Государственная автомобильная инспекция МВД СССР была образована 3 июля 1936 года, когда Coвeт нapoдныx кoмиccapoв принял «Положение o Государственной автомобильной инспекции Главного управления paбoчe-кpecтьянcкoй милиции НКВД CCCP». В этом году Госавтоинспекция России отмечает 85-летие.
В Магнитогорске подразделение ГАИ было организовано 25 декабря 1936 года постановлением горсовета. В подразделении, входившем в состав городского управления милиции, трудились 25 человек. Третьего декабря 1930 года принято постановление Магнитогорского горсовета «О регулировании уличного движения». Это первые правила дорожного движения в Магнитогорске. По ним, к примеру, максимально разрешённая скорость движения для транспорта была 20 километров в час.
Первым инспектором ГАИ города был Григорий Иванович Звягинцев. В ноябре 1973 года организован отдельный взвод ДПС при отделе ГАИ УВД Магнитогорска. В 1978 году организуются отделения ГАИ при районных отделах внутренних дел. В 1986 году отдельный взвод ДПС преобразован в отдельную роту ДПС при отделе ГАИ УВД. В 1997 году отдельная рота ДПС преобразована в отдельный батальон ДПС отдела ГАИ УВД города.
В июне 1998 года Государственная автомобильная инспекция указом Президента Российской Федерации переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения, но функции службы остались прежними.
У ГИБДД Магнитки богатая история. Имена таких руководителей, как Владимир Петрович Баканов, Геннадий Яковлевич Алябьев, Леонид Владимирович Селедцов, известны не только в регионе, но и в стране. С декабря 2019 года подразделение Госавтоинспекции в Магнитогорске возглавляет подполковник полиции Валерий Михайлович Горшков. В вверенном ему подразделении несут службу высококвалифицированные сотрудники, для которых главной целью является не выявление нарушений правил дорожного движения, а прежде всего предупреждение аварийных ситуаций и организация безопасного и безаварийного движения.
Путь в профессию
Один из опытнейших сотрудников – командир первой роты отдельного батальона ГИБДД Денис Евстифеев. Шутя называет себя долгожителем. На службе – уже 17 лет. В 2009-м стал старшим инспектором, в 2018-м командиром взвода, в 2020-м – командиром роты.
– Начинал службу, когда полиция ещё была милицией, а отдел ГИБДД по Магнитогорску – центральной ГАИ. Находились тогда на Кирова, 62. Ещё перед армией было желание поступить на службу в органы, не обязательно в ГИБДД. После службы увидел объявление о наборе в ГАИ и пришёл в отдел кадров. Правда, долго устраивался, месяца 3–4. Раньше сложнее было – пройти медкомиссию, получить запрос участкового. Начинал службу в родной первой роте отдельного батальона ГИБДД, сейчас, можно сказать, уже «динозавр». Поработал с замечательными профессионалами, ветеранами – Андреем Борисовичем Веселовым, Андреем Сергеевичем Мелёхиным и многими другими.
Создавался отдельный батальон патрульно-постовой службы городской Госавтоинспекции, чтобы увеличить число инспекторов по надзору за дорожным движением. Первым командиром батальона был нынешний директор музея МВД Александр Иванович Емельянов. Когда Денис Захарович пришёл на службу, возглавлял батальон Радик Муфтахов.
Денис Евстифеев вспоминает:
– Машин практически не было, около шести на роту, «ВАЗ-2106» был, помню, даже «Волга» стояла уже в сторонке. «УАЗики» были старые, самые современные на тот момент – «ВАЗ-2109». Когда пришёл на службу, командиром роты был Владислав Александрович Ступаков. Затем он вступил в должность замкомандира батальона. Они получили «ВАЗ-2110», и одну «десятку» Владислав Александрович передал нам в первую роту. Работали не только на дорогах, начинал на стационарном посту – тогда в каждом районе был стационарный пост ГАИ по надзору за дорожным движением. Дежурил на первом посту – на Челябинском тракте. Потом уже по всей стране стационарные посты начали сокращать: с ростом дорожной сети, расширением объездных трасс было принято решение, что мобильные посты должны заменить стационарные.
