Мы с нашим фотокорреспондентом Евгением Рухмалевым проходим в пересменок по владениям младших воспитанников пятьдесят девятой школы.
Столы взрослому по колено, многоцветье портфелей, карандашей, альбомов, шоколадок и книжек, голоса-звоночки - улыбаешься от одного соседства со всем этим конфетти. Невольно заряжаемся беспричинной радостью, которой пропитана атмосфера переменки. Евгений даже не сдержал отцовского удовольствия на ходу поерошить мальчишке вихрастую голову. Пацаненок резко оборачивается, готовый к отражению атаки - и теряется: взрослые? А зачем им? Да просто хочется участвовать во всеобщем веселье.
В ожидании, пока освободится Лариса Викторовна, заглядываю в тетрадку школьника: "еайчик" вместо "зайчик". Понятно: первашок. Мы будем беседовать с учительницей, он - то и дело подходить к ней с вопросами: она на все знает ответы, а перед ним - огромный неизведанный мир.
Как ни разрабатывай с вечера план урока, утром он идет по собственной схеме, в которой невозможно предусмотреть все: внимательно ли выслушано объяснение, насколько действенными окажутся игровые приемы, не забудет ли кто отключить телефон, сумеешь ли выбрать нужную интонацию. Но день за днем маленькие исследователи открывают мир, и вот уже вчерашние первоклашки Катя Лукьянчикова, Артем Иванов, Ксения Гришина доросли до призовых мест в городских олимпиадах.
И учитель растет с учениками. Даже строгое слово "педсовет" для него - повод к очередному образовательному рывку: если надо подготовиться к выступлению, перекопаешь гору информации. Профессиональный талант Ларисы Зубаировой не обойден признанием: она - учитель высшей категории, отмечена грамотами и благодарственными письмами ОАО "ММК", городского управления образования, Челябинского института повышения квалификации.
Только берет порой досада на отсутствие одинаково хорошего оснащения во всех школах, когда хочется поделиться с коллегами в городе новыми идеями, основанными на применении электроники: "У нас такого нет - ни диапроекторов, ни интерактивных экранов", - слышит от многих. А в начальном звене пятьдесят девятой целых четыре класса оборудованы по последнему слову техники - директор Инна Негода поддерживает традицию внимательного отношения к нуждам начального звена. На пустом месте звездочку вырастить было бы трудно: учителю нужна поддержка.
Знакомясь с Ларисой Викторовной, ловлю себя на мысли: учитель - профессия, где отчество, даже во внутреннем общении, прикипает плотнее, чем фамилия. Вероятно, как обозначение высокого статуса учителя, что бы нам ни пели рейтинги престижных профессий. Лариса Зубаирова на рейтинги не оглядывалась: знала, что будет педагогом, еще когда учила кукол. В крайнем случае, музыкантом. Родители, Галина Семеновна - директор первой городской музыкалки, и Виктор Николаевич Савенков - мастер по дереву на мебельной фабрике, были против: слишком большой эмоциональной отдачи требуют оба занятия. А она не просто решила по-своему, но и при среднем балле 4,5 в аттестате поступила не в институт, а в педучилище: там практики больше.
Вскоре прямо на улице встретилась взглядом с прохожим… а через год сыграли с ним свадьбу. Ей восемнадцать - Валерию двадцать один. Она - студентка, он - демобилизованный. "А еще он мудрый политик, - вспоминает Лариса. - Ухаживал не только за мной, но и за моими родителями. Они его очень уважают". Еще через год он привозил ей покормить новорожденную дочку Катюшу прямо в училище, а вечерами молодые родители вместе рисовали наглядность для Ларисиного урока.
Ни академки, ни декретного отпуска Лариса Зубаирова тогда себе не позволила и считает, что недодала внимания старшей - теперь уже студентке технического университета. Зато с долгожданной младшей Полиной "оттянулась" по полной программе: оставила работу на все три года.
Полина - еще и мамина профессиональная вешечка: "до нее" на работе были мел, доска, тряпка да кустарная наглядность, "от нее" - фантастические технические возможности, оживившие урок звуковым сопровождением, рисованием, яркими иллюстрациями на интерактивной доске, возможностями Интернета. Лариса Викторовна начала в девяносто втором, и других школ, кроме своей пятьдесят девятой, не знает. Зато хорошо знает разницу между старой и новой школой - сама была поражена переменами в ней, когда вернулась на рабочее место после декретного.
