Что ни год, конец весны и начало лета остаются временем обращения к теме войны. Есть в ней местечко и для необычного человека.
Читатели, следящие за нашими публикациями, возможно, припомнят Ивана Кернуса, переехавшего в Магнитку из Костаная. Мичман Тихоокеанского флота, он захватил во время срочной службы месяц войны СССР с Японией, и так и остался верен славе дальневосточных рубежей. Остался и патриотом Казахстана, куда в сталинские годы сослали его семью и где десятилетия отдал целинному сельскому хозяйству. Он не сложил оружия - памяти о прошлом, когда новый век принес забвение давним событиям. В его съемной магнитогорской квартире из открыток и газетных вырезок, наклеенных на ватман, годами создавалась панорама истории СССР. "ММ" рассказывал об увлечении ветерана в октябре 2009 года в публикации "Языком плаката". В те дни он представлял раздел панорамы, посвященный Великой Отечественной. На входе в комнату, где не было ничего кроме дивана для гостей и плаката семь на два метров, висела самодельная табличка "Памятник Победы".
- Это мой музей, - подтвердил хозяин, одетый к приходу журналистов в костюм с медалями, белую рубашку.
- Помогите галстук завязать, - попросил он.
И уже при полном параде пригласил на осмотр экспозиции. Панораму выстроил, не боясь штампов, собрал в содержание все, что в советские времена не сходило с плакатов - памятные фразы и привычные образы. Все было узнаваемо и немного наивно: темы - "Слава русскому народу и солдату за великую победу в ВОВ 1941-1945", "Они сражались за Родину", "Они вернулись с Победой", "9 мая скажи спасибо ветерану, пока есть кому сказать". Иллюстрации к темам - портреты, орденские ленточки и национальные узоры, изображения гербов и флагов.
Есть на панораме узнаваемые магнитогорские реалии - памятники, лица.
- Я должен отблагодарить магнитогорский народ, который принял меня на своей земле, - торжественно объясняет автор.
Нынче такой язык плаката кажется несовременным, а лет через двадцать, глядишь, за него схватятся коллекционеры соцарта. А у автора и смотрителя домашнего музея есть и другие темы: "Пятидесятилетие Победы", "Семидесятилетие Костаная".
На прощание хозяин мягко пеняет журналисту за фразу из прошлой публикации о нем: "А что неаккуратно кое-где прикреплены картинки - так у ветерана из двух глаз зрячий только один, да и то вполовину".
- Получается, что я полуслепой, - огорчается собеседник, давно перешагнувший за восемьдесят. - Нет, я полузрячий.
С этим не