УЖЕ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА Аня Терехина живет в Москве: учится в Институте телевидения и радиовещания Останкина и работает в продюсерском центре «Мастерская», который производит документальные и научно-популярные фильмы по заказу Первого канала и телеканала «Россия».
Шеф-редактором в «Мастерской» трудится еще одна наша землячка – Марина Дайновец: именно она дала Ане шанс проявить себя в новом качестве, а та шанс не упустила. 22 января на Первом канале – премьера: документальный фильм «Судьба». Автор сценария – Анна Терехина, в недавнем прошлом – корреспондент отдела новостей телекомпании ТВ-ИН.
Мы встретились с Аней в новогодние праздники, когда она приезжала в Магнитогорск к маме. Хотя – в гости ли?
– Я не могу сейчас ответить на этот вопрос. С одной стороны, конечно, Магнитогорск – это мой дом: здесь я выросла, здесь самые близкие мне люди, мама… С другой стороны, мой дом – уже Москва. Я всегда болела этим городом, хотела жить там и не скрывала этого.
– Говорят, Москва не всем становится домом – не всех она принимает.
– Это верно – ты прямо процитировала старожилов Москвы. Жители столицы воспринимают свой город живым существом, и это действительно так. Они всерьез спрашивали меня: «А ты попросила благословения Москвы жить здесь?»
– Как это?
– (Смеется.) Не знаю. Наверное, это приехать в Москву с добрыми намерениями. Я приехала с позитивным настроем и уважением к этому городу – и Москва, я чувствую это, меня приняла. Мне в ней все нравится, я все в ней люблю. Я обожаю метро, хотя москвичи его терпеть не могут. А меня в метро никто не толкает, никто мне не хамит, и я всегда еду в метро сидя – разве это не показатель? С другой стороны, сейчас я могу сказать однозначно: Москва, в которой ты отдыхаешь, живешь и работаешь, – это три разные Москвы. Это город контрастов: нищета – и тут же роскошь, хамство – а рядом благодарность и абсолютная доброта.
– Ты ехала, зная, где будешь учиться и работать. Насколько я понимаю, уезжала спокойно?
– Нет, мне было очень страшно. Причем этот страх пришел, уже когда села в поезд. Знаешь, такая паника в момент, когда трогается состав: «Господи, что теперь будет?» И я никогда не пойму людей, которые уезжают в никуда – просто собирают чемоданы и едут в Москву, ночуют на вокзалах… Это смело – да, это говорит о том, что люди способны на поступок – да, но я бы так не смогла и не захотела бы. Сейчас у меня другой страх – не найти себя в Москве, разувериться в том, что это мой город. Но отгоняю эту мысль и иду дальше: лучше сделать и пожалеть об этом, чем жалеть о несделанном. И мама меня поддержала.
– Ну, мама тебя во всем поддерживает. Я ведь помню, ты рассказывала, когда несколько лет назад решила соблюдать пост, она готовила для тебя отдельное постное меню.
– Да, моя мама – удивительный человек. Конечно, ей было страшно отпускать меня в большой незнакомый город, но она сказала: «Не получится – вернешься, тебе здесь всегда рады».
– Моя подруга живет в Америке и говорит, что бедны в этой стране только те, кто не хочет работать: кто не боится труда, пусть даже тяжелого на первом этапе, всегда будет при деньгах. По поводу Москвы, откуда она уехала в США, она сказать такого не могла: здесь большую роль играет удача – это ее мнение. Ты с ним согласна?
