ПОЧТИ ШЕСТНАДЦАТЬ лет объединение защиты прав потребителей во главе с председателем Владимиром Зяблицевым отстаивает интересы магнитогорцев.
Один из главных принципов организации – не махать шашкой и не кричать «Вы не правы!», а конкретно разбираться в каждой ситуации. И позиция «покупатель всегда прав», утверждают здесь, не всегда правильна. А справедливость – она одна, но трактуется либо в пользу предпринимателя, либо – потребителя. И за этой чашей весов стоит закон, который четко поясняет: штраф платит провинившийся. Бизнесмен – ведь он такой же потребитель: тоже покупает продукты питания, оплачивает жилищные услуги, заправляет бензином автомобиль. Даже ребенок, которому мама первый раз в жизни дает бутылочку с молоком, с этого мгновения становится потребителем, имеющим право на качественный и безопасный продукт.
Поэтому Владимир Иванович и предложил в редакции «ММ» провести телефонную «прямую линию» с читателями-потребителями. Звонков в отведенные на телефонный «прием» с председателем ОЗПП два часа, к сожалению, случилось негусто, зато на следующий день редакционный телефон буквально раскалился. Причина? «Магнитогорский металл» слишком поздно разнесли нашим подписчикам. Поэтому неудивительно, что первый вопрос Владимиру Ивановичу оказался «газетным», задала его председатель совета ветеранов муниципального предприятия «Горэлектросеть» Галина Климова.
Журналистам и молния не указ
– В нашем совете восемьдесят ветеранов. Для всех без исключения выписываем «Металл». Но почему-то одной 84-летней пенсионерке – кстати, ветерану труда и труженику тыла – газету не приносят. Куда только ни обращались и ни звонили – нет «Металла» и все.
– Есть правила доставки периодических подписных изданий, в которых прописано: «Если периодическое издание не доставляют в течение шести месяцев, то подписчик должен подать в почтовое отделение письменную претензию и назначить срок для устранения проблемы, а также требовать возмещения ущерба». Для этого вы должны обратиться с письменным заявлением и паспортом к тем, кто непосредственно подписывал вас на газету. Но здесь есть один нюанс: к заявлению должна прилагаться копия корешка от квитанции, доказывающая вашу подписку. Вы можете подойти с документами в наше объединение, на улицу Октябрьскую, 32, и наши юристы помогут вам правильно оформить исковое заявление. «Газетные» вопросы вполне регулируемы законодательством.
– И второе. Уже продолжительное время газету приносят поздно, даже, бывает, через несколько дней. На почте на мое возмущение ответили, что не хватает кадров…
– Это отговорки. Газету могут вовремя не принести только в результате форс-мажора: землетрясения, наводнения, пожара… Или – тьфу-тьфу – в редакцию попала молния, компьютеры вышли из строя – читатели, понятное дело, газеты не дождутся. (Подобная ситуация произошла в редакции «ММ» летом 2006 года, когда в результате удара молнии вышла из строя техника, что все же не помешало в срок сдать номер в печать. – Прим. авт.) Давайте говорить так: если вы беретесь доставлять подписчикам периодику, так, пожалуйста, доставляйте. В конце концов, мы платим за это деньги. Если человек платит за услугу, то он ее должен в полном объеме получить – качественно и в срок. Главное – зафиксировать сам факт нарушения и выставить претензию тому, кому оплатили доставку. А судебный процесс мы вам поможем выиграть.
Отопительное расстройство
– Очень плохо обогреваются квартиры этой зимой, – возмущается пенсионерка Нина Смирнова. – На улице мороз, в квартире – тоже, хотя все окна утеплены.
– С этой претензией вам надо обратиться в жилищную инспекцию или Ростехнадзор, и если в вашей квартире зафиксируют температуру ниже 18 градусов, то будет составлен акт о том, что услуга предоставляется в ненадлежащем качестве. Конечно, при условии, что окна и двери вы на зиму утеплили. Акт – это и основание для перерасчета оплаты за данную услугу. Кстати, организацию, предоставляющую тепло, за это могут подвергнуть штрафу и обяжут возместить убытки, в том числе моральный ущерб за потерянное здоровье. Но потребителю нужно знать: обращаясь к врачу, обязательно зафиксируйте, что вы заболели «в результате предоставления услуги ненадлежащего качества» – холода в квартире.
Верните Советский Союз!
– Владимир Иванович, а вам часто плачутся в жилетку или задают дурацкие вопросы? – это волновало рабочего комбината Романа Нестерова.
– Честно ответить? Я спокойно отношусь к дурацким вопросам. Имею в виду те вопросы, которые никакого отношения к защите прав потребителей не имеют. Некоторые просто хотят высказаться – на душе наболело. Иногда в письмах в ОЗПП пишут: «Верните Советский Союз!» Это «просьба» уж точно не относится к защите прав потребителей. Расскажу один из последних случаев. Приходит женщина на консультацию, ей юристы говорят: не хватает таких-то документов. Написали на листочке даже, что и как нужно оформить, и попросили побыстрее принести нам. Пришла… через пять месяцев. И с порога: «Почему мое заявление не рассматриваете?»
Мы подымаем архив, где прописано: принести такой-то документ. Понятное дело, что ее заявление без этого документа мы не могли пустить в ход. Она сначала устроила скандал, после стала угрожать прокуратурой. Через несколько дней приходит опять: «А вас накажут за то, что вы у меня не приняли заявление?»
А за что ОЗПП могут наказать? Если бы эта женщина сразу предоставила все документы, мы бы тут же запрос рассмотрели. Мы же общественная организация, мы не берем с посетителей денег за услуги, нам нет резона не принимать чьи-то заявления. Кстати, первоклассные специалисты ОЗПП работают буквально за гроши.
– Юристы работают за гроши… Неужели город не помогает?
– Повторюсь: мы общественная организация, а ОЗПП помогают порядочные бизнесмены. Они финансируют нас для того, чтобы в городе был порядок в отношениях между поставщиками товаров и услуг и потребителями. К сожалению, у нас как-то забыли про сферу обслуживания, а там – бардак и неразбериха. Почему-то считается, что потребитель может пострадать только от некачественных продуктов питания или сгоревших электроприборов. А ведь парикмахер может вам сжечь волосы химической завивкой, в химчистке – испортить вещь, и вы не сможете себя защитить, потому что у вас почему-то забрали второй экземпляр квитанции. И вы придете в ОЗПП, справедливо полагая, что кто-то должен навести порядок в сфере обслуживания. Вот мы и наводим. Мне хочется, чтобы наши потребители были такие же, как за рубежом: там от мала до велика знают закон, защищающий их права. Знают, как предъявить претензию продавцу или заводу-изготовителю. Там заботятся о тестировании и качестве товара, выпускают журналы, где сравнивают одну модель товара с другой. И не боятся судиться.
– Может, все из-за того, что у нас в России штрафы невелики?
– В ОЗПП проверяют жалобы потребителей, то есть защищают ваши права, четыре человека. Есть возможность у них работать более эффективно? Нет. А теперь представьте, что из двадцати тысяч предпринимателей нашего города одного в течение года оштрафуют, например, на две тысячи рублей. Это же капля в море с его-то оборотом! Конечно же, он будет продолжать нарушать права потребителей. Но ОЗПП не боится делать таким бизнесменам антирекламу, не боится называть предпринимателя или фирму. Не боится этого и газета «Магнитогорский металл». Просто мы все данные подтверждаем документами. И к нам не придерешься.