Змановские познакомились в шестидесятом. Старинную традицию сватовства отвергать не стали.
Отец Владимира Григорьевича в войну пропал без вести под Ленинградом, поэтому в село к Ираиде Петровне на сватовство приехала только мама. Зато свадьбу праздновали и в деревне, и в Магнитогорске, куда гости отправились на грузовике вместе с невестиным приданым.
Ираида Петровна трудилась в детском саду воспитателем. Всю жизнь не хватало времени: работа женская, воспитатели часто выбывали из строя, сидя дома с больными детьми. Отработаешь смену - и идешь в чужую группу заменять. Владимир Григорьевич начал работать еще в юности, чтобы помогать матери тянуть трех младших братьев. В его трудовой за четверть века только две записи - о приеме и увольнении из цеха водоснабжения комбината. Как во всех семьях, было много трудных периодов: сына призвали на службу в пору взрыва в Чернобыле, а солдат нередко отправляли на ликвидацию последствий. Но - обошлось. А вот два инфаркта не обошли главу семьи стороной. И возраст-то был еще не для болезни, но пришлось смириться - уйти на инвалидность. Однако супруги сдаваться не собирались: Ираида Петровна перерыла медицинскую литературу, освоила народные методики лечения и до сих пор поддерживает сердце мужа настойкой лимона, чеснока и меда из народной медицины.
- Хорошо, что он всегда прислушивался к рекомендациям, - размышляет Ираида Петровна.
Да и как не прислушиваться? На нем семья. И чего только за годы в этой семье не было. Но всегда мерилом событий было ее душевное благополучие.
- Помните, в девяностые то старые деньги на новые меняли, то крупные купюры отменяли, то ждали подорожания валюты. Все в обменниках стоят, а у нас менять нечего, - вспоминает Ираида Змановская. - Не столько в те годы потеряли. Деньги обесценились, займы превратились в никчемные бумажки. Ну так не мы для них, а они для нас. Пережили.
Золотую свадьбу отгуляли весело - родни назвали человек двадцать. Дочь Светлана приехала из Екатеринбурга, вместе с сыном и братом Димой заново провела торжественную регистрацию брака. Жаль, места для танцев в двушке маловато, но и "Марш Мендельсона" был, и "Бабушку рядышком с дедушкой" в домашнем спектакле обыграли.
- Перед приходом гостей стоим с сестрой на кухне, крошим салаты. Она спрашивает: неужели за пятьдесят лет ни ссоры, ни обиды? - признается Ираида Змановская. - Просто руками развожу: нет. Да с ним невозможно поссориться. Он добряк. Самое большое: рукой махнет - мол, чего спорить. Даже не знаю, произнес ли он за всю жизнь матерное слово. Я, во всяком случае, от него ни разу не слышала.
На днях Владимиру Григорьевичу исполнилось семьдесят пять. Снова соберется родня. Время празднования решили не назначать: как доберется дочь из Екатеринбурга, так и усядутся за стол.
У супругов Точилкиных в ноябре тоже был именинный пирог: главе семьи Виктору Фиоджоевичу исполнилось семьдесят три. Но он и в этом возрасте помнит, чем приглянулась ему когда-то будущая жена Люба: по-деревенски красивая. Именно так - ведь, по мнению Виктора Фиоджолевича, в городе девчонки симпатичные, но не яркие, а деревенские - яркие и красивые. Вот на такой девчонке он и женился. Всю жизнь - в аглоцехе, Любовь Григорьевна - на руднике. Виктор Точилкин участвовал в запуске аглофабрики в шестьдесят третьем. А стаж в горно-обогатительном производстве у него - сорок лет. Работы на его век хватило. И пока работал, считал правилом заканчивать смену так, чтобы за тебя не доделывали и не переделывали.
- Если каждый оставит за собой по лопате руды, то придешь на смену - получишь пятьдесят таких лопат, - вспоминает ветеран.
А что такое вручную раскапывать заваленный раскаленным агломератом транспортер, он знает не понаслышке. Зато, считает он, чем больше работаешь, тем дружнее семья.
- Ссориться некогда было: дома двое девчонок, а за порогом столько работы - невпроворот, - вспоминает глава семьи. - После смены - на мотоцикл, девчонок в люльку и - в сад. Хочешь не хочешь, а будешь жить в дружбе.
До сих пор живет в семье традиция: отгулять день рождения Любови Григорьевны пятого мая, чтобы наготовить и вымыть посуду в городских условиях, и - на весь сезон безвыездно в сад.
Виктор Фиоджоевич хвалит жену: покладистая, к каждому в семье знает подход - а у Точилкиных уже трое внуков, пятеро правнуков, и в декабре ждут еще одного. Внуки тоже свои подходы к бабушке и дедушке знают: считают, что бабуля лучше варит борщ, а дед - вкуснее жарит картошку. Внук еще выезжает, а деда по телефону предупреждает: мол, скоро буду, доставай сковороду. И дед с бабулей любят, когда младшее поколение приходит в гости: с ними весело. На золотую свадьбу Точилкины только детей с семьями пригласили - и то больше пятнадцати человек набралось.
А на вопросы о подарках к торжеству Точилкины отвечают так же, как и Змановские: "У нас все есть. Все. Ничего не нужно".
У них для счастья уже есть семья.