Улыбчивая и доброжелательная, тихая и покладистая, она со смехом застенчиво отмахивается на моё: «Вы хоть осознаёте, что вы – легенда?»
– Да вы что, какая легенда?! Работала просто, да и всё.
«Да и всё», чтобы вы понимали, – это 22 года руководства Магнитогорским родильным домом
№ 2 – сначала в старом его здании на 14 участке, а затем – в новом, что на улице Гагарина, а ещё несколько лет в должности начальника отдела управления здравоохранения и работы городским депутатом, орден Дружбы народов, медали, знаки отличия… Но она совсем не придаёт этому значения:
– За что орден дали? – да не помню, честно говоря, – за хорошую работу, наверное, – смеётся в ответ.
В Магнитогорск она могла не попасть совсем: родилась в Оренбургской области в семье работника органов внутренних дел – отец подполковник МВД. Мама сменила множество профессий, ведь по долгу службы семья много ездила по стране. А дочка захотела стать врачом и поступила в Оренбургский мединститут. Студенткой познакомилась с будущим мужем: ровесник Лидии Евгеньевны, он учился в политехническом институте и, получив диплом, уехал по распределению в недавно открывшийся Магнитогорский Гипромез. Будущему врачу же предстоял ещё целый год учёбы, но временить со свадьбой молодые не стали.
– В те годы выпускников нашего мединститута распределяли в основном на Дальний Восток, Сахалин и, если повезёт, «недалеко» в Сибирь, – улыбается Лидия Евгеньевна. – А девочкам, успевшим выйти замуж, давали направление вслед за мужем. Поэтому решили пожениться.
Начиналась молодая семья
62 года назад в комнате коммунальной квартиры, потом в однушке на улице имени газеты «Правда» – в то время последней улице города, за ней – только степь. А карьера Лидии Евгеньевны началась в гинекологической больнице № 5 – теперь это часть городской больницы № 2. Молодого талантливого специалиста заметили, всячески поощряли рост мастерства, отправляя в вузы усовершенствования врачебных кадров. Москва, Казань, Новосибирск, Новокузнецк…
– Лидия Евгеньевна была чуть ли не единственным оперирующим врачом, успешно решающим самые тяжёлые гинекологические проблемы, – рассказывает её преемница на посту главного врача роддома № 2 Татьяна Рядчикова.
Гинекологической больнице № 5 отданы 18 лет, в течение которых Лидия Мальковская из обычного врача стала заведующей отделением оперативной гинекологии. Потом, в 1979 году, её вызвал на разговор начальник городского управления здравоохранения Игорь Волгин и предложил возглавить второй роддом.
– Учреждение тогда остро нуждалось в оперирующем враче-гинекологе, а в городе это был «товар» дефицитный, вот Игорь Николаевич и позвонил главврачу моей больницы: «Кто у тебя хорошо оперирует?» – рассказывает Лидия Евгеньевна. – Получив в ответ мою фамилию, вызвал меня к себе. Сначала отказывалась – не хотела ни в какую уходить из больницы, в которой меня всё устраивало: работа нравилась, коллектив... Но услышала жёсткое: «Не пойдёшь – все пути тебе перекрою, никаких больше обучений и роста – просидишь всю жизнь в своей гинекологии. А согласишься – все дороги для повышения мастерства открою: сама учись, подчинённых учи. Ну нужна ты нам, Лидия Евгеньевна, пойми!»
Так в 1979 году доктор Мальковская в чине главного врача родильного дома № 2 принимала первые в своей жизни роды – раньше ведь она занималась исключительно гинекологией. – Не принимала роды, а оперировала, – поправляет она меня. – С обычными родами справляется акушерка, меня звали только когда был сложный случай, требующий оперативного вмешательства.
Такие «только» случались чуть ли не каждые сутки – днём и ночью, в выходные и праздники она всегда была «в пяти минутах от выскочить из дома». Теперь прибавьте к этому, что именно на плечи Лидии Евгеньевны легло строительство нового здания второго роддома, что на улице Гагарина на правом берегу.
– Это был долгострой, потом наконец кто-то принял решение завершить начатое, причём сразу предполагалось, что новый родильный дом будет специализироваться на сложных случаях, – в частности, преждевременных родах и выхаживании недоношенных детей, – вспоминает Лидия Евгеньевна. – Поэтому с окончанием работ и оснащением нового учреждения очень помогали комбинат и метизный завод: всё, что было необходимо, смело могла заказывать на совещаниях с руководством предприятий.
Глава горздравотдела Игорь Волгин, обещая возможность учиться, не обманул: институты усовершенствования врачей расширяли профессиональные горизонты Мальковской и как врача, и как организатора. Училась сама, обучала коллектив, всё – в копилку для нового проекта.
В это время в Челябинске открывается новый родильный дом при станции скорой помощи – современный, с высококлассным оборудованием… Разумеется, Мальковская сразу поехала знакомиться с передовыми технологиями: всё осмотрела, законспектировала и вернулась в Магнитогорск вносить необходимые коррективы в своё детище. Вмешивалась даже в глобальные строительные решения – например, по требованию Лидии Евгеньевны были снесены глухие перегородки между палатами в отделении новорождённых, и вместо кирпича и бетона там появились стеклянные стены, частично объединившие пространство в комнатах, где будут лежать сложные малыши, над которыми нужен буквально ежесекундный контроль. Все новинки медицины – дыхательное оборудование, аппараты ИВЛ и так далее – в первую очередь поступали во второй роддом.
