Первое имя, которое назовут редакторы, писатели, ученые и рекламщики, когда речь зайдет о качественных полиграфических услугах, - Ирина Феонина. На этой неделе ее с юбилеем поздравили коллеги, друзья, многочисленные клиенты.
Почти двадцать лет этот человек руководит Магнитогорским Домом печати, пройдя за свою профессиональную карьеру путь от наборщика до директора типографии. За преданность профессии заслуженный работник культуры РФ Ирина Юрьевна награждена грамотами ЦК ВЛКСМ, губернатора, министерства культуры Челябинской области, благодарностью Законодательного собрания области. Однако в юности она и представить себе не могла, что запах бумаги и типографской краски станет для нее родным: после окончания школы Ирина Феонина мечтала стать следователем.
- Вполне понятная для того времени юношеская мечта. Гораздо труднее представить, что ребенок мечтает стать полиграфистом.
- Собственно, реализуя свое желание, я в 17 лет устроилась работать в прокуратуру: разносила повестки. Для поступления в юридический институт необходим был трудовой стаж. Однако объем работы был таким большим, что приходилось обращаться за помощью к брату, отцу. В конце концов отцу это надоело, и он помог мне утроиться наборщиком в типографию ММК. Туда пришла с твердым убеждением, что все это временно. Однако коллектив был настолько замечательным, что быстро втянулась - и следующим летом легко поступила в Куйбышевский издательско-полиграфический техникум. А после его окончания - в Московский полиграфический институт.
- А как попали в Магнитогорский Дом печати?
- Еще студенткой техникума проходила там практику: городская типография славилась своими инновациями. Магнитогорский Дом печати одним из первых в Советском Союзе перешел на офсетный способ печати газет, а позже - на электронную верстку. Для того чтобы развиваться профессионально, знать новейшие технологии, пришла сюда работать на должность инженера-нормировщика. И, постепенно поднимаясь вверх, стала начальником цеха. Причем был в истории типографии демократический период, когда начальников цехов не директор назначал, а избирал коллектив. Меня на эту должность избрал коллектив наборного цеха. В 1993 году возникла необходимость назначения нового директора, и в региональном управлении печати меня попросили временно исполнять обязанности, пока ищут кандидата на это место. Помню, 11 октября приступила к работе - и, как оказалось, надолго.
- Какая-то романтика есть в этой профессии?
- Конечно есть. То, как рождается книга или газета, - настоящее чудо. Из наложения всего четырех красок такая красота выходит. Запах, который стоит в типографии, это часть профессиональной жизни. Порой пенсионеры придут - и сразу в печатный цех. Дом печати стал для меня настоящей школой жизни: здесь узнала, что такое труд, ответственность, человеческие отношения. Есть, конечно, профессиональные привычки. Беру, например, в руки книгу и в первую очередь смотрю не содержание, а на то, как она сделана: какая бумага, печать, как склеена.
- Вы, можно сказать, являетесь первым путеводителем газет в нашем городе.
- Да, мы печатаем 27 наименований газет. Это не только Магнитогорск, но и Карталы, Варна, Верхнеуральск, поселок Локомотивный, Сибай, Белорецк - в том числе самые популярные "Магнитогорский металл" и "Магнитогорский рабочий". Общий ежемесячный тираж выпускаемых газет - 2,5 миллиона. Благодаря продуманной технико-экономической политике Магнитогорский Дом печати из газетно-бланочной типографии превратился в полиграфическое предприятие широкого профиля. И сегодня мы уверенно лидируем в регионе по таким показателям, как выпуск полноцветной упаковки, рекламной продукции, книг и журналов.
- Иными словами, Магнитогорский Дом печати, как и в советское время, внедряет инновации.