– Не совсем. Я живу по совету Козьмы Пруткова: хочешь быть счастливым – будь им, хочешь работать – иди и работай. Если тебе не улыбнулась удача, значит, раньше ты сам не улыбнулся ей. Мне кажется, нужно очень верить в себя и прилагать максимум усилий для осуществления своей мечты. Когда-то я совершенно случайно попала на ТВ-ИН: хотела работать на телевидении, зашла в отдел новостей и сказала: «Меня зовут Аня, хочу у вас работать». И мне дали шанс. Надо сказать, что эта телекомпания всем дает шанс проявить себя, – это чистая правда. ТВ-ИН окончательно заставил влюбиться меня в телевидение, научил меня этой профессии. То, чем я сейчас занимаюсь в Москве, не имеет ничего общего с магнитогорской журналистикой. Единственное, что роднит, – это камера и микрофон. Но как мы работаем здесь: камера с плеча – и поехали. И в производстве сюжета журналист – сам себе и режиссер, и автор сценария, и зачастую режиссер монтажа. В студии документальных фильмов все не так: здесь выставляют свет, здесь у каждого оператора свой ассистент, а у журналиста – редактор. К примеру, я пишу сценарий и отвечаю только за текст, а режиссер отвечает за картинку.
– Это хорошо или плохо?
– Это удобно: каждый делает свое дело и зациклен только на нем. С другой стороны, все мы работаем в едином русле – на качество продукта, как звенья одной цепи. Благодаря ТВ-ИН я изначально могла выбирать в Москве профессии – от автора сценариев и корреспондента до редактора. В Магнитогорске мне дали азы, и азы очень крепкие. Кстати, все, кто работает в продюсерском центре «Мастерская», приехали в Москву из провинции. Будешь смеяться, но единственный коренной москвич в шестом поколении – наш водитель. Так что российская глубинка – с основательным подходом к делу, с сомнениями и исканиями – дает лучшие в стране кадры.
– А ты сомневаешься в себе?
– Каждый день. Этакое сплетение уверенности в себе и неверия в себя – в хорошем смысле слова. Когда я начинала работу над фильмом, мне казалось, что я ничего не умею, что я полный бездарь. Не спала ночами, не ела, глаз начал дергаться… И когда меня похвалили за наброски сценария, это было лучше всяких фанфар.
– Расскажи о своем фильме.
– Фильм называется «Судьба». Трудная тема о том, от кого или от чего зависит наша жизнь, о предопределенности и преодолении... Судьбы Пушкина, Дантеса, Баха, других великих личностей прошлого. А из современников – победитель первого проекта «Последний герой» Сергей Одинцов, писательница Дарья Донцова, актриса театра Олега Табакова и его жена Марина Зудина и актер Александр Абдулов.
– Немного странный набор персонажей – тебе не кажется? Почему именно они?
– Потому что в жизни каждого из них были судьбоносные моменты. Сергей Одинцов был простым курским таможенником, в его жизни появилась возможность участвовать в проекте Первого канала. И он стал победителем, заработал деньги, выгодно распорядился ими, теперь стал депутатом. Марина Зудина с самого детства мечтала учиться у Олега Табакова. В Москве провалила экзамены во все театральные институты, а на курс Табакова просто опоздала – они занимались уже второй год. Но совсем случайно (случайно ли?) узнала, что Табаков набирает еще один курс. Она полностью поменяла программу, выучила за одну ночь новую, даже молитву для себя придумала. И поступила. И стала его женой и матерью двоих его детей. Донцовой в молодости цыганка нагадала благополучие «от правой руки». И в тот момент, когда она находилась между жизнью и смертью – у нее был рак, – она начала писать. Александр Абдулов вообще везунчик. Бог дал ему все: внешность, актерский и режиссерский талант, самая красивая женщина страны была его женой. К тому же он избежал смерти в авиакатастрофе – просто пересел в другой самолет.
– После первого большого дела, я бы сказала, после первой победы, думаю, ты уже более твердо смотришь в будущее: какие задачи минимум и максимум ты себе ставишь?
– Минимум я себе даже не ставлю: мечтать нужно только о великом. Марина Зудина в своем интервью сказала: «Если хочешь стать актером, нельзя мечтать о том, чтобы говорить на сцене одну фразу: «Кушать подано». Уж мечтать – так о больших ролях». В Москве – чем она отличается от провинциальных городов – есть великая перспектива, которую ты можешь буквально пощупать. Грубо говоря: когда дерутся депутаты Госдумы, в Магнитогорске мы думаем: это происходит где-то там. А в Москве ты понимаешь, что это практически в соседнем доме, и, если поторопиться, ты можешь успеть на финал. Я, к примеру, до сих пор вздрагиваю, когда кто-то стучится в дверь студии, заходит и здоровается, ты машинально отвечаешь и только потом понимаешь, что этим кем-то оказалась актриса Ольга Будина. Или что в коридоре с тобой запросто шутит Олег Табаков, или Дарья Донцова дает тебе книжки, которые советует прочесть… Они – обычные люди, очень милые и приветливые, и ты знаешь их телефоны, можешь позвонить им и назначить встречу…
– И они не откажут, как позволяют себе это в провинции?
