Захожу в центр комплексного социального обслуживания Орджоникидзевского района и с удивлением оглядываюсь по сторонам. Давно не была в этом учреждении, поэтому в недоумении: а где толпы страждущих у кабинетов со всеми вытекающими - недовольством, спорами?
Оказалось, дело не в том, что неприёмный день - изменились методы работы. Многие вопросы решаются через портал Государственные услуги, а часть не требуют личного обращения в центр. Даже если человек нуждается в социальном обслуживании на дому, нет необходимости приходить на приём, достаточно позвонить - и социальный работник сам придёт.
- Изначально у социальной службы было одно направление - работа на дому, - объяснил директор центра Руслан Шигапов, возглавляющий коллектив почти тринадцать лет. - Подопечные - маломобильные граждане, пожилые, инвалиды. Надомное обслуживание Орджоникидзевского района - это 900-1000 человек в год. Патронат назначают одиноко проживающим или семейной паре. За каждым закреплён социальный работник.
Эта работа, как и прежде, остаётся основной. Но каждый год появляются новые формы, меняются требования. Собственно, их подсказывает сама жизнь. Неспроста у центра появилось определение "комплексный". Потенциальные клиенты центра - около 50 тысяч человек. Кроме "надомников" в заботе сотрудников нуждаются в среднем около семи тысяч человек в год.
В центре пять отделений социального обслуживания на дому, ещё одно, непосредственно с ними связанное, - социального медицинского обслуживания на дому. На улице Калмыкова, 2 расположено отделение помощи семье и детям. Другое подразделение - отделение дневного пребывания, которое занимается досугом пожилых и инвалидов. Социальная служба ведает не только медицинским и бытовым обслуживанием, но и организует свободное время. Ведь большинство пенсионеров способны себя обслужить ещё сами, но рады, если им помогут найти дело по душе - танцы, хор, спорт. Они хотят вести активный образ жизни. Летом у многих сады, а зимой времени больше. К тому же они сами делятся опытом, учат друг друга тому или иному виду деятельности, отчего и другим помогают, и себя чувствуют нужными.
Другое отделение центра - срочное социальное обслуживание. По сути, это работа по обращениям: если люди попадают в ситуацию, когда нужно оперативное реагирование, возникает, к примеру, потребность в материальной помощи. А отделение реабилитации для инвалидов - одно из самых молодых, созданное в 2012 году. Оно включает такую структуру, как мобильная социальная служба, социальное такси, пункт проката.
У каждой службы свои особенности. Отделение помощи семье и детям во главу угла ставит профилактику семейного благополучия.
Есть семьи, которые курируются постоянно, - не те, где ситуация дошла до критической, а где не могут справиться с тяжёлыми жизненными условиями. Руслан Шигапов намеренно не использует термин "неблагополучные", потому что считает его обидным, особенно если речь идёт не о пьющих родителях, а о семьях, которые потеряли кормильца или в которых кто-то остался без работы, нет взаимопонимания между детьми и родителями. Там, где стоит вопрос об асоциальном поведении, за дело берутся другие организации - центр социальной помощи семье и детям, отдел по делам несовершеннолетних. У социального центра Орджоникидзевского района в год под особым вниманием до ста семей.
- В прошлом году был городской проект, в котором участвовали по направлению "Семейная площадка. Неблагополучное детство", - рассказал директор центра. - Это формат, когда с ситуацией справлялись совместно с другими структурами: школами, поликлиниками, волонтёрами. Те же общественные помощники не просто пришли в семью: педагоги МГТУ подготовили, научили, как найти подход к людям, которые, как сейчас принято говорить, вышли из зоны комфорта. Многие "серебряные" волонтёры и сейчас продолжают курировать семьи, хотя проект завершён: не могут бросить подопечных. Вот пример: многодетная мать, у которой ушёл муж, вынуждена отправлять детей в приют, потому что не успевала и работать, и вести домашние дела. Волонтёр не только поддерживала морально женщину, делилась своим опытом, но и делала уроки с детьми. Есть случаи, когда людям просто нужно помочь с оформлением документов: не берутся за это из-за недостатка времени или не знают, с чего начать. Бывает, что живут на пособие и не хотят работать. Нужна профессиональная помощь психолога, который убедит и поможет изменить отношение к жизни.
В основном сотрудники центра не сидят на месте - как правило, работа выездная. Собираются на оперативки, чтобы рассказать, где какая ситуация, решить, что нужно делать, наметить первоочередные задачи. Что касается надомного обслуживания, то один социальный работник обслуживает 16 человек.
