Осенью 2017 года заслуженные артисты России братья Аркадий и Александр Шатировы представляли экстремальную шоу-программу "Цезарь" на арене Магнитогорского цирка. Несколько месяцев спустя Аркадий Шатиров вновь приехал в металлургическую столицу - теперь уже не как артист, а как руководитель учреждения. Отметим, кроме звания заслуженного артиста есть у Аркадия Игоревича диплом менеджера-управленца - он окончил Ивановский политехнический институт.
Официально в должность директора Магнитогорского цирка Аркадий Шатиров вступил ещё 19 марта. Из действующего артиста - в административное кресло: серьёзный поворот. Пока Аркадий Игоревич привыкает к новой должности. Рассказывая о цирке, говорит "ваши зрители" и тут же сам себя поправляет - наши. Наши дети, наш город.
У Магнитогорского цирка немало проблем. Здание нуждается в капитальном ремонте. А ещё цирку нужны зрители. И новые программы. Одно зависит от другого. Но к сложностям новый директор готов.
- Мне предложили эту работу, потому что здесь есть чем заняться. Я согласился. Думаю, получится, - говорит Аркадий Шатиров. - С одной стороны, жалко оставлять работу, которую уже делаешь столько времени, с другой - надо давать дорогу молодым. Они должны дерзать, а нам нужно вовремя менять направление. Иначе цирк быстро постареет и станет неинтересным зрителям. Всё-таки те, кто переживает за цирк, хотят, чтобы он оставался энергичным, чтобы радовал трюками сумасшедшими, своим азартом. И люди, пришедшие в цирк, чтобы восторгались: какие молодые девушки, какие парни, какие у них фигуры, как они красиво двигаются.
На арене с пяти лет
Аркадий Шатиров вышел на арену цирка в пять лет. С братом-близнецом Александром он вырос в семье потомственных цирковых артистов. Дедушка был ковёрным клоуном. Мама начала карьеру как воздушная гимнастка, но после травмы врачи запретили работать в спортивно-гимнастических жанрах. Тогда она стала дрессировать гамадрилов. В то время это был единственный в мире аттракцион с павианами и гамадрилами.
Первую цирковую роль братья Шатировы исполнили в номере про Малыша и Карлсона.
- Мы с братом играли Малышей. У режиссера была такая идея: зритель же не знает, что мы близнецы, и когда Малыш убегал, например, в нижний проход и моментально появлялся в верхнем, создавалась иллюзия телепортаций по манежу.
Постепенно братья освоили почти все виды циркового искусства: учились жонглировать, выполнять акробатические, гимнастические трюки, дрессировать хищных животных. Начали работать в танц-акробатике, но спустя время сделали собственное шоу, где выступали в разных жанрах. С программой "Золотое турне братьев Шатировых" артисты объездили весь мир.
- Внутри этого циркового коллектива создавали номера, которые, могу с гордостью сказать, занесены в книгу рекордов Гиннесса. Например, никто в мире не делает четыре сальто-мортале вперед на русской палке. Русская палка - жанр, который придумали русские артисты. Шесты для прыжков вверх стали использовать как батут. Гимнастка Мария Ерёмина в 1997 году впервые сделала четыре сальто-мортале назад, а в 2014 году - четыре вперед.
С номером "Русская палка" Шатировы стали обладателями престижных цирковых наград: "Серебряного клоуна" на фестивале в Монте-Карло, "Золотого Идола" - на всемирном цирковом фестивале в Москве. И до сих пор никто не смог повторить этот трюк.
Несмотря на то, что Аркадий Шатиров покинул ряды действующих артистов, программа "Цирк братьев Шатировых" продолжает работу. Его брат Александр по-прежнему выступает - он занимается с животными, а в дрессуре - чем больше опыта, тем лучше. Продолжают цирковую династию и дети Александра - Владимир и Сабрина. Они уже и сами завоевывают престижные награды международных цирковых фестивалей.
У Аркадия Игоревича двое детей. Старшая дочь решила не связывать жизнь с цирком - работает в другой сфере, вышла замуж, родила ребёнка.
Так что новый директор Магнитогорского цирка уже молодой дедушка. А младшему сыну Аркадия всего пять лет. Отвечая на вопрос, как малыш воспринял переезд из большого города в провинцию, Аркадий Шатиров уточнил:
- Он пока не осознает, где столица, где Урал. Со мной постоянно по всей стране мотается. В 2006 году я купил в салоне новый Nissan X-Trail и в этом же салоне его называют "машина-путешественница". На ней с сыном и женой проехали всю страну от Калининграда до Владивостока. Когда приезжаю в автосервис, её сразу фотографируют, и спидометр тоже, а там пробег уже за 200000 километров, и она на ходу. Во Владивостоке про "путешественницу" писали статьи: там московские номера никто раньше не видел, а когда посмотрели пробег - у них шок был.
