Четверо из пяти членов этой дружной семьи всей моде мира предпочли белые халаты.
История встречи Вадима и Виолы, казалось бы, для докторов банальна: студенческий брак. Если только не считать, что жили они недалеко друг от друга, учились в школах, расположенных рядом, а познакомились только в институте. Да ладно бы, если в Челябинске - традиционной кузнице кадров для магнитогорских больниц и поликлиник, но оба предпочли поступить в Оренбургский медицинский институт. Сыграли свадьбу, а после четвёртого курса родилась первая дочка - родители смеются: дочь полка. Всем курсом учили лекции, готовились к экзаменам и растили маленькую Алину.
Получили диплом в 1994 - это был чуть ли не первый выпуск, когда докторов не распределяли по районным и городским больницам. Новоиспечённым врачам приходилось самим искать работу. А куда поехать с двухгодовалой малышкой? Летом Мишины вернулись в Магнитогорск и почти сразу же вышли на работу - за воспитание Алины теперь взялись дедушки, бабушки и даже прабабушка.
Дипломная специальность Вадима Мишина - единое лечебное дело. Интернатуру в Магнитогорске проходил как хирург - им и работал, вырос до заведующего травмпунктом медсанчасти ММК. Приезжая областная комиссия удивилась: таких молодых - а Мишину тогда исполнилось 28 - заведующими не назначают. А Виола - терапевт по специальности, придя в горздравотдел на собеседование, услышала: у нас большая нужда во врачах функциональной диагностики.
Судьба Вадима Юрьевича не раз делала лихие повороты. Однажды ему предложили: либо оставаться хирургом в травмпункте, либо попробовать себя урологом в поликлинике медсанчасти, специалистов в которой очень не хватало.
- Где требовались специалисты, туда и посылали, он не отказывал, - улыбается, глядя на мужа, Виола Станиславовна. - Всю жизнь самую тяжёлую и порой рутинную лямку тянет и не жалуется.
Вадим Юрьевич действительно такой: тщательный и даже дотошный, он обстоятельно общался с пациентами, не укладываясь в положенное на приём время. Не отказывал в лечении никому - к Мишину ходило, без преувеличения, полгорода. Разумеется, задерживался на приёме, потом спешил на дежурство - в семье было уже трое детей: через год после возвращения в Магнитогорск у Мишиных родились две девочки - Маша и Наташа. Двойняшки. "Разнояйцевые близнецы", - поправляет меня Вадим Мишин. И согласно кивает головой, когда привожу им фразу, сказанную когда-то главным врачом Центральной медсанчасти Мариной Шеметовой: "Почему врачи работают на полторы ставки? Потому что, когда на одну - жить не на что, а когда на две - некогда".
- Он и правда всё время работал: приём, дежурство у себя, дежурство по подработке… - говорит Виола Станиславовна. - Столько девчонок, и всех кормить надо.
Нет, дома он, конечно, бывал - и с удовольствием нянчился с дочурками, которые именно на папе любили показывать, где носик, ротик… "Особенно страстно тыкали в глазки", - со смехом вспоминают Мишины.
- Вот так, пока работали, дети уже и вырасти успели, - добавляет с улыбкой Вадим Юрьевич.
Да не просто вырасти! Старшая Алина теперь врач-ординатор. Успешно сдав ЕГЭ, с лёгкостью поступила в три медицинских вуза - в Челябинске, Екатеринбурге и Оренбурге, а также - для подстраховки - в МаГУ. Семейным советом выбрали Оренбург: и рейтинг у заведения замечательный, да и знакомых в том городе осталось много - есть кому присмотреть за дочерью. Получив диплом, домой не вернулась, - став терапевтом, интернатуру и ординатуру проходит в Санкт-Петербурге, специализация - кардиология.
Из близняшек по стопам родителей пошла Маша - и тоже выбрала для обучения Оренбург, сейчас сдаёт сессию после второго курса. А вот Наталья семейную традицию решила не продолжать - предпочла технологический вуз в Санкт-Петербурге. Мишины смеются: тут ей придётся самой целину покорять, мы ей не помощники.
Но вернёмся в детство девочек. Из декрета с близняшками Виола пришла в родную функциональную диагностику - в её судьбе было мало поворотов. Разве что раньше диагностический центр и стационар, в котором она работала, принадлежали разным ведомствам: стационар - городу, а центр - комбинату. Вдвоём с напарницей, такой же молодой "боякой", учились у лучших специалистов города, тянули на себе весь стационар второй горбольницы - так тогда она называлась. С приходом к руководству Марины Шеметовой медсанчасть снова объединили, но у функциональной диагностики дел меньше не стало: исследования пациентов из поликлиники, наблюдение лежащих в стационаре, сторонние - коммерческие - клиенты…
- Виола, к моему сожалению, заведующая отделением функциональной диагностики, - улыбается Вадим Юрьевич. - Почему к сожалению? Потому что нагрузка огромная - отчёты, документация, устаёт очень.
Кстати, девять лет назад в коллектив диагностического центра влился и он сам - предложили работать врачом ультразвукового исследования - очередной поворот в профессиональной судьбе, очередная двухгодичная переквалификация. Правда, помогали опыт и огромная практика.
- Это прекрасно, когда УЗИ делает доктор, получивший большой практический опыт - в данном случае - хирургии и урологии, - говоря о профессии, оживляется Виола Мишина. - Они знают клинику изнутри - и понимают, что и где искать.
