В САМЫЙ ТОРЖЕСТВЕННЫЙ МОМЕНТ, когда под овации зала пышные кудри Ольги украсила королевская корона, слезинки одна за другой предательски покатились из ее глаз. В любом хэппи-энде с интригующим сюжетом неизбежен выход эмоций. А ей просто необходимо было выдохнуть приятную усталость, скопившуюся за время репетиций и два часа сценического действа. Получилось – сквозь радостные слезы. Именно так завершался первый на металлургическом комбинате конкурс «Стальная королева», титул которой получила инженер службы огнеупоров ЦЛК Ольга Воронина…
Сцена давно не пугает ее. Не погрешу против истины, если назову центральную лабораторию ММК источником не только научной мысли, но и театрального действа. Из многолетнего опыта своего самодеятельного театра с его яркими шутливыми «капустниками» наши инженеры вывели формулу трудового вдохновения. Каких только спектаклей с песнями и танцами здесь не ставили! Без эмоциональной разгрузки не обойтись в серьезной интеллектуальной работе. Но так отдыхать ведь тоже уметь надо. В первых спектаклях, принятых на ура в их дружном коллективе, Ольга «дрожала» зеленой новогодней Елочкой. Потом осмелела до главных ролей – Снегурочки, Машеньки в «Щелкунчике». И вдруг поймала себя на мысли: ее тянет на сцену. А потому, когда профком комбината объявил конкурс «Стальная королева», она откликнулась с удовольствием.
У нее было четырнадцать «соперниц», и победа стала приятной неожиданностью. Ольга решила построить свое выступление на сцене ДКиТ по законам зрелищного шоу, красиво, с юмором, настроением, и не ошиблась. Правда, вспоминая сегодня о конкурсе, она с восхищением и благодарностью говорит о коллективе Дворца культуры и техники, «вложившем» во всех участниц свой творческий труд. Лично меня больше всего впечатлило, как конкурсантки проводили презентацию моделей спец-одежды и производственных икебан. Удивил Ольгин креатив с женским началом – он буквально пронизанный стальной темой.
В кислородно-конвертерном цехе инженер-технолог Ольга Воронина бывает часто, и всегда – на отметке «плюс двенадцать» возле мощных металлургических агрегатов. В чем, как вы думаете?
– Это необъятная «суконка». Защитная каска поверх платочка, закрывающего волосы. Ботинки просто невозможно описать – словом, из коллекции «Прощай, молодость», – живописует свою рабочую экипировку Ольга. – Но ведь женщина по природе своей стремится к красоте! Где бы она ни находилась. Так что «моя спецодежда» на конкурсе была своего рода женской мечтой…
В блестящем наряде, в эффектной короткой юбке и шляпке-цветке, она выглядела элегантно и ярко. А «озорные линии» ее модной «спецовки» кокетливо намекали на женское чувство юмора. Особенно рюкзачок с кармашками – для положительных и отрицательных эмоций начальника, маячок – для приема комплиментов от сталеваров. На «материю» сгодилась переливающаяся глянцем бумага для оформления подарков, так что наряд вышел оригинальным и очень даже экономичным. А с реальной спецовкой сценическую роднила только корпоративная эмблема ММК. На вопрос, скоро ли женщина на производстве облачится в «модели одежды от Ольги», она весело рассмеялась: «Ой, не скоро! У нас не шоколадная фабрика». И тут же расставила все точки над «и»:
– Металлургия – опасное производство, горячий металл, как бы его ни пытались укротить, все-таки стихия с высоченными температурами: в кислородном конвертере под тысячу семьсот градусов. Поэтому лучше себя беречь, ходить в «суконке» и носить каску. А блестящий конкурсный костюм пусть останется для сцены.
Свою любовь к профессии она умеет выразить в творчестве. Как истинное произведение искусства смотрелась в ее руках «стальная икебана» из обожженной глины: подобие конвертера, в котором «распустились» позолоченные розы, обрамленные искрами бенгальских огней. «Лепить» все это было непросто: нужно «попасть» в состав глины, подобрать влажность, учесть центры расширения, чтобы черепок не рассыпался. Без помощниц Ольга тут, конечно, не обошлась. Икебана рождалась в творческих муках, зато по изяществу превзошла все прогнозы. Но ведь на то они и исследователи с огнеупорным профилем, чтобы доказать: не боги горшки обжигают.
В свои тридцать три Ольга успешный профессионал. Инженер-технолог, продуктивно работающая в связке с коллективом самого производительного в мире кислородно-конвертерного цеха. Кандидат технических наук, защитившая диссертацию по своему рабочему направлению – повышение стойкости футеровки металлургических агрегатов. Старший преподаватель кафедры химической технологии и физической химии в Магнитогорском техническом университете. Это все о ней – хрупкой и нежной «стальной королеве».