– Даже первый в Магнитогорске аппарат ультразвукового исследования, американского производства, был установлен именно в родильном доме № 2, – говорит наша героиня. – И, ко всему прочему, в результате УЗИ, позволяющего правильно определять патологии на самых ранних сроках, мы смогли сообщать будущим мамочкам, родится у них сын или дочка.
16 августа 1983 года новый родильный дом № 2 открыл свои двери для пациентов. Лидии Евгеньевне бы вздохнуть спокойно – но вскоре её назначают руководить акушерско-гинекологической службой Магнитогорска и прилегающих районов. Теперь к неожиданным вызовам в роддома Магнитогорска добавились срочные поездки в Агаповку и Бреды, Карталы и Нагайбак… Случаи тяжёлые, помощь нужна «прямо сейчас» – всегда под рукой дежурила служебная машина, помогал и вертолёт санавиации. Правда, не всегда он выручал.
– Звонят ночью: Лидия Евгеньевна, в Верхнеуральске случай сложный, срочно оперировать нужно, вертолёт не успевает, – рассказывает. – Разумеется, тут же прыгаю в машину, едем, к счастью, успеваем, оперируем, спасаем маму и ребёнка – и только тогда появляется сан-авиация. Разные случаи были.
Она смеётся на моё циничное: «Муж-то как рад был!» Конечно, порой выказывал недовольство – кому понравится жену сутками дома не наблюдать! Но, понимая, что для жены это, пожалуй, самая значимая часть жизни, успокаивался и поддерживал: вот уже 62 года Мальковские идут вместе рука об руку. Да и дети – сын Виктор и дочь Татьяна – на маму не в обиде: говорят, успевала она и работать много, и «кашу варить – деток кормить». Но вот пойти в профессию вслед за ней не рискнули: дочь, правда, вроде бы собиралась поступать в медицинский и даже летом в старших классах подрабатывала в роддоме санитаркой, но, что называется, опробовав профессию, сказала решительно: «Нет, мам: ответственность, боль, ночи без сна – не хочу». И стала инженером – как и отец, работает в Гипромезе. С сыном другая история.
– Он старше сестры на десять лет, поэтому, когда я и муж были на работе, Таня – на нём: в садик, из садика, накормить, книжку почитать, погулять, поиграть – это всё Витя, – улыбается Лидия Евгеньевна. – Бывает, вздохнёт с усмешкой: «Как же ты мне надоела уже, а!» – и щёлк по затылку ей тихонько. Виктор решил стать военным и уехал учиться в Омск.
Сын и дочь, четверо внуков, уже год как появился и правнук – вот главное богатство супругов Мальковских. На юбилей Лидии Евгеньевны в доме, где когда-то жили родители нашей героини, перевезённые ею из Оренбурга, а теперь живёт дочь со своей семьёй, собрались почти всей роднёй, что, увы, случается нечасто: Виктор, уже военный пенсионер, живёт в Челябинске. И даже празднование 85-летия Лидии Евгеньевны перенесли на несколько дней – чтобы дождаться его, отложившего свои дела. Кстати, старшая дочь Виктора – единственная, кто пошёл по стопам знаменитой бабушки: она стала врачом-эмбриологом, работает прекрасным специалистом в области ЭКО – настолько, что из Челябинска, где она начинала свой профессиональный путь, её «забрали» работать в крупный медцентр Санкт-Петербурга. Но вернёмся к нашей героине.
Через три года руководства гор-здравотделом Лидия Мальковская, подготовив себе достойную замену, возвращается в родной второй роддом, откуда и уходит на заслуженный отдых. Опять же, взрастив свою преемницу – Татьяну Рядчикову, возглавляющую ныне уже перинатальный центр 20 лет. Говорю Лидии Евгеньевне: «Это ведь большая мудрость – не взлелеивая в себе иллюзии собственной незаменимости, подготовить достойного последователя, который подхватит твоё дело. Увы, на практике многие, уходя, специально не оставляют за собой никого, чтобы наслаждаться потом фразами типа: «А вот при Иван-Иваныче всё было совсем не так!» Лидия Евгеньевна улыбается: знала, что доверяет роддом надёжным рукам всего коллектива, с которым она по сей день дружит.
– Я и сегодня не просто женщина – мама, бабушка, прабабушка… Я врач, – говорит Лидия Мальковская. – Все эти годы наблюдаю за успехами перинатального центра, с радостью даю советы, когда меня просят об этом, читаю литературу, смотрю телепрограммы, связанные с медициной, отслеживаю новинки во врачебной теории и практике… Мне всё это интересно по сей день. Могу сказать, что я очень рада за своих молодых коллег – сколько же у них возможностей благодаря развитию технологий и техники! Акушер-гинеколог в наше время – это деревянный стетоскоп и руки – вот и всё мастерство. Сейчас же возможности в помощи женщине и ребёнку столь широки, что работа не может не приносить медикам огромного морального удовлетворения. А ведь это – одна из главных причин ощущать себя в целом счастливым человеком.