- Технологический процесс постоянно совершенствуется, устаревшее оборудование заменено на современное. Стараемся не отставать. В цехах появилось много современной полиграфической техники известнейших производителей Германии, Японии, Бразилии, Израиля, Китая, Бельгии. Из крупных покупок последнего времени следует назвать ролевую печатную машину для выпуска цветных газет ПОГ2-84Б-331, фотовыводную японскую систему CtP Luxel8 формата B1+, книговставочную машину. Все это дает результат: ежегодно объем печатной продукции возрастает на 10-12 процентов.
- Как вы относитесь к конкурентам?
- Сегодня Дом печати не монополист, в городе работает несколько типографий, но конкуренция только подталкивает к дальнейшему развитию и, безусловно, активному поиску новых партнеров.
- Вероятно, многое в этом стремлении зависит от коллектива типографии?
- Да, это так. За долгие десятилетия в Магнитогорском Доме печати сложились крепкие династии - у нас работают семьями. Сотрудники, чей стаж составляет 20-30 лет, настоящие мастера своего дела, рабочая аристократия, как во всем мире называют полиграфистов. Коллектив молодеет, начинающие полиграфисты за счет предприятия проходят обучение в профильных вузах Самары, Омска, Москвы, Санкт-Петербурга. Уверена, что наш слаженный коллектив не подведет ни в каких обстоятельствах. Мне, как руководителю, повезло, что работаю с профессионалами, чувствую их поддержку и понимание.
- Ирина Юрьевна, с вхождением в нашу жизнь Интернета принято говорить о скором конце печатной эры Гуттенберга. На профессиональный взгляд, насколько оправданы такие ожидания?
- Замечательно, что в нашей жизни появился Интернет. Но книга никуда не уйдет, я в этом уверена. Книга, газета, каталог - это особая культура. Книгу хочется держать в руках. Когда путешествую, замечаю, что в аэропорту люди, имея при себе телефоны, планшеты, все равно покупают газету. Объемы могут сократиться, но в то, что исчезнут бумага и краска, я не верю.
Магнитогорский Дом печати Магнитогорский Дом печати берет начало от той типографии, которая первого января 1930 года выдала первую печатную продукцию - первый номер газеты "Магнитогорский рабочий". Празднуя сегодня славный юбилей, полиграфисты вспоминают далекий 1929 год... Казалось, что вся Россия снялась с насиженных мест и устремилась к подножию горы Магнитной строить один из первенцев социалистической индустриализации - металлургический комбинат. ... Гигантская стройка требовала свою типографию. И вот 10 ноября 1929 года Троицкий окружком ВКП (б) принимает решение, давшее жизнь будущему Магнитогорскому Дому печати. Для типографии выделили один из бараков на левом берегу реки Урал. За полтора месяца печатники и наборщики установили все необходимое оборудование, полученное от Верхнеуральского промкомбината. Оно служило верой и правдой еще в дореволюционной типографии этого города. Перевозкой и монтажом печатной техники руководил первый заведующий типографией В.А. Токмачев. В том же бараке, где печатали первую газету, жили и 35 типографских рабочих со своими семьями - всего около 140 человек. В одной комнатенке ютилось по две-три семьи. Вслед за первой газетой типография стала печатать еще и "Магнитогорский комсомолец", а также с десяток многотиражек и районных газет - "За металл", "Горняк", "На рельсах гиганта". С началом Великой Отечественной войны большинство работников типографии ушло на фронт. Оставшиеся на трудовой вахте в неимоверно трудных условиях продолжали печатать газеты и даже книги. Из-за нехватки бумаги в ход шли обои, оберточные материалы. В 1964 году Магнитогорский Дом печати переехал на правый берег в новое здание на проспекте Карла Маркса, где располагается и сегодня. С 1993 года предприятие возглавляет генеральный директор Ирина Юрьевна Феонина. Высокое качество выпускаемой продукции и профессионализм сотрудников Дома печати неоднократно подтверждены дипломами и наградами различных конкурсов. Предприятие - победитель областного конкурса на лучшую издательско-полиграфическую продукцию "Южноуральская книга", лауреат всероссийского конкурса "Мэтр полиграфии". |