Работы Владимира Шустикова идеально кадрированы и безупречно выверены, они раскрывают психологию, внутренний мир любого героя, который попал в объектив мастера. На каждом снимке, будь это репортаж или портрет, целая история, удерживающая интерес зрителя и увлекающая его визуальным повествованием.
Качественный снимок – это сумма нескольких слагаемых. Здесь и знание законов композиции, и прекрасный «глаз», чувство меры и стремление к гармонии. Но это всё нарабатывается, формируется и оттачивается с опытом, ну, за исключением таланта, конечно, а он, как принято считать, либо есть, либо нет. Возможно, эта самая искра божия и проявилась у маленького Володи, живущего в землянке возле шлаковых отвалов в большой дружной семье. Он был вторым из четверых детей четы Шустиковых. Мечтой восьмилетнего мальчугана было «фиксировать события».
– Откуда у меня возникло такое стремление к фото, я до сих пор не знаю, – рассказывает Владимир Иванович. – Помню только, что однажды хотел отблагодарить соседку за её доброту ко мне и пообещал: «Вот вырасту, куплю фотоаппарат и обязательно вас сфотографирую». Но не сдержал своё слово, разъехались, и я её больше не видел. Спасибо моим родителям, которые исполнили мою мечту – купили мне фотоаппарат «Смена». Их снимок я и сделал одним из первых.
Этот подарок стал судьбоносным для Владимира Шустикова – он познакомился с искусством фотографии, которое стало не просто увлечением, а смыслом всей его дальнейшей жизни. Повзрослев, он расставался с фотоаппаратом, пожалуй, только во время рабочей смены в электроремонтном цехе металлургического комбината, где проработал около четырёх лет, и тренировок на стадионе. Кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике, он одним из первых советских спортсменов выступал за сборную страны за рубежом. Одиннадцать лет подряд ему не было равных на дистанции 1500 метров. Два его важных увлечения – спорт и фотография – предопределили дальнейшую судьбу. Легкоатлетический стадион стал местом встречи с будущей женой Татьяной, с которой они счастливы вместе больше полувека, а фото послужило проводником в яркую и наполненную огромным количеством событий и встреч жизнь.
«Камера – будто ключ, открывающий многие двери», – говорит Владимир Иванович.
Первая отворилась, когда успешного легкоатлета приняли на спортивный факультет в Челябинский педагогический институт, где в те годы была одна из ведущих фотолабораторий в стране. Затем была служба в армии. И здесь вновь «помогла» камера. За год рядовой Шустиков лишь однажды надел форму – на присягу, в остальные дни нёс воинскую обязанность в «гражданке» с фотоаппаратом наперевес.
– Служил на спортивной кафедре ЧВВАКУШа. Было много мероприятий, которые я снимал, печатал фотографии для стендов. Через полгода моей службы началась министерская проверка, по результатам которой училище получило хорошую оценку, немаловажную роль в этом сыграла и моя работа. Мне даже дали «медвежий» отпуск 45 суток, самый длинный для рядового, – смеётся наш юбиляр. – Это был период, когда я получил колоссальный опыт. Овладел технологией печати метровых, полутораметровых фотографий. И с этим «багажом» попал по распределению в Магнитогорский государственный педагогический институт.
Молодому специалисту Василий Патрушев, в те годы ректор МГПИ, доверил новое детище. Владимир Шустиков возглавил фотолабораторию, созданную по инициативе декана худграфа Юрия Найды.
– До сих пор помню первых студентов, которых я обучал фотоделу в лаборатории, некоторые из них были даже старше меня. Мы проводили занятия по субботам, и несмотря на это все приходили строго по времени и внимательно слушали, – улыбается Владимир Иванович. – А ведь первые годы мне было сложно образно описывать фотопроцесс, с годами я, конечно, наработал словесную выразительность. Благодарен ребятам, что им тогда хватило и той «сухой» информации, они всегда были, как и я, увлечены процессом.
Владимир Иванович признаётся, в те годы он не придавал важного значения категории времени. Его энергии и сил хватало, чтобы учить студентов своему любимому делу, организовывать с ними различные выставки, вести фотолетопись строительства нового здания пединститута и спорткомплекса. В начале 70-х в Магнитогорске найти в продаже рулонную фотобумагу было невозможно, да и плёнки не было. Шустиков ездил на челябинскую базу фотоматериалов, закупал всё там. Потом делал стенды, планшеты с пейзажами не только для института, но и для оформления столовой ЖБИ, для ДОКа и других организаций.
