Осенью первичной профсоюзной организации Группы ОАО "ММК" ГМПР предстоит оценить собственный богатый опыт, накопленный за пятилетку со времени последней отчётно-выборной конференции и поставить задачи на новый период. Предстоят также выборы лидера, которому надлежит развивать достижения организации в общественной сфере и позитивные структурные преобразования, планомерно осуществляемые в соответствии с изменениями на производстве.
В числе возможных претендентов на роль руководителя профсоюзного движения Группы ОАО "ММК" - 47-летний Борис Семёнов. "Магнитогорский металл", как мы обещали неделю назад, публикует интервью с Борисом Михайловичем.
- Давайте начнём с биографии. Что вы о ней можете сказать?
- Могу сказать: обычная биография.
- Хорошо. Тогда что в вашем понимании "обычная биография"?
- Думаю, добрая половина управленцев комбината ответила бы примерно так же, как я: учёба в горно-металлургическом институте. Потом двухлетний "перерыв" - ушёл служить в армию (тогда бронь отменили в вузах), доучивался уже после армии.
- Как дальше развивалась карьера дипломированного металлурга?
- После окончания вуза пришёл работать в обжимной цех №2, где прошёл путь от вальцовщика стана горячей прокатки до начальника цеха. В дальнейшем руководил управлением производства комбината. Кризисный 2008 год встретил заместителем директора по сбыту. Хорошо запомнил полнейший экономический развал, отсутствие заказов и всеобщие неплатежи. По существу, тогда пришлось стать антикризисным менеджером. На этот же период пришлась учёба в Академии народного хозяйства, полученными в которой управленческими навыками очень дорожу.
- "Академические" знания пригодились?
- Более чем. Проверить себя на управленческую состоятельность довелось в годы руководства заводом штампованных компонентов и сервисного металлоцентра (СМЦ) ММК в Санкт-Петербурге. Строительство производственной площадки, в которую комбинат вложил значительные средства, оказалось лишь только половиной дела. Не было ни обученной команды, ни имени, узнаваемого в сегменте иностранных автопроизводителей, работающих в России (а ведь именно на локализацию их продукции в значительной степени был расчёт при строительстве металлоцентра), ни, как следствие, клиентской базы. Сами подбирали персонал, занимались его обучением, создавали функциональную систему менеджмента качества без помощи извне, на собственных ресурсах. Не стыжусь рассказать, что учились и на собственных ошибках. Так, на первых порах едва не упустили важного клиента, когда представители автопроизводителя при проведении аудита увидели у нас случай грубого нарушения техники безопасности и без всяких объяснений уехали. Как мы потом выяснили, отсутствие у поставщика действенной системы охраны труда является в этой компании непреодолимым препятствием для сотрудничества. Пришлось срочно меняться. Вообще, вопросам соблюдения техники безопасности стали уделять приоритетное внимание. Как результат всей этой работы - удалось завоевать доверие практически у всех основных автомобильных брендов, которые занимаются сборкой машин в России. Поставки продукции СМЦ осуществлялись на 14 марок автомобилей. К сожалению, общие негативные тенденции в этой отрасли (за три года объёмы выпускаемых автомобилей в России снизились практически в 2,5 раза) не позволили дальше развивать этот сегмент бизнеса в Группе ММК.
- Если вернуться к вопросам охраны труда, на ММК эта тема сейчас как никогда актуальна. Вы уже думали об этом с "профсоюзной" точки зрения?
- Думал. Действительно, в Группе ОАО "ММК" эта тема сегодня стоит в ряду первоочередных, требующих повышенного внимания. Ведь не зря программа "24/7" (безопасность 24 часа в сутки 7 дней в неделю) находится на постоянном личном контроле генерального директора. И здесь, на мой взгляд, точно не обойтись без участия и активного влияния профсоюза. И в этой связи я вижу смысл в усилении команды профсоюзных лидеров за счёт профессионалов в области промышленной безопасности.
- А такие профессионалы есть у вас на примете?
- Если бы сегодня передо мной поставили вопрос о составе команды профсоюзных вожаков, я бы без колебаний пригласил в эту команду Юрия Викторовича Демчука, который сейчас работает начальником управления охраны труда и промышленной безопасности ММК. Он как никто другой знает проблематику изнутри. Его опыт и экспертиза были бы сегодня более чем востребованы. Да и как человек он очень надёжен, принципиален и коммуникабелен.
- Какова, на ваш взгляд, основная задача профсоюзного лидера?
- Работодатель и работник как бы связаны одной нитью. И нить эта всегда будет натянута, так как интересы сторон трудового процесса разнятся. Рвётся нить, значит, работодатель пережал; провисает - для работника права превалируют над обязанностями. Задача - чтобы нить не лопнула и не провисла. Одну из главных ролей в решении этой задачи и играет профсоюз, который должен владеть искусством поиска и достижения компромиссов.
- Мне кажется, многогранный опыт позволит вам с равным основанием судить о характере требований работодателя и наёмного работника.
- Надеюсь.
- Предположим, что вы возглавите профсоюз Магнитки. Каковы будут ваши первые и последующие шаги?
- В профсоюзной работе, как и в любой другой, я не сторонник резких движений. Кто бы ни возглавил профсоюз после отчётно-выборной конференции, оптимальной стратегией краткосрочного и среднесрочного периода было бы закрепление достижений действующего руководства профкома. В дальнейшем же, мне кажется, следует идти по пути укрепления обратной связи между рядовыми членами организации и профсоюзным комитетом, усиления отдельных направлений деятельности в зависимости от социального заказа членов профсоюза, продолжения освоения информационных технологий и, наверное, омоложения профсоюзного актива (всё-таки средний возраст работника на ММК 38 лет, и не учитывать этого нельзя).
- Ну и напоследок: ваши увлечения, где и как любите отдыхать?
- Думаю, что здесь я вас ничем не удивлю. Люблю рыбалку, хожу в лес за грибами, езжу на охоту. Иными словами, пользуюсь всеми дарами, которыми богата наша уральская природа. А отдыхать люблю в путешествиях. Я увлекаюсь историей и получаю большое удовольствие от поездок по местам с необычным прошлым, где есть памятники старины и где живы древние традиции.