеров ММК помогло создать технологию прокатки броневой стали на станах, совершенно для этого неприспособленных. Гудериан недаром говорил, что Магнитка победила Рур! Наш университет тоже внес в это немалый научный вклад.
А сколько крупных руководителей государства и народного хозяйства выпустил наш вуз! Их имена хорошо известны и на комбинате, и в городе, и в масштабах страны, и даже за рубежом. Все эти успехи говорят о потенциале, которым мы располагаем. И высокую государственную награду, я думаю, обязательно стоит вернуть в официальное название: Магнитогорский государственный ордена Трудового Красного Знамени технический университет имени Г. И. Носова - это, согласитесь, звучит гордо!
- Сегодня много говорят о необходимости сократить количество российских вузов, чтобы повысить качество образования. Считаете ли вы, что наша высшая школа, действительно, выглядит бледно на фоне западной?
- Я категорически против бытующих ныне резких оценок качества российского образования. Как только наши студенты получили возможность ездить за границу, общаться с зарубежными сверстниками и учиться в западных вузах, выяснилось, что, несмотря на имеющиеся недостатки, в целом наша вузовская система нисколько не хуже западной, а в ряде случаев даже превосходит ее.
Наше образование фундаментальнее - оно формирует разносторонне развитого специалиста. Россию же сегодня хотят втолкнуть в прокрустово ложе поуровневой системы. Принцип ее таков: студент должен получить базовое образование в бакалавриате по направлению, а уже затем, в зависимости от того, чем ему придется заниматься на производстве, он может эту базу расширять, поступив в магистратуру.
Возможно, я настолько дремуч, что мне чужды эти новации. Но те фундаментальные знания, которые я когда-то получил в родном МГМИ, помогают мне до сих пор. Да, я занимался и занимаюсь их совершенствованием, но основа оказалась очень крепкой - заложенное в те годы я помню до сих пор.
Провинциальные вузы, подобные нашему, готовят куда более сильных специалистов, чем вузы столичные. У нас есть реальная база для практического приложения полученных нашими выпускниками знаний - металлургический комбинат и другие промышленные предприятия. В Москве такого мощного производства нет, поэтому, зачем им готовить инженеров? Вполне хватит выпускать бакалавров, которые все равно пойдут в какие-нибудь фирмы. Но кто тогда займется развитием науки, кто будет двигать производство?
В Магнитогорске сложилась уникальная ситуация: вуз прочно связан с мощным промышленным предприятием. Такого содружества, практически, нет нигде. В результате мы постоянно находимся в курсе меняющихся запросов работодателя. И сегодня настал момент, когда мы даем не "некачественные знания". Мы запаздываем в обучении наших студентов работе с качественно новыми промышленными технологиями и зарубежным оборудованием, потому что развитию и модернизации нашей материально-технической базы в последние 30 лет государство уделяло минимум внимания.
ММК бурно развивается, внедряет новое оборудование, осваивает новые процессы. И для этого предприятию необходимы не узкие специалисты - сталевар, доменщик, прокатчик, а тот, кто знает не только свою специальность, но и связанные с ней. Больше десяти лет назад мы совместно с ММК начали готовить таких специалистов по целевым программам. Любой из них сегодня окажется на голову выше западного металлурга.
Когда однажды таких выпускников комбинат отправил на стажировку в Италию, они начали там… объяснять итальянцам особенности производственных процессов! Сегодня у нас заключен договор с итальянской фирмой "Даниэли" на подготовку для нее специалистов, работающих по всему миру. Чтобы пройти такое целевое обучение, наши студенты проходят жесткий экспертный отбор итальянской комиссии. И хочу подчеркнуть - весьма успешно.
Да что там говорить, если непрерывная разливка стали, сварка, радио изобретены в России. Просто, создав что-либо, мы забываем это внедрять, развивать и совершенствовать. Японцы, китайцы, корейцы обладают куда лучшей хваткой. Словом, как говорят, "русский мужик долго запрягает". В этом состоянии мы пока и пребываем. А теперь нас еще и реформа высшего образования настигла…
- Многие преподаватели вузов отмечают, что уровень абитуриентов сегодня в плане общей эрудиции значительно уступает тому, что наблюдался еще лет 15-20 назад.
- К сожалению, это так. Мы в университете отметили такую тенденцию лет пять назад, прежде всего, на специальностях экономического и гуманитарного профиля. Там в группах, в которые набирали вроде бы сильных ребят, вдруг начали появляться неуспевающие. Это был первый сигнал, что средняя школа начала недорабатывать. При этом я не хочу огульно обвинять наших учителей. Систему общего образования просто поставили в стране в такие условия, что учителю зачастую гораздо выгоднее уйти в бизнес или торговлю. Все это видят ученики. А ведь молодежь, как губка, мгновенно впитывает дух времени и задается вопросом: а стоит ли хорошо учиться, если потом это никому не нужно… Бытие всегда должно быть увязано с сознанием. Только тогда мы, наконец, сможем жить нормально.
- В таком случае, каким образом за пять лет вы преодолеваете разницу потенциалов между недоученным абитуриентом и образованным выпускником?
- За это я очень благодарен всему коллективу университета. Здесь работают истинные патриоты. В нашем сознании уже запрограммирована главная установка: мы должны научить!