Сейчас Аркадий Шатиров с семьёй живёт в гостинице - говорит, привык и не собирается никуда переезжать:
- Много других проблем, нежели обустраивать своё жилье. Город хороший, зритель любит цирк, это видно. То, что он не так массово ходит - другая история. С этим надо разбираться, понять, почему это происходит. Я постараюсь следующую программу привезти более громкую, которой в Магнитогорске ещё не было - скажем по секрету, что это будут представители династии дрессировщиков слонов.
Поделился директор и планами техническими:
- Цирк построен давно, а каких-то суперреконструкций в нем никогда не было. Буду поднимать вопрос о ремонте, более того, постараюсь сделать детскую студию. С генеральным директором Росгосцирка проговорил этот вопрос - он не против. Много деталей, которые этому мешают, - в первую очередь финансовые.
Аркадий Шатиров рассказал, что в цирке есть большие тренировочные залы - так называемые вторые манежи, но в 90-х их закрыли, чтобы не тратить дополнительные деньги на отопление и обслуживание. Если удастся восстановить и отремонтировать помещения, можно будет открыть детскую цирковую студию.
- Не знаю, буду ли выступать педагогом, но восстанавливать этот зал нужно. Он нужен и артистам, и детям. Знаю, в Магнитогорске несколько цирковых студий, но у нас будет преимущество - всё адаптировано для занятий. Может быть, и дети из действующих кружков смогут к нам приходить. Я уже общался с ними.Кроме того, для детей смогут проводить мастер-классы артисты.
Планы на перспективу
В то же время Аркадий Шатиров отмечает, детская студия - это планы на перспективу.
- Первоочередная задача - зарабатывать деньги. Но без зрителя это невозможно. Решается вопрос и с ремонтом. По большому счёту, нужен капитальный ремонт. Но с этим сложнее - всё должно проходить через Минфин. Может ли город помочь финансово? По новому закону муниципалитет имеет на это право, но при условии профицита бюджета.
В числе проблем - высокая стоимость билетов. Но мера эта вынужденная - представлений мало, а программы необходимо окупить. Если раньше представления в цирках шли практически каждый день, то сейчас даётся всего два-три представления в неделю. Поэтому помощь и поддержка города учреждению необходимы.
Для магнитогорских зрителей нужны комфорт, удобство, уют, качественное оформление программ - свет и звук
- Хотелось бы поработать здесь как можно больше, - отмечает Аркадий Игоревич. - Есть планы, которые за год не решить, их можно только обозначить. Если хотим, чтобы в нашем цирке работали хорошие программы, с хорошим качеством, с хорошими животными, чтобы это было интересно, - в него надо просто ходить. Все зависит только от зрителя. Если зритель будет приходить - будут деньги, будут животные, будет реконструкция.
Совсем работу на арене Аркадий Игоревич не бросает - в Магнитогорске будут проходить репетиции воздушных полётов и номера "Русская палка" из программы братьев Шатировых.
- Эти номера теперь будут ставить здесь, потому что таких исполнителей в мире единицы, и разбрасываться ими нельзя, - считает Аркадий Шатиров.
Поговорили и о судьбе животных в цирке. Это становится особенно актуально с ростом зоозащитных движений. Не секрет, что всё больше людей начинают выступать за запреты цирков с животными. Но Аркадий Игоревич уверен: цирк без животных - это не цирк:
- Если отказываться от животных в цирке, то почему бы не отказаться от домашних животных? Цирковые животные в основном попадают в цирк в третьем поколении. Одни рождаются в цирке, другие в зоопарке. Но все в неволе. Думаю, что цирк без животных многое потеряет, и, в первую очередь, потеряют дети. Ведь они приходят посмотреть на животных и клоунов. Когда дрессировщик общается с животным на глазах у ребёнка, дети понимают, что медведь - грозный хищник - сейчас играет в лабиринт, по меньшей мере, это вызывает интерес к природе.
Аркадий Шатиров говорит - многое зависит от того, какой это будет дрессировщик. Есть добросовестные, есть не очень, как и в любой профессии. Но время укротителей, которые выбегали на манеж с хлыстом и пистолетом, ушло. Дрессура сейчас совсем другая, более гуманная, она контактная. Для животных создаются самые хорошие условия, их хорошо кормят, они здоровы, за ними следят, есть санитарный контроль.
- Мы не бросаем своих животных и стараемся никуда не отдавать, - продолжает Аркадий Игоревич. - Они привыкают к тем условиям, в которых находятся, смена содержания для животного - стресс. Фирменный номер нашей династии - павианы, гамадрилы. У нас были обезьяны-хищники, очень агрессивные. Вот один из старых наших артистов, например, всегда очень нервничал, если его не брали на работу. Поэтому просто выходил с нами на манеж, сидел там и получал удовольствие.
Ответил Аркадий Шатиров и на вопрос о том, каким он видит современный цирк:
- На цирковое искусство большое влияние оказывает видеоряд, который зритель видит в телевизоре. Советский цирк был индустрией трюка, красоты, движения, преодоления, когда люди делали сумасшедшие трюки. Сейчас это больше шоу, это тоже хорошо: если объединить трюк и шоу - будет грандиозное зрелище.