Нередко отправлял свои снимки в ведущие газеты страны, их печатали в передовице.
– Седьмого ноября на демонстрации ректор Патрушев пожимает мне руку и так тепло поздравляет, а я не могу понять с чем, – вспоминает Владимир Иванович. – Оказывается, накануне в «Правде» напечатали на первой странице мой снимок, с подписью «Шустиков, Магнитогорск». Для Василия Афанасьевича это было проявлением высочайшего признания моей работы. После этого случая фортуна повернулась в нашу сторону. Фотолаборатория заслужила авторитет.
О фотолаборатории МГПИ, позже МаГУ, и о её бессменном руководителе знали и в Министерстве просвещения, и в других вузах. Она была лучшей. Неоднократно коллектив Владимира Шустикова выполнял различные заказы по оформлению, а в качестве дивидендов за работу получал дефицитную фотоплёнку и фотобумагу. Руководство института помогало приобретать современное оборудование, потому что понимало ценность работы Владимира Ивановича.
– Творческий путь в фотографии бесконечен, у него нет предела, ты постоянно должен совершенствовать свои навыки. Поиск не прекращается никогда, мне до сих пор хочется развиваться, а для этого нужна ещё и современная техника, – поясняет мастер. – Сначала я увлекался чёрно-белыми снимками, потом цветом, был период, когда пробовал себя в видеосъёмке. Три года я снимал на Mini-DV-камеру из Гонконга. Она превосходила по разрешению Betacam-камеры. Мы тогда с Юрием Бакуровым и Валерием Намятовым (главный режиссёр и директор телекомпании «ТВ-ИН» – Прим. авт.) удивлялись новому качеству съёмки. Но любовь к фото всё же оказалась сильнее.
Одно из удивительных качеств Владимира Шустикова – чутьё на перспективные идеи. Он первым в Магнитогорске понял неизбежность скорого перехода на цифровую фотографию. Этому способствовала сама жизнь. «Плёнка» требовала много затрат, а «цифра» освобождала и от непростого процесса, и от постоянных закупок необходимых для него средств. Правда, чтобы начать снимать по-новому, надо было полностью переоснастить фотолабораторию, сумма нужна была внушительная. Поддержку тогда оказали Валентин Фёдорович Романов и Виктор Филиппович Рашников, который знал, что Владимиру Шустикову можно доверить съёмку любого уровня. К тому времени фотограф был очень востребован на комбинате.
– Я напрямую попросил помощи у Магнитогорского металлургического комбината. И очень благодарен, что мне не отказали. Приобрёл первый цифровой Olympus и сделал галерею из метровых фотографий директоров комбината. Я горжусь этой работой. В городе тогда не было машины для цифровой печати, цветных принтеров, только чёрно-белые. Я подтолкнул одну фирму, чтобы они решились приобрести машину фотопечати, – рассказывает Владимир Иванович. – Не всё сразу стало получаться, фотографии выходили синими, мы не владели знаниями о программном обеспечении. Многие коллеги тогда относились скептически к цифровой трансформации, но мне было интересно, мы шли вперёд.
Фотоаппарат практически всегда у Владимира Ивановича под рукой. Сейчас он как раз «тестирует» новую камеру. Даже рассказывая о себе, он успевает по ходу нашей беседы делать мои снимки. У него получается это так деликатно, ненавязчиво, не прерывая нити разговора. Говорит, что камера позволяет ему «глубже и чётче» видеть людей. А на мой вопрос «Как вы чувствуете себя по ту сторону объектива?» честно признаётся, что дискомфортно: «Я до сих пор не привык, когда меня фотографируют».
Портретное фото – один из самых сложных жанров и самый любимый у Владимира Шустикова.
Вглядываясь в лица людей на многочисленных снимках его авторства, понимаешь: наряду с профессионализмом большую роль в конечном результате играет и душевная чуткость мастера.
– Через объектив я погружаюсь в человека, вижу его психологию, считываю внутреннее состояние и получаю удовольствие от увиденного. Через фотографию я хочу поведать зрителю целую историю, передать мысли и эмоции человека, – добавляет Владимир Иванович. – Фотография не должна быть скучной. Есть снимки – как открытки, они не просят много внимания и времени. В хорошее же фото ты входишь, погружаешься и живёшь в нём, может быть, годами, десятилетиями, а может быть, и всю жизнь. На меня серьёзное впечатление произвёл снимок Макса Альперта «Комбат». К нему можно возвращаться постоянно и каждый раз открывать для себя что-то новое. В этом и заключается магическая сила фотографии – «живая история».
«Я испытываю счастье, когда нажимаю на спуск фотоаппарата», – продолжает с улыбкой мэтр. Он всегда руководствуется заповедью репортёра: «Заметил – снимай, не раздумывая, ведь ничто не повторяется дважды, особенно тот кадр, который увидел и не снял». И у него получается уловить самый «говорящий» момент. Так было и во время съёмки президента России Владимира Путина, когда он впервые прилетел в Магнитогорск. Владимир Шустиков был единственным фотографом от города, которого допустили на мероприятие. И тогда вновь «входным билетом» послужила камера Nikon F5, привезённая из Гонконга. Этот аппарат был словно «визитная карточка», он «говорил» о высоком профессиональном уровне своего обладателя, рядовой фотограф бы не смог владеть такой техникой.
– Чтобы сделать снимок главы государства, у фотографа было 20–30 секунд, потом ты должен уступить место съёмки другому. Помню, спустился по лестнице, встал на точку, понимаю, что мне нужна эмоция, и тут женщина задаёт вопрос: «Владимир Владимирович, скажите, почему падает рождаемость?» У президента в этот момент совершенно изменилось выражение лица, и он ответил: «Спросите своих мужей». Я понимал, что снял этот кадр.
Главным в профессии репортёра Владимир Шустиков считает умение предугадать событие, он испытывает колоссальную радость и азарт, когда удаётся оказаться в нужном месте в нужное время.
– Репортаж – это динамика, и есть лишь доля секунды, в которую и нужно успеть сделать снимок. В этом помогут только внутреннее чутьё и инстинкт, – объясняет мастер. – У меня получилось запечатлеть, как Владимир Путин на турнире по дзюдо обнимает своего тренера. Я был первый, кто снял эти моменты, потому что заметил, как президент встал и направился к нему. Он даже дал мне возможность сделать несколько кадров, не отворачиваясь и не закрываясь.
Передав фотографии Владимира Владимировича его пресс-секретарю, наш юбиляр получил приглашение принять участие в выставке, посвящённой президенту, и сразу отказался. Причина у Владимира Ивановича была веская – у него уже был расписан весь сезон в детском лагере «Горное ущелье», в котором вот уже сорок лет он ведёт фотолетопись счастливого детства. В этом весь Шустиков: он верен своему слову, обязателен и не способен подвести тех, кто в нём нуждается. Он всегда стремился к профессионализму, а не к высоким наградам. Признанному мастеру присущи чувство такта и вежливость, которые не позволяют ему снисходительно общаться с кем бы то ни было.
– Вот только недавно я обратился к ректору Магнитогорского технического университета Михаилу Чукину с просьбой прийти и сделать новые снимки. Он меня приобнял и сказал, что я могу открывать дверь его кабинета в любое удобное для меня время, – улыбается Владимир Иванович. – Для меня ценно, что руководители вуза понимают роль фотолаборатории в жизни университета, уважают наш коллектив и помогают с оснащением. Уже много лет мы с моими коллегами, Светланой Бабичевой и Натальей Морозовой, ловим моменты, чтобы наши потомки знали, как развивалось высшее образование в Магнитогорске.
Завершая наш разговор, Владимир Иванович признался, что его обескураживает цифра в паспорте, попросил не указывать её в статье. И дело тут вовсе не в попытке казаться моложе или непринятии своего возраста, ему это совершенно не свойственно.
– Сожалею лишь о том, что время быстро пролетело, но не жалею о пройденном пути. Он был интересен. Я счастлив в семье, в детях, внуках, в работе. Люблю то, чем занимаюсь, и очень рад, что смог зародить это чувство в моих учениках. Этим и живу.