Помогает техника
За прошедшие годы многое изменилось. В 2011 году ГИБДД переехала на Советскую, 160/1, а с 2017 года отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Магнитогорску располагается на Советской, 42. В распоряжении инспекторов – современные приборы для проверки технического состояния автомобилей, пресекать нарушения помогают видеокамеры.
– Тогда какие были приборы? Был радар «Сокол». Фотографий не делал, просто замеры. Визуально выявил, допустим, что какая-то машина превышает скорость – показываешь водителю, но нарушение, конечно, сложнее было доказывать. Потом уже на смену «Соколу» пришёл измеритель скорости «Визир» – там делалась фотография автомобиля, указывались время и дата, было меньше споров. Сейчас инспекторы ГИБДД «гонщиков» не ловят – по всей стране соблюдение скоростного режима контролируют камеры видеофиксации. Всё в автоматическом режиме. За данными с камер следит отдельный сотрудник, вся информация передаётся в Челябинск. Да и в целом работать стало гораздо комфортнее – сейчас на балансе отличные автомобили Skoda, оснащённые всем необходимым оборудованием. Старые «десятки» год назад передали «в добрые руки» – в отдел полиции. Создан мотовзвод, потому что граждане стали использовать мобильные средства передвижения. У сотрудников современные мотоциклы BMW, позволяющие следить за безопасностью на дорогах.
Работа инспектора ГИБДД непростая. Круглосуточно на дороги города на дежурство заступают взводы. У каждого автомобиля есть маршруты патрулирования, составляющиеся в зависимости от аварийной обстановки. График дежурств ненормированный. Бывает, только смена закончилась – ДТП с пострадавшим или угон. Тут отдельное спасибо нужно сказать семьям сотрудников за то, что понимают и ждут своих героев, как бы ни складывался рабочий день. Вообще же график работы выстраивается в зависимости от оперативной обстановки.
– Работа тяжёлая, стоять и в дождь, и в снег, но служба есть служба. Конечно, 17 лет назад и транспорта на дорогах было меньше. Помимо автомобилистов всё более активными участниками движения становятся водители новомодных средств передвижения – электросамокатов, скутеров, мопедов, что осложняет дорожную обстановку. Сейчас и машин больше, и народ уже более начитанный, где-то могут молодого инспектора даже чему-нибудь научить. Хотя инспекторов готовят серьёзно, во время стажировки все приказы и законы изучают, чтобы, когда выходят на дорогу, могли на каждую претензию достойно ответить.
Сейчас Денис Евстифеев в должности командира курирует патрули ГИБДД, следит за работой подчинённых, учит молодых стажёров. Новички три месяца проходят обучение в Магнитогорске, потом со всего региона начинающих инспекторов ГИБДД отправляют в центр профессиональной подготовки в Челябинск. Опытные сотрудники также постоянно проходят переподготовку, каждые пять лет – обязательное обучение. Есть центры повышения квалификации в Орле, Уфе, Тюмени. Плюс каждую среду – занятия по боевой и служебной подготовке. До состава доводятся новые приказы и нормативные документы, инструкции, регламенты.
Главное – люди
На вопрос, какими качествами должен обладать сотрудник ГИБДД, командир отвечает:
– Прежде всего нужно уметь владеть собой. Потому что водители бывают в разном состоянии, настроении. Недопустимо «заражаться» негативными эмоциями. Поэтому в штате есть психолог, который также проводит занятия с составом. Необходимо быть выдержанным, уметь снизить напряжение, оставаться тактичным, грамотным, умеющим расположить к себе. Находить общий язык с каждым – неважно, это коллега по службе, водитель или пешеход. Кроме того, очень часто сотруднику приходится оперативно принимать решения – в том же ДТП он должен уметь быстро сориентироваться. Бывает, помощь важно оказать в кратчайшие сроки. Поэтому в плане обучения обязательно есть курсы первой медицинской помощи.