Но успешный образ, который она не играет, а так живет сегодня, по ее признанию – плод реализации личной программы борьбы с недостатками и прощания с комплексами. Она верит в себя, ценит в людях надежность и знает: успех – удел трудолюбивых. На подготовку к конкурсу «стальных королев» потратила часть отпуска, но не жалеет, потому что познакомилась с удивительно талантливыми женщинами ММК. С одной из них, оператором дробильно-обжигового цеха Галиной Бревновой, даже подружилась.
– Я была в восторге от всех участниц конкурса: ведь каждая женщина интересна по-своему. А вот Галина Бревнова меня просто потрясла еще и своим увлечением резьбой по дереву, тем, сколько она вкладывает в нее фантазии, энергии..
Общие интересы сблизили их дочерей, тоже участвующих в конкурсе – Галю Воронину и Катю Бревнову. Обе девочки, помимо учебы, заняты в художественной школе, занимаются спортом. Времени для встреч не хватает, но связи они не теряют, обмениваются sms-ками.
Как любая заботливая мама, Ольга старается во всем поддержать дочь. А свои принципы в воспитании отождествляет с мудрой японской пословицей: до пяти лет ребенок – царь, с пяти до десяти – раб, после десяти – друг. Окончив школу моделей «Ангел», ее Галя загорелась мечтой о дизайнерской профессии. Вместе с мамой решили, что начать надо с уроков в художественной школе. Пока «окончили» только первый курс, но, судя по тому, как целеустремленно Галя постигает технику рисунка, терпеливо выводя цилиндры и бабочек, мечту титулованной юной «Стальной принцессы» уже ничто не спугнет…
А «стальная карьера» Ольги Ворониной начиналась с учебы в 13-м профессиональном училище. Любовь к чистой химии постепенно переросла в увлеченность узкой огнеупорной тематикой. Из четверых в группе «краснодипломниц» горно-металлургического вуза ее присмотрели в ЦЛК… Горячий цех с пугающими махинами, жуткий звук, издаваемый при поднятии краном сталь-ковша, заставили Ольгу с распахнутыми глазами застыть на месте в свой ознакомительный визит на промплощадку. Это сейчас ей все вокруг кажется привычным, а 370-тонные конвертеры – олицетворением грандиозности труда металлургов. А ведь в недавнем рекордном достижении большого коллектива, сумевшего поднять стойкость футеровки конвертеров до более пяти тысяч плавок, есть частица ее труда… В этом году Ольга побывала на международной конференции огнеупорщиков и металлургов в Москве, где выступила с докладом о достижениях «конвертерной Магнитки».
– Исследовательская работа мне по душе, – ничуть не преувеличивает она. – Мы участвуем во внедрении новых технологий, испытании огнеупорных материалов. Каждый день несет что-то новое, а это в моем характере…
И в отдыхе Ольга не допускает однообразия. Любит бывать на природе, где ее самые «лучшие друзья» – ласточки и стрижи, дрозды и соловьи. Еще в пору студенчества вела кружок орнитологии в Подростковом центре, так и не решившись расстаться со своим многолетним увлечением «крылатым миром». Недавно занялась цветоводством, высадив в мамином саду царственные розы. И все последние годы наверстывала «отпускной пробел», образовавшийся от прежней работы над диссертацией. Программу поездок подбирала на свой вкус: тур по семи странам Европы, Египет и, конечно же, неповторимый загадочный Таиланд…
– Кто-то тратит деньги на дорогие наряды или машины, а я – на путешествия, – с улыбкой заключает Ольга. – Хочу вновь вернуться в жаркий тропический Таиланд, на пятнадцатую параллель от экватора. Я просто влюбилась в Бангкок, где сошлись воедино индийская, японская и китайская культуры. Где небоскребы в девяносто этажей соседствуют со старинными буддистскими храмами, украшенными бирюзой и яшмой. Где можно запросто кататься на слонах, гулять в парке орхидей и на крокодиловой ферме. Это словно декорации из фильма, попав в который чувствуешь всю его художественность и только потом соглашаешься с реальностью.
Впрочем, поверить в обыкновенное чудо Ольге пришлось и в родном городе на сцене «стального» женского конкурса. Это была добрая сказка на новый лад, где самым загадочным образом ее защитная каска превратилась в сверкающую корону. И хотя сказка уже завершилась, нет-нет да и произнесет кто-нибудь из коллег в лаборатории, обращаясь к ней: «Наша Королева»…
Маргарита КУРБАНГАЛЕЕВА. Фото Евгения Рухмалева.