– Я поняла одно: с ними обязательно нужно договариваться заранее. Не потому, что они снобы. А потому, что они очень заняты и берегут каждую редкую свободную минутку. А ведь интервью – тоже работа. Я три месяца вызванивала Александра Абдулова и, наконец-то договорившись с ним об интервью, в назначенное время еще семь часов «вылавливала» его на съемочной площадке – сейчас он работает над художественным фильмом, в котором выступает режиссером, главным героем и продюсером. Конечно, я злилась, но видела, что он действительно занят. И под занавес седьмого часа наших мучений он выделил нам десять минут – ровно столько, сколько у него было в запасе.
– Судя по тому, что ты изрядно похудела, времени на личную жизнь у тебя, как и у звезд, немного?
– (Смеется.) Рита, я даже в кино не могу сходить – о чем ты говоришь! Моя в прямом смысле слова «личная жизнь», мой молодой человек, живет в Магнитогорске – пока, во всяком случае. А насчет времени – да, его очень мало, но я начинаю учиться его грамотно расходовать. Читаю в дороге, которая ежедневно занимает три часа. Я и в Магнитогорске много читала – запоем. Но все подряд, включая женские журналы и любовные романы. Недавно в Москве наш продюсер Саида сказала мне: «Аня, у меня такое чувство, что за свою жизнь вы прочли очень много книг», – представляешь, как у меня от гордости грудь колесом выгнулась? Но она тут же добавила: «И большая часть этих книг – совершенно пустая трата времени». Ну что делать – так оно и было. В Москве я более ограничена во времени, поэтому читаю избирательно: пристрастилась к классике – вот сейчас читаю Милорада Павича, и мне безумно нравится. Я по-другому начала относиться к распределению заданий: счастливая возможность Ани-магнитогорки – отложить дело на последний момент, позволить себе расслабиться именно сейчас, когда мне это хочется. Теперь не могу – просто не имею права. Я очень повзрослела в Москве: стала более вдумчивой, впитываю все, как губка, – но это и нужно мне, начинающему журналисту, рядом с таким гением, как Марина Дайновец.
– Ты всегда была активной по жизни или тебя такой сделала твоя работа?
– Ой, всегда. В классе больше всех выступала… У меня есть черта – обостренное чувство справедливости и любовь к спорам. Если что-то мне кажется «не по справедливости», я буду до хрипоты доказывать свою правоту. И правду-матку в глаза режу – тоже моя черта. Наверное, за это многие меня недолюбливали… Но я им очень благодарна: недоброжелатели научили меня прежде всего побеждать «вопреки». И второе очень важное качество для человека, занимающегося журналистикой, – умение отстраниться от неконструктивной критики, не замечать ее. Я всегда думаю на этот счет: это ведь они себе нервы портят – меня это не касается.
– После своего фильма о судьбе ты сама как относишься к этому понятию: есть судьба или нет?
– У меня было мнение на этот счет, при нем я и осталась: каждый человек творит свою судьбу сам. Всем хотя бы раз в жизни выпадает шанс. И задача человека – не просто им воспользоваться, а повести свою жизнь дальше. Тогда судьба сложится удачно. Напоследок – анекдот на эту тему. Обратилась семья к Богу: «Господи, почему наш отец такой невезучий? Сделай что-нибудь для него! Ну пусть он хотя бы в лотерею выиграет…» «Хорошо», – ответил Бог. Но время шло, и ничего не происходило. И снова семья воззвала к Богу: «Господи, ну почему ты ничего не делаешь?» И ответил Бог: «Так пусть ваш отец хотя бы лотерейный билет купит!» Думаю, поучительно.