В поликлинике новость о переходе Мишина восприняли чуть ли не трагически: Мишин действительно замечательный уролог, а главное, добросовестный специалист, замену которому найти трудно. Это правда: несмотря на мягкость и безотказность, Мишин щепетилен и даже жёсток в вопросах добросовестности отношения к делу. Улыбается: спиртными напитками совсем не злоупотребляю, но в День медика любимый тост: "За профессионализм!"
- Как пришли в профессию, зная, что платить будут немного, а работать придётся сутками? Семейная династия?
- Моя мама работала врачом-
лаборантом в кожно-венероло-гическом диспансере, больше в родне докторов не было, - говорит Виола Мишина. - Просто мы родом из СССР, а кто в Советском Союзе думал о деньгах?
- А у меня мама часто болела, хотелось ей помочь, - вспоминает Вадим Мишин. - А ещё на Берёзках, где я родился и начинал учиться, в школе был тест: кем видят в будущем ученика он сам, его родители и учитель. Так вот и я, и мама, и учителя видели во мне хирурга - три года подряд.
Пройдя все трудности становления и быта много занятых, но мало получающих врачей, они, тем не менее, довольны своим профессиональным выбором. Вадим Юрьевич шутит: в медицине разочарован - речь всё о том же профессионализме, но ни разу не пожалел, что стал врачом. Пациентов своих любит - потому всегда даёт профессиональные советы, памятуя слова коллеги: доктор - тот же священник. Советы, казалось бы, просты: раз в год ходить на УЗИ брюшной полости, измерять сахар и холестерин, следить за щитовидной железой.
- Кардиолог, эндокринолог и гастроэнтеролог - вот три ваших лучших друга, - улыбается Мишин и тут же обращается ко мне: - Вот вы знаете, какой у вас холестерин?
Однажды за это получил нагоняй - какой-то важный пациент написал заведующему жалобу: мол, не надо меня жизни учить.
- Чем дольше живёшь, тем чаще думаешь о том, что на базовом уровне медицинское образование должны получать все без исключения граждане страны, - поддерживает мужа Виола Станиславовна. - Средневековые представления о собственном здоровье просто поражают. И зачастую поэтому пациенты слишком поздно оказываются в наших руках - вплоть до трагических случаев. Диагностика ушла далеко вперёд, оборудование экспертного уровня может диагностировать проблему на самой ранней стадии, что позволит полностью локализовать и устранить её. Но у нас, когда годами болит живот, вместо того чтобы идти к доктору, пьют обезболивающее - и приходят, когда рак уже на третьей-четвёртой стадии.
- Может, всё дело в слишком агрессивной рекламе и бесконтрольной продаже лекарств? - перевожу разговор в режим интервью. - В США, я точно знаю, без рецепта врача в аптеке тебе дадут разве что парацетамол и капли в нос.
- И у нас раньше почти все лекарства в аптеках выдавали по рецепту, - говорит Виола Мишина. - Сейчас же это только на совести фармацевта. Недавно в Верхнеуральске была свидетельницей сцены: бабушка в аптеке жалуется на боли и рези при мочеиспускании, просит "что-нибудь". Фармацевт в ответ: "Бабуль, может, ты к урологу сходишь? У нас в поликлинике хороший уролог появился". И лекарства не продала.
- Пусть пациенты безграмотны по отношению к своему здоровью, зато все стали грамотными в отстаивании своих прав, в том числе перед врачами, - это так?
- Медицина, к сожалению, превращается в сферу обслуживания, где врач должен прибежать по щелчку, - вступает в разговор Алина Мишина, приехавшая к родителям в отпуск. - Суды завалены жалобами. Да, бывают по делу. А бывает, пишешь объяснительную за то, что выгоняешь людей с цветами и без халата из гематологического отделения, а в нём лежат люди после химиотерапии, которая вместе с раковыми клетками начисто убивает иммунитет…
На вопрос: платная или бесплатная должна быть медицина? - Алина, порывистая, как и положено молодёжи, отвечает сразу: платная, потому что человек ценит то, что купил, - в данном случае здоровье. Более опытные родители от однозначного ответа воздерживаются: истина где-то посередине.
Вадим и Виола Мишины очень разные - это заметно сразу. Потому не могу не спросить: тяжело притирались друг к другу?
- Притирка заочно проходила, пока мы работали, - смеётся в ответ Виола Станиславовна. - Люди ругаются от безделья, когда времени слишком много. А мы работали и не виделись почти.
- Мы с женой театралы, обожаем театр имени А. С. Пушкина, не пропускаем ни одну премьеру, дружим со многими актёрами, - продолжает Вадим Юрьевич. - Двадцать лет, как у нас есть домик в деревне, сейчас затеяли там большую стройку - делаем ремонт. Ещё - любим путешествовать. Так за делами в прошлом году отметили серебряную свадьбу.
- И всё-таки: почему при всех сложностях во все времена именно конкурс в медицинские вузы был самым высоким?
- Потому что уж кто-кто, а врачи никогда не останутся без работы, - подытоживает Виола Станиславовна.
- Мой второй любимый тост: готов потерять работу, лишь бы все были здоровы, - добавляет Вадим Юрьевич. - Но это, к сожалению, невозможно.