Лет пять-десять назад во многих школах из-за дефицита кадров не преподавали толком ни иностранный язык, ни химию, уроки черчения вообще могли отсутствовать в расписании. К нам приходили ребята, понятия не имевшие о том, что такое масштаб. А в техническом университете - черчение, инженерная графика, сопромат... И наши преподаватели организовывали во второй половине дня дополнительные занятия для первокурсников, в течение месяца-двух обучая их тому, чего недодала ребятам школа.
Я уверен: если кто-то пришел в наш вуз с желанием учиться, специалистом он выйдет из этих стен образованным. Скажем, металлургические, горные специальности сегодня считаются наименее востребованными среди абитуриентов. Поэтому поступают на них, в основном, те, кого считают "середнячками". И проходной балл там пониже. Но, в конечном итоге, мы готовим из этих ребят и кандидатов наук, и даже докторов. За пять лет серенький паренек, приехавший в Магнитку из какого-нибудь горняцкого поселка, превращается в личность.
- Кстати, если говорить о личности, российскую техническую интеллигенцию в стародавние времена отличало особое отношение к занятиям гуманитарным. В свое время и в горно-металлургическом институте делалось немало в поддержку этой традиции. Сегодня она не забыта?
- Разумеется, время наложило отпечаток на многое. Ведь, чтобы заниматься воспитанием молодежи, нужны значительные средства. А когда рухнула наша экономика, молодые оказались попросту брошены на произвол судьбы… Правда, нынешняя молодежь по сравнению с той, которая приходила в университет еще лет десять назад, стала иной. Она готова воспринимать всю гуманитарную составляющую наших учебных планов.
Немало внимания эстетическому образованию будущих инженеров уделяет наша кафедра культурологи, которая проводит и лекции, и семинары, и практические занятия. На них ребята знакомятся с достижениями мирового искусства. Есть у нас музыкальная гостиная. Работает центр по внеучебной воспитательной работе. Проходят академические чтения, в программу которых включают доклады не только по техническим, но и по гуманитарным дисциплинам...
Конечно, факультет общественных профессий, который был когда-то в горно-металлургическом институте и работа которого втягивала в свою орбиту практически каждого студента, нам пока возродить не удалось. Возможно, конечно, что столь масштабный охват молодежи сегодня и не нужен. Хотя я помню, с каким удовольствием мы ходили когда-то на концерты, проходившие в институте. Творческая жизнь в стенах вуза в то время по-настоящему бурлила!
Сейчас медленно, но верно мы возвращаемся к этому. Помню, году в 2001-м (я тогда только что стал деканом металлургического факультета) возникла идея создать в университете мужской студенческий хор. Предложил ее главный хормейстер театра оперы и балета Виктор Левченко. Нам, деканам, дали разнарядку - столько-то человек от факультета на прослушивание.
Ладно, повесили мы объявления. И что вы думаете - народ пошел валом. На прослушивание явилось триста человек, из которых отобрали сотню. Они начали работать - дали много концертов, участвовали в наших выборных мероприятиях… Позже, правда, этот хор распался. Но сейчас коллектив возродился уже под руководством замечательного хормейстера и педагога Александра Никитина. Так что приходите на юбилейные мероприятия - сами услышите, как поют наши студенты!..
- В разное время отношение к профессии инженера было разным. В царской России она считалась весьма уважаемой. Эпоха освоения космоса подняла ее на недосягаемую высоту и сделала актуальным спор между "физиками" и "лириками". А в 70-80-х годах прошлого века произошла неожиданная девальвация былых ценностей. Каково, на ваш взгляд, место технической интеллигенции в обществе сегодня?
- В современных рейтингах верхние строчки, по понятным причинам, занимают банкиры, юристы и прочие. Потому что, заметьте, представители именно этих профессий сегодня на виду. И все-таки я убежден в том, что инженерное образование является основой экономики любой страны, не только России. Сначала надо что-то создать, чтобы потом было что посчитать и продать.
Несколько лет назад меня очень удивила серия публикаций о современных проблемах образования в Германии. Дело в том, что немцы - это качество во всем: в обучении, в производстве продукции, в образе жизни… Но не так давно они вдруг начали беспокоиться о том, что теряют этот уровень. А "сбой" произошел потому, что лет 15 назад они перешли на ту поуровневую систему образования, на которую сейчас переходит Россия. В итоге оказалась практически искоренена подготовка квалифицированных инженерных кадров, поскольку молодежь пошла учиться, первым делом, на экономистов, юристов, медиков… Ведь бакалавр - это всего четыре года, так зачем тратить их на изучение формул и чертежей?
Два года назад я сам побывал в Германии. И там увидел подтверждение этой тревоги. Потому что на знаменитых немецких автозаводах машины сегодня собирают турки, арабы, китайцы. Редко-редко можно увидеть среди них европейца.
Ну, возьмите у нас то же горное дело. Какой бакалавр сможет квалифицированно работать инженером-взрывником? В стране одна за другой валятся шахты, а мы собираемся отправлять туда недоученных специалистов? Ведь в России испокон веку горный инженер знал все в области разведки и добычи полезных ископаемых. Металлургу тоже давали всестороннюю подготовку, без которой просто не обойтись.
Конечно, образование - вещь затратная. Но оно формирует интеллект нации. Так что, несмотря на то, что со следующего года наш университет должен полностью перейти на поуровневую подготовку, я думаю, и в этих условиях мы будем готовить грамотных, хорошо образованных специалистов.