Эта новость выбила почву из-под ног у коллектива драматического театра им. А. С. Пушкина. Невозможно представить жизнь драмтеатра без Владимира Досаева. Он всегда был для коллектива и лидером, и "локомотивом", и генератором идей. И что самое поразительное - умел претворять в реальность самые амбициозные и, на первый взгляд, нереальные творческие планы.
Не случайно в апреле 2010-го года Указом Президента России директор драматического театра имени А. С. Пушкина Владимир Досаев был удостоен медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Награду он получил как театральный менеджер, которому удалось вывести провинциальный театр не только на российский, но и на международный уровень. Работу в различных регионах России ему предлагали неоднократно. И он всегда отказывался, оставаясь в родном Магнитогорске. И вот 20 марта Владимир Досаев завершает работу в должности директора драматического театра имени А. С. Пушкина. Понятно, что "сделанный выбор не может быть идеальным. Идеален лишь тот выбор, который никем никогда не сделан".
- Владимир Александрович, слухов по поводу вашего ухода с поста директора в городе ходит немало. Хотелось бы услышать из первых уст: в чем все-таки причина этого решения?
- Ухожу в Челябинский театр оперы и балета. Решение принималось тяжело. Переговоры начались еще в прошлом году. Вообще приглашений всегда хватало, но я, по разным причинам, был "невыездной". Поэтому в свое время и не задержался в Москве, где работал на фестивале "Золотая маска". Сейчас ситуация немного поменялась, и вот принял непростое решение. Непростое по ряду причин. Семья пока остается здесь. Театр оперы и балета новое для меня дело, двадцать лет отдано "драме", где все родное и знакомое. Плюс ответственность за тех людей, с которыми работал…
- Верна ли информация, опубликованная на популярном городском сайте, о том, что "губернатор Михаил Юревич практически не оставил никаких шансов магнитогорскому менеджеру от культуры. В последнее время много благодарностей и приветственных телеграмм, связанных с магнитогорской драмой, приходило на имя губернатора, и он решил, что как раз сейчас в талантливом руководителе нуждается культура на уровне области"?
- С Михаилом Валериевичем еще не встречался. Переговоры вел заместитель губернатора, руководитель администрации области В. Евдокимов, поэтому мнения Юревича не знаю. Но думаю, что с ним вопрос согласовывался. Что касается "не оставил никаких шансов", то никаких особых преференций лично мне не предложили, но обещали всемерную поддержку в развитии театра. Для меня это главное.
- Почему выбор пал на областной центр и конкретно на Челябинский театр оперы и балета?
- Челябинск ближе тех городов, из которых поступали предложения. А было их четыре. Есть возможность хоть иногда вырываться в семью - это с одной стороны. С другой - настойчивость предложений, в которых чувствуется заинтересованность в развитии театра и оценка его значимости для области.
- В чем принципиальное отличие отношения к культуре в целом и к театрам, в частности между Челябинском и Магнитогорском. Или ситуация похожая?
- Пока не могу ответить на этот вопрос. Нужно время. Но, естественно, в финансировании есть разница. Лучше финансируются федеральные театры, затем областные и в конце рейтинга муниципальные. Такова действительность по всей стране.
- Не секрет, что "копья ломаются" в спорах по поводу того, кто бы мог занять место директора театра. Подавляющее большинство - если не все - считают, что такой фигуры на горизонте просто нет. И все-таки, существует ли преемник или сторонний человек, способный, на ваш взгляд, взвалить на плечи такую ответственность?
- Спасибо, конечно, но вопрос некорректный. Решение о преемнике будет принимать глава города. Только он может назвать фамилию. Надеюсь, что его решение совпадет с мнением работников театра. На сегодняшний день принято решение о назначении исполняющего обязанности директора. Это Мария Владимировна Петрова, которая работает заместителем директора по организации зрителя.
- "Магнитогорская драма остается и без директора, и без главного режиссера. Очень хотел закончить какой-нибудь оптимистической фразой, но она почему-то не складывается", - резюмировал в конце своего материала по поводу выхода спектакля "Темные аллеи" челябинский журналист Владимир Спешков. Как ни крути, но подобный пессимизм разделяют многие. Что ждет "драму" при таком раскладе?
- При всем уважении к Спешкову не разделяю его пессимизма. Да, ситуация не простая, но коллектив очень работоспособный и перспективный. Некоторое время театр, конечно, будет жить в режиме стресса, но, уверен, этот процесс не затянется. Театр при всех удачах и неудачах находится в хорошем творческом состоянии.
- Летом планировались гастроли в Израиль, сейчас решается вопрос о постановке "Ромео и Джульетта". Можно ли говорить о том, что все масштабные проекты театра, запущенные вами, будут доведены до конца?
- По Израилю контракт полностью согласован, новому директору его осталось лишь подписать. Каких-либо проблем с этим нет. "Ромео и Джульетта" - большой проект, о котором много говорилось. Надеюсь, что он состоится. Главное, собрать на это деньги. Напомню, что театр в течение четырех лет не получает денег на постановочные расходы. Направлены заявки на Грант Министерства культуры России на постановку двух спектаклей в 2011-м году. Поэтому определенный задел есть.
- Владимир Александрович, вы отдали театру 20 лет жизни. Какие годы, события, факты стали самыми запоминающимися?
- Так много всего, что не хватит места на страницах газеты. И "Хрустальная слеза", и семь фестивалей "Театр без границ", фестивали "Другая реальность", спектакли "Чайка", "Гроза", "Человек из Ламанчи" и многое другое. Главное, наверное, все же люди, с которыми работал в разные годы: В. Ахадов, В. Виданов, С. Пускепалис, А. Вотяков, А. Жирардо, А. Сельер. Про артистов театра просто не говорю. О каждом можно беседовать часами.
- Вы будете продолжать курировать театр?
- Я должен погрузиться в другую жизнь, с другими проблемами и вопросами. Поэтому курировать другой театр - сложно. Но я не собираюсь сжигать мосты и готов передать свой опыт новому директору.