- Сейчас нагрузка интенсивнее, чем была раньше. Но это вовсе не означает, что сократились обязанности, - признаётся заведующая отделением Танзиля Сазончик. - Ведь кому-то достаточно продукты и лекарства принести, но большинству хочется пообщаться, поговорить о жизни. Рассуждать о нормативах, определённом круге забот не приходится - в этом случае можно забыть о человечности и душевности.
Именно поэтому директор центра Руслан Шигапов против современного подхода к социальной работе, который практикуется в других регионах: создаются мобильные бригады, у каждой свои обязанности - кто продукты привозит, кто убирается в квартире, кто уколы делает. Руководитель центра считает, что это ухудшает в целом работу: вроде качество исполнения услуг совершенствуется, а душевность уходит. А так с людьми, требующими особого внимания, нельзя.
- Для своих бабушек, дедушек, инвалидов становимся родными людьми, - говорит социальный работник Надежда Ермачкова. - Многие отказываются от замены даже на время отпуска своего помощника, готовы перебиться своими силами - настолько привыкают к одному человеку. Несмотря на то, что у нас нормированный рабочий день, стараемся круглосуточно быть на связи. Ведь, случись что, пожилой человек в первую очередь позвонит тому, кому доверяет. И это зачастую бывает именно социальный работник, а не кто-то из родственников.
- Даже на оперативках не выключаем телефон: мало ли кому может срочно потребоваться помощь, - поддерживает коллегу Нурия Хабибуллина, которая на вопрос: "Сколько лет уже работаете в службе?" отвечает, что двадцать семь. - Большинство социальных работников имеют стаж десять-пятнадцать и больше лет. Потому что работа такая: либо ты её принимаешь и этим живёшь, либо не сдюживаешь и уходишь сразу. Найти индивидуальный подход к каждому - в данном случае это не расхожая, привычная фраза.
Радует, что социальные работники сегодня попадают под категорию тех, чьи заработные платы регулируются по указу президента по среднему уровню в регионе
То есть и в этом плане есть изменения к лучшему, стали получать достойно. Но прибавилось и "чиновничьей" работы: деятельность по каждой бабушке или дедушке заносится в программу. Хотя эту часть работы стараются брать на себя заведующие отделением.
На особом счету работников центра ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны. Количество их стремительно сокращается, в Орджоникидзевском районе осталось меньше сорока человек. В городе - меньше ста. Уход каждого, к сожалению, неизбежный, воспринимается болезненно. Директор центра Руслан Шигапов часто выезжает к ветеранам сам: и не только по долгу службы. Говорит, что они - легенда, с ними интересно общаться.
- В этом году к ним особое внимание, и здесь нужно быть деликатными, не переборщить, - считает Руслан Фарастинович. - Мало ведь кто задумывается, что даже положительные эмоции отражаются на их здоровье и душевном состоянии. Ведь каждое событие - это огромное волнение для сентиментального пожилого человека, стресс, который нужно ещё и пережить без ущерба для самочувствия.
Сегодня на рынке услуг, в том числе и социальных, можно встретить коммерческие предложения: за определённую плату немощному родственнику готовы создать условия для комфортного проживания и достойный пригляд - как временный, так и постоянный. Руслан Шигапов не считает, что это плохо:
- Человек имеет право выбирать поставщика социальных услуг. Надомное обслуживание в Магнитогорске осуществляют три комплексных районных центрах и благотворительный фонд "Металлург". Что касается частных структур, раз они появляются, значит, есть спрос. Но нужно понимать, что клиенты государственных центров, если и платят за услуги, то это символическая плата, в коммерческой организации ценник гораздо выше. Скорее всего, это для тех, чьи родные готовы финансировать. Правда, таких не так уж и много. Гораздо больше, к сожалению, тех, кто готов отдать немощного родственника государству, лишь бы избавиться от хлопот, в том числе и денежных.
Вся работа центра номинально вроде и не попадает под какие-то национальные проекты, но разве нельзя то же надомное обслуживание, а также деятельность других отделений, направленных на улучшение жизни инвалидов и стариков, назвать реализацией проекта "Долголетие"? Заявиться на участие в национальных проектах, чтобы получить дополнительное финансирование, - в планах центра комплексного социального обслуживания Орджоникидзевского района. Нет сомнений, что средства пойдут на нужные и важные дела. Трудностей сотрудники центра не боятся и готовы работать с самыми сложными категориями подопечных. Планируют организовывать обучение компьютерной грамотности пожилых людей на дому.
- Даже имея слабое физическое здоровье, пожилые люди не хотят выпадать из жизни, стремятся развиваться, быть в курсе событий в городе, стране, - заключает Руслан Шигапов. - Это можно и нужно поддерживать. И на лучших примерах старшего поколения учиться радоваться жизни.