Событие отмечали в Москве, в штаб-квартире Союза женщин России. За расставленными по периметру зала столами сидели представители разных поколений. Среди них - пилоты-любители и те, кто управлял самыми современными лайнерами, испытывал самолеты, завоевывал престижные награды на чемпионатах мира по высшему пилотажу и парашютному спорту, приближал победу в Великой Отечественной войне.
На большом экране, установленном рядом с президиумом, проплывали исторические, без преувеличения, кинокадры. Взлетающие самолеты, пилоты в кабинах, хорошо знакомые лица… И небо - синее, грозовое, ясное… Оно разное, как и женщины, в судьбах которых есть только одно объединяющее начало - любовь к авиации. И еще - "Авиатриса".
Поздравления с 20-летием следовали одно за другим. Теплые и отнюдь не дежурные слова произносили первый заместитель председателя Союза женщин России Галина Гулько, президент Федерации авиационного спорта России генерал-лейтенант Владимир Иванов, президент Федерации вертолетного спорта России Ирина Грушина, которая очень надеялась, что когда-нибудь российские летчики с американских "Робинсов" снова пересядут на отечественные машины.
Зачитывали приветствия от Московского дома ветеранов войн и Вооруженных Сил, Клуба заслуженных военных летчиков России, фонда "Мир Сент-Экзюпери", Центрального дома авиации и космонавтики и многих других организаций. Выступали президент союза "Авиатриса" Халидэ Макагонова, летчик-испытатель I класса, обладатель ста с лишним мировых рекордов Марина Попович, семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина, главный тренер сборной команды СССР Касум Нажмудинов, главный редактор журнала "Авиация и спорт" Вячеслав Головушкин.
Прекрасный подарок - изображение взлетающего "Бурана" - преподнес организации клуб героев города Жуковского. А в президиуме, прямо перед нами, сидел Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР, командир несостоявшегося экипажа многоразового космического корабля Игорь Волк. Это он, будучи включенным в группу специальной подготовки по программе "Буран", стал первым испытателем полноразмерного аналога корабля, а при испытании самолета Су-27 выполнил маневр, названный потом "коброй Пугачева".
В июле 1984 года Игорь Петрович совершил полет на космическую станцию "Салют-7", после чего, едва выбравшись из спускаемого аппарата, сел за штурвал вертолета, затем - самолета Ту-154, долетел на нем до Ахтубинска, пересел на МиГ-25 и отправился дальше. Эксперимент должен был дать ответ на вопрос, сможет ли летчик после длительной невесомости управлять летательным аппаратом. Игорь Волк смог! Но его готовность сесть за штурвал челнока не нашла понимания. "Буран" совершил единственный беспилотный полет и закончил свое существование.
Друзьями "Авиатрисы" были и остаются многие выдающиеся авиаторы. Да и сама организация являет собой созвездие прославленных летчиц, будь то Герой Советского Союза, командир эскадрильи 46-го женского полка ночных бомбардировщиков Надежда Попова, обладатель двух мировых рекордов на сверхзвуковом МиГ-21 Лидия Зайцева, дублер первой женщины-космонавта, кандидат технических наук Валентина Пономарева и многие-многие другие. Есть среди них и те, в биографии которых - страница, связанная с Магниткой.
Леночка, Ленуся
После окончания Ленинградского аэроклуба и Батайского летного училища Елена Кулькова (Малютина) работала в Казанском отряде спецприменения. В августе 1940-го ее откомандировали на Урал. Так она стала летчиком-инструктором 102-й учебной эскадрильи Гражданского воздушного флота (ГВФ) в Магнитогорске. Здесь и застала ее война. Выпустив очередную группу курсантов и получив знак "Отличник Аэрофлота", Елена Малютина отправилась на фронт.
Июльским днем 1944 года, во время боевого вылета в Прибалтике, ее ранило осколком зенитного снаряда в живот, но, превозмогая боль, она продолжала выполнять задание. И только после поражения цели пикирующий двухмоторный бомбардировщик Пе-2, тяжелый в управлении даже для мужчин, взял обратный курс. Самолет отстал от группы, но две девушки, две Леночки - командир экипажа и штурман, изо всех сил старались дотянуть до своей базы. Когда летчица теряла сознание и валилась на штурвал, подруга подносила ей нашатырный спирт и приводила в чувство.
