Строительство первого агрегата непрерывного горячего цинкования в начале 2000-х годов стало судьбоносным не только для комбината, но и для многих специалистов, стоявших у истоков нового производства. Андрей Подобед - один из них. В цехе покрытий, который сегодня именуется производством металла с покрытием, он с первых дней: участвовал в строительстве и отладке оборудования сначала АНГЦ-1, затем АНГЦ-2. За минувшие 17 лет добился не только производственных успехов, но и уважения коллег. "Настоящий профессионал", - говорят о Подобеде руководители и подчинённые. На столь сложном производстве, да ещё и в высокопрофессиональном коллективе, такое признание дорогого стоит.
- Отец много лет проработал в первом мартеновском цехе, на шихтовом дворе, так что комбинат в моей жизни присутствовал с самого детства, - начал рассказ старший мастер участка горячего цинкования ПМП ПАО "ММК" Андрей Подобед. - Решил пойти по стопам родителя, поэтому после школы поступил в горно-металлургический институт, но после первого курса загремел в армию и доучивался уже после демобилизации.
Роман Андрея Подобеда с комбинатом начался не сразу. Окончив вуз, он решил для начала попробовать себя в коммерции, в начале 90-х годов это было модно.
- Стал частным предпринимателем, держал ларьки, гонял машины из Тольятти, - вспоминает Андрей Николаевич. - Это уж потом, когда всё осознал, пошёл на комбинат, устроился в листопрокатный цех термистом на стан "2350". С той поры с комбинатом не расстаюсь.
Через год знакомые позвали его работать в цех покрытий, где началось строительство АНГЦ-1. Вместе с другими специалистами Андрей Подобед участвовал в возведении фундаментов, приёмке и монтаже оборудования.
- Интересно было своими руками построить этот огромный агрегат, отладить, почувствовать вкус производства именно оцинкованного металла. Это совершенно новый опыт, - вспоминает Андрей Николаевич. - Агрегат пустили в июле 2002 года. Он стал первым в России по мощности и оснащению: АНГЦ под завязку был начинён современным оборудованием. Даже в печи, где температура под 800 градусов, установили электронные датчики, а продвижение полосы внутри печи отражалось на дисплее. По тем временам это было в диковинку. Первые партии оцинкованного листа отправили в Прибалтику, затем выполнили заказы для предприятий Израиля, Саудовской Аравии и Ливана.
На первом агрегате Андрей Подобед проработал мастером шесть лет, а когда началось возведение АНГЦ-2, его, как одного из самых опытных технологов, отправили на новую стройку - ответственным от цеха. Сложное оборудование и технологию он изучал непосредственно на предприятиях Милана и Генуи под руководством специалиста, проектировавшего печь для Магнитки.
- Во время стажировки посмотрел, как аналогичное оборудование работает в Италии. Узнал, на что обратить внимание при запуске печи и как правильно её обслуживать, - вспоминает Подобед.
Участвовал Андрей Николаевич и в подборе кадров для работы на новом агрегате, отобрав для этой цели около полусотни грамотных технологов. Почти половину из них составили выходцы с "первой оцинковки". Они и по сей день - костяк коллектива. Андрей Подобед вспоминает, что лекторы фирмы "Даниеле" проводили обучение операторов, термистов и вальцовщиков прямо на территории ММК. Во вторую группу вошли специалисты технических служб - механики, энергетики, гидравлики. Ритм стройки даже сегодня трудно передать словами.
- Второй агрегат - более совершенный по автоматике, начиная с процессов натяжения полосы, - отмечает Андрей Николаевич. - Печь здесь уже не вертикальная, а горизонтальная, с дополнительными зонами нагрева. Сварочная машина тоже принципиально иная. Обращению с ней наши специалисты учились в США. Помню, как мечтали поскорее запустить агрегат. Производственная программа на август составляла три тысячи тонн, а АНГЦ-2 выдал десять тысяч. Никто из руководства ММК не ожидал, что он так быстро выйдет на проектную мощность.
По словам Андрея Николаевича, он ни разу не пожалел, что однажды решил бросить "вольные хлеба" и связать свою жизнь с ММК.
- Здесь не деньги держат, хотя зарплата достойная, - рассуждает Подобед. - Сама работа очень интересная, ответственная, требующая постоянного развития. Ведь у нас конечный передел, от нас продукция с маркой ММК идёт к потребителю. Коллектив замечательный. Многие работают с момента пуска цеха, а часть наших воспитанников сегодня составляет костяк ЛПЦ-11. От взаимоотношений в бригаде многое зависит, ведь у нас командная работа: один, как говорится, в поле не воин. И доработку рулонов, и другие операции выполняем вместе. Общаемся и после работы, выезжаем семьями за город, на рыбалку, в музеи, на горнолыжку.
- Андрей Николаевич принимал меня на работу и наставлял на путь истинный, - рассказывает представитель цехового профкома Роман Конев. - Профессионал с большой буквы. Прекрасно разбирается в технологии, так как сам строил агрегаты и знает их досконально. К любой проблеме, будь то производство или личные вопросы, подходит ответственно. Несмотря на внешнюю сдержанность, он добрый и отзывчивый человек, как бы избито сегодня ни звучали эти слова. Никогда не отмахнётся от чужой беды, всегда выслушает, поможет. А в плане работы - Андрей Николаевич жёсткий, с ним не забалуешь. Он требует от людей полной отдачи, потому что и сам работает также.
Сегодня под началом Андрея Подобеда четыре бригады. Ответственность огромная. К каждому специалисту нужно найти подход. Кто-то с полуслова задачу понимает, другому требуются разъяснения. Но одно Подобед за годы работы понял чётко: любому человеку крайне важно чувствовать, что его труд важен и востребован.
Несмотря на руководящий статус, работа у старшего мастера участка горячего цинкования не сидячая. Утро начинается со сменно-встречного собрания: обсуждение итогов прошедшей смены, постановка задач на предстоящую, и так до вечера. Хорошо, если удаётся посидеть за бумажной работой пару часов за смену. Всё остальное время Андрей Подобед проводит в цехе, с людьми. Но именно за это и любит он свою работу. В ней нет места рутине и скуке. А каждый новый день ставит непростые задачи.