Здесь не отвергали прежних технологий - новая школа заимствовала из них лучшее. Да и куда денешься от основы основ: научить правильно держать руку при письме, концентрировать внимание. У начального звена роль - фундаментальная. Ее обозначила тогдашний директор Тамара Соловьева, физик по специальности: "Всему могу научить ученика, но не такой простой вещи, как читать и писать. Тут без учителя начальной школы не справиться". К тому же в девяносто втором, когда школа открылась, микрорайон пожинал плоды бума рождаемости первых, романтических, перестроечных лет. В параллели первых классов была даже литера "л" - классов было больше десяти, и эта перенаселенность оборачивалась здоровой профессиональной конкуренцией.
С середины девяностых их школа в числе трех городских стала апробационной площадкой нацпроекта "Информатизация системы образования". Лариса Викторовна, уже учитель со стажем и вузовскими корочками, поначалу все же оробела перед напором новых технологий. Очень выручали коллеги, тоже спешно осваивавшие электронику, и завуч Сания Шиванова.
Но и собственное творчество в учительской работе никто не отменял. Развитие речи - основа основ начальной школы. А в профессиональной "копилке" у Ларисы Викторовны с девяностых - результативные приемы. Несведущему они покажутся простыми. Но вы попробуйте направить детское творчество так, чтобы всем классом сочинить сказку, прибавляя каждый по предложению. А после еще общими усилиями оформить книжку, чтобы закрепить результат. Или придумать для застенчивой Кати индивидуальное задание: дома играть в учителя, чтобы преодолевать стеснительность и развивать речь. Получается, семья действует вместе со школой - педагогика к этому и стремится. И Лариса Викторовна перечисляет имена Натальи Гришиной, Ларисы Лукьянчиковой, Юлии Земницкой: родители учеников - ее единомышленники.
Ну, в каком учебнике найдешь способ держать ежедневную связь, придуманный Ларисой Зубаировой вместе с папой шебутного Саши: приучили парнишку с утра класть на стол учителя дневник. Лариса Викторовна в конце дня отмечает подвиги ученика плюсиком или минусом, а папа дома знает, о чем сына спросить. Тот долго не подозревал, откуда у отца такая осведомленность о школьных делах, пока не разоблачил взрослых. Что ж, хорошо, что был один способ контролировать поведение ребенка без обид, найдется и другая схема обратной связи. Конечно, иногда в нетривиальных решениях рискуешь быть непонятой: в школе безотметочная система, и к плюсам-минусам в дневнике при желании можно придраться. Но учитель - профессия нестандартных решений.
Ларисе Зубаировой не раз случалось принимать такие в собственной жизни. Еще в девяностые, когда сложно стало добираться с левого берега на работу, научилась водить машину, хотя у семьи в ту пору даже не было авто. Было время, летом подрабатывала извозом - но даже тогда не думала о том, чтобы бросить школу. И нынче у нее, как у многих ее коллег, две школьных нагрузки - кроме учительской, воспитательская. Педагоги привыкли работать интенсивно.
И жизнь время от времени проверяет их на излом. Год назад проверила сразу коллективно. Это случилось, когда по дороге в деревню к родным Лариса Викторовна с мужем и младшей дочерью на машине завязли в сугробах на проселочной дороге. Ночь, связь не работает, температура понижается, от холода нестерпимо хочется спать. Дочь шепчет: "Мама, мы замерзнем?" А мама молится и обещает что-то утешительное, и муж громко разговаривает, поет, чтобы отогнать сон, иначе - не уцелеть. Повезло: высланная наудачу эс-эмэска все-таки долетела к коллегам Екатерине Стаценской и Татьяне Калякиной, те подняли тревогу, и через несколько часов к машине добрались спасатели. Что ж, кто в ответе за благополучие поколения, должен знать цену жизни.
Есть в домашней жизни Ларисы Викторовны маленькая параллель с работой. Год за годом она с семьей медленно, но последовательно обустраивает крошечный зимний сад в своем доме на левом берегу. Тут как с детьми: если хочешь получить красочный, радостный мирок - его надо растить и формировать своими руками.