Они сели на аэродром истребителей прикрытия, и тут же раненую в состоянии шока отправили в полевой госпиталь, находящийся всего в двух километрах от линии фронта. Впрочем, госпиталя как такового не было. Вместо него - палатка, внутри - сколоченный из досок операционный стол и заменяющий бестеневую лампу фитиль в гильзе от снаряда.
Хирург Иван Федоров даровал летчице долгую жизнь. Она поправилась и через полтора месяца вернулась в свою эскадрилью. О проникающем ранении с многочисленными повреждениями кишечника и резекции напоминали лишь строчки в выписном эпикризе.
В этом году, 29 марта, Елене Мироновне исполнилось 95 лет. "Из трех экипажей эскадрилий Пе-2, - сказала она в своем выступлении, - сейчас живы только я и штурман Галина Брок-Бельцова". В зале были обе, и мы дружно аплодировали отважным женщинам. "Наш полк, - продолжала Кулькова, - был участником Парада Победы. Мы стояли в Монино, но не летали из-за погоды. Часто вспоминаем о подругах, которых нет. Это благо, что появилась такая прекрасная организация - "Авиатриса"
В числе наград Елены Мироновны - боевые ордена Красного Знамени и Красной Звезды, два ордена Отечественной войны I степени, медали "За Победу над Германией", "За взятие Кенигсберга", "За освобождение Белоруссии"…. В ее доме бережно хранится фотография подруги - Героя Советского Союза Надежды Федутенко. На обороте снимка, сделанного 24 августа 1946 года, надпись: "Ленуська, в память твоего приезда в Киев. Любимая девочка, я благодарю судьбу, что мы снова встретились. Дай Бог нам счастья всю нашу жизнь, хотя бы пять минут, но быть вместе. Люблю тебя, мою отчаянную девочку, звездочку мою. Комэска первой эскадрильи".
Решительности ей по-прежнему не занимать. В возрасте девяноста лет в составе делегации клуба "Авиатриса" капитан запаса Елена Кулькова побывала на встрече ветеранов Великой Отечественной войны в США. Она мужественно перенесла перелет через океан и нашла в себе силы на следующий год снова посетить Америку. Обе поездки - и в Сиэтл штата Вашингтон, и в Сан-Диего (Калифорния) - были очень успешными. Приезд наших летчиц, тем более участниц ВОВ, воспринимался как событие. Американки рассматривали их награды, без конца задавали вопросы, просили автографы. С неподдельным интересом слушали рассказы Елены Кульковой и Галины Брок-Бельцовой об истории 125-го гвардейского авиаполка, в котором они служили, о подвигах боевых подруг.
В один из прошлых приездов в Москву посчастливилось побывать у Елены Кульковой в гостях. Вместе с Идой Патраковой, бывшим летчиком-инструктором Магнитогорского аэроклуба, мы с радостью готовились к этой встрече. Вечер получился незабываемым - с чтением стихов (в том числе сочиненных хозяйкой дома), пением и, конечно, воспоминаниями.
Что удивительно, в Магнитке летчицы никогда не встречались. Да такого и быть не могло, ведь одна летала здесь перед войной, а другая - в конце 1950-х. Подругами, несмотря на разницу в возрасте, они стали уже в Москве, и теперь, живя в столице, часто общаются друг с другом. Обе - члены союза "Авиатриса" и активные участницы всех форумов.
Хочется добавить, что в Магнитогорском аэроклубе, переименованном в 1960 годы в авиаспортклуб, обретали крылья Валентина Маякова (Кукуруза), Валентина Вандышева (Борисихина), Надежда Вакушина (Щербинина), Нина Турская (Задоя), Людмила Арзамасцева, Галина Дмитрюкова (Кутлугужина), Ольга Власова, тоже вступившие в союз "Авиатриса".
Когда-то живо интересовалась судьбой нашего клуба летчик-испытатель I класса, обладатель ста с лишним мировых рекордов Марина Попович. Еще бы, ведь в Магнитогорске начинал летать ее муж - будущий космонавт Павел Попович.