На вопрос о бытующем в народе мнении о коррупционной составляющей работы Денис Захарович, улыбаясь, отвечает:
– Сейчас это в принципе исключено. Всё под камерами, в патрульных автомобилях их четыре, в том числе и на салон. Работает мотовзвод, у них «Дозоры» висят. Записи просматривают командиры, заместители, потом всё отправляем в Челябинск. Везде контроль. Да к тому же сейчас в ГИБДД нормальные зарплаты, никто не будет рисковать, портить судьбу себе, своей семье.
Говоря о том, по какому принципу инспектор ГИБДД выбирает машину в потоке, которую решит остановить, командир отвечает:
– Либо это машина по ориентировкам, либо визуально, если водитель едет с нарушениями – свет не включен, водитель ведёт себя неадекватно – независимо от того, «Мерседес» едет или «ВАЗ-2106».
Спрашиваю, как определяете строгость наказания, кому минимальный штраф, кому максимальный, кому просто предупреждение? Говорит: всё зависит от водителя – его поведения, законопослушности. Если пробьют по базам, а там злостный нарушитель – выпишут по-максимуму. Если водитель нарушил впервые – другое дело, тут достаточно и предупреждения.
Денис Евстифеев отмечает, что население по большей части воспринимает инспекторов ГИБДД как «злых полицейских» с жезлом, задача которых – наказать и оштрафовать. На самом деле работа инспекторов – не столько выявлять нарушения, сколько помогать людям. Бойцы первой роты батальона всегда готовы оказать поддержку в сложной ситуации. Настоящая звезда мотовзвода ГИБДД – Иван Тушин, обладатель медали уполномоченного по правам человека Челябинской области «Спешите делать добро». Недавно спас женщину – упала, перелом лодыжки. Герой, не раздумывая, донёс пострадавшую до автомобиля и отвёз в травмпункт. Снегопад или ливень, проблема на дороге – сотрудники ГИБДД первыми приходят на помощь. Вытянуть застрявший автомобиль, помочь с бензином, согреть, оказать первую помощь пострадавшим в аварии – это всё они. Ведь надзор за безо-пасностью дорожного движения, борьба с нарушителями, помощь водителям, пассажирам, пешеходам – это трудная, опасная и вместе с тем очень важная работа.
«Уважаемые коллеги, дорогие ветераны!
Примите искренние поздравления с профессиональным праздником – Днём образования государственной инспекции безопасности дорожного движения! ГИБДД России встречает свою 85-ю годовщину как мощное, высокотехнологичное подразделение, способное выполнять широкий спектр задач – от контроля за безопасностью дорожного движения до раскрытия особо тяжких резонансных преступлений.
Ярким примером этого является Государственная инспекция безопасности дорожного движения управления МВД России по городу Магнитогорску, оснащенная современным оборудованием, авто- и мототехникой, средствами телекоммуникации. ГИБДД города – одна из самых профессиональных служб, в которой 98 процентов личного состава это офицеры, имеющие высшее образование.
Но весь этот арсенал был бы бесполезен без человека – честно и самоотверженно несущего свою службу на благо жителей нашего города. Мы знаем очень много примеров, когда сотрудники ГИБДД Магнитогорска, рискуя жизнью, преследуют особо опасных преступников, встают на пути наркотрафика, изымая крупные партии запрещенных веществ, приходят на помощь гражданам, застигнутым в пути непогодой, вызволяя их из снежного плена. Поэтому на душе у законопослушного гражданина всегда спокойно, когда он видит на дороге человека в форме и с жезлом в руках.
Каждый сотрудник подразделения помнит своего наставника. Того, кто учил его нелегкой работе, помогал советом и был личным примером. Многие из них уже ветераны службы. В этот праздничный день мы выражаем слова благодарности вам, дорогие ветераны, за сохранение традиций и бесценный опыт. От всей души желаю крепкого здоровья, энергии, благополучия вам и вашим близким. Пусть их поддержка и понимание будут надежной опорой во всех ваших начинаниях и достижениях в служебной деятельности».
Сергей Меркулов,
начальник УМВД России по Магнитогорску,
полковник полиции