На юбилейной встрече многие из нас приобрели книгу Марины Лаврентьевны "НЛО над планетой Земля". В 570-страничном издании подняты проблемы современной науки - уфологии. Автором собрано много фотографий и рассказов очевидцев. Марину Попович интересует все. "С годами, признается она в своей книге, я стала понимать, что жизнь может дать летчику радость не только в полете, но еще и в другом виде - творчестве, занятии литературным трудом. И все же, выступая на встрече, она воскликнула: "Дайте мне немножко слетать! За штурвалом - это недавно. От отрыва до набора ста метров - семь секунд. Желаю всем высоких свершений! Я вас люблю! Спасибо тем, кто у истоков "Авиатрисы"!"
Одной из первых была незабвенная Галина Корчуганова.
Она прожила две жизни
В 1960 годы ее имя не сходило с газетных и журнальных страниц. Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, рекордсменка мира… Участница воздушных парадов и показательных выступлений… Чего, казалось бы, еще желать заслуженному мастеру спорта СССР и мастеру спорта международного класса! Оказывается, "немногого" - стать летчиком-испытателем. И, представьте себе, стала! Помогла Герой Советского Союза Валентина Гризодубова. Именно в ее научно-исследовательском летно-испытательном центре после окончания курсов при школе летчиков-испытателей Корчуганова осуществила свою мечту. Так что в авиации, по ее собственным словам, она прожила две жизни: пятнадцать лет в спорте и почти столько же - в профессиональной сфере.
А еще были рекорды: мировой на самолете Як-32, два мировых совместно со Светланой Савицкой на Як-40, семьдесят с лишним рекордов на Ан-24 с женским экипажем, командирами которого Галина Корчуганова и Марина Попович были по очереди.
Мы познакомились с Галиной Гавриловной в 1997 году, когда она проводила в Москве третий международный форум женщин-летчиц. Получив приглашение, я побывала с ней в Театре Российской армии, где стала свидетелем волнующей встречи с защитниками Москвы. А когда завершился праздничный концерт, мы устроились в небольшом уютном кафе и повели разговор о женщинах в авиации, о том, как сложилась судьба моей собеседницы. Слушала ее с волнением - разве мыслимо было представить, что когда-нибудь состоится встреча с легендарной летчицей, и она расскажет, как создавалась "Авиатриса", ответит на все мои вопросы и даже предложит мне, бывшему спортсмену-пилоту, прилетевшему на форум как журналист, вступить в ряды этой организации.
Как это было
Клуб женщин летных специальностей возник в страшное для страны время. В разгар "шоковой терапии", когда многие наши соотечественники вдруг ощутили себя нищими, женщины-летчицы решили объединиться, "чтоб не пропасть поодиночке". Поначалу их было всего тринадцать. Они решили создать общественную организацию, в которую могли бы войти авиаспортсмены и члены летных экипажей: пилоты, штурманы, бортрадисты, бортинженеры и бортмеханики. А поскольку первых русских летчиц в начале прошлого века называли авиатрисами, долго думать, какое имя дать своему клубу, крылатым женщинам не пришлось.
Соучредителем "Авиатрисы" стал Международный фонд поддержки авиаторов, и уже 11 марта 1992 года клуб зарегистрировали как межрегиональное объединение. Президентом избрали Галину Корчуганову, вице-президентами - мастеров спорта международного класса Татьяну Губанову и Лидию Зайцеву.
Первыми в клуб вступили летчицы Москвы и Подмосковья, потом к ним примкнули представительницы других регионов - в основном, выпускницы Кременчугского летного училища. Одна из них, магнитогорская летчица Людмила Арзамасцева, и рассказала мне о существовании "Авиатрисы", в чьи ряды к тому времени влилось уже более двухсот человек.
Двенадцать лет возглавляла Галина Корчуганова клуб женщин летных специальностей "Авиатриса". За это время было проведено пять международных форумов, а в перерывах - множество встреч и тематических вечеров. А сколько пришлось решить вопросов (в частности, финансовых), чтобы ровно через 60 лет снова пройти путь Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой, отправившихся в 1938-м на самолете АНТ-37 ("Родина") по маршруту "Москва - Дальний Восток"!
Идея, показавшаяся сначала чересчур смелой, принадлежала американке Никки Митчелл. Никто не представлял, как это можно осуществить, но российские летчицы дали согласие. Был создан организационный комитет, куда вошли представители клуба "Авиатриса", мэрии Москвы и Международного фонда авиационной безопасности.
День вылета не обошелся без внимания российского и американского телевидения. После торжественных проводов и слов напутствия в воздух поднялись два воздушных судна: Ан-2 Оренбургских авиалиний и Маул-5, принадлежащий Митчелл. Российский самолет пилотировали Наталья Винокурова и Никки, американский - Ронда Майлс и Халидэ Макагонова. Стартовав 27 июля и совершив ряд промежуточных посадок, они прибыли в поселок Осипенко (Кэрби) 5 августа 1998 года…
В 2004 Галины Гавриловны не стало, и в том же году фирма "ОКБ им. А. Яковлева", выпускающая военные, гражданские и спортивные самолеты под маркой "Як", клуб "Авиатриса" и Федерация авиационного спорта России учредили Кубок имени Корчугановой - первой абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу. Выдающейся летчицы, награжденной в 2003 году премией ГРОСС (Галереи российской спортивной славы) в номинации "За мужество и преданность спортивным идеалам". Кубок переходящий, он вручается на чемпионате России по высшему пилотажу абсолютной чемпионке страны в многоборье.
В летных профессиях
В прошлом году клуб прошел перерегистрацию и получил новый статус. Ныне это межрегиональная общественная организация "Союз женщин летных специальностей "Авиатриса". В настоящее время ее возглавляет заслуженный мастер спорта СССР, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, генеральный секретарь Федерации авиационного спорта России Халидэ Макагонова. На ее счету более четырех тысяч часов, проведенных в воздухе, и два десятка освоенных типов самолетов. Она представляла Россию на авиасалонах в Германии, Объединенных Арабских Эмиратах, США, Жуковском и авиашоу в Австралии, Швеции, Швейцарии, Англии. Как к уникальному инструктору, к ней приезжают учиться из других стран и приглашают к себе тренировать сборные.
Халидэ не только действующая летчица, но и прекрасный организатор. Благодаря ее энергии авиационный центр "СкайВижн" совместно с ассоциацией вертолетной индустрии и клубом "Авиатриса" провел в 2007-м первый национальный женский авиасалон "Весенние ласточки".
В том же году состоялся VII международный форум, посвященный 15-летию "Авиатрисы". В Московском доме ветеранов войн и Вооруженных Сил собрались пилоты гражданской авиации, инструкторы, летчики-испытатели, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Герои России, космонавты-испытатели, заслуженные мастера спорта и мастера спорта международного класса, чемпионки и рекордсменки мира по авиационным видам спорта, спортсмены-любители. Многих уже знала лично, ведь это был пятый форум, где мне довелось побывать в качестве участника.
Как всегда, программа была очень насыщенной. Два дня представители России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Америки, Греции, Кореи обсуждали вопросы, волнующие летчиц всего мира. Много говорилось о кадровых проблемах и роли женщин в военной авиации. Обсудили и приняли резолюцию "О положении женщин в летных профессиях".
Нынче "Авиатриса" снова отмечала круглую дату. Ровно 20 лет назад на презентации в Центральном аэроклубе имени В. Чкалова друзья-летчики приветствовали новорожденную организацию. Сегодня под ее крылом более четырехсот женщин летных специальностей. "Авиатриса" является коллективным членом Союза спортсменов России, Союза женщин России, консорциума женских неправительственных организаций, Национальной авиационной ассоциации России. Она тесно сотрудничает с Международной организацией линейных пилотов, Международной организацией женщин-летчиц "99s", Международной организацией женщин-вертолетчиц, Ассоциацией пилотов России и Российским фондом мира.
Клуб провел восемь международных форумов и выпустил три книги с краткими сведениями о каждом члене организации. А еще "Авиатриса" принимает участие во всех авиасалонах в Жуковском, оказывает моральную и социальную помощь тем, кто оставил летную работу, и всячески содействует профессиональному росту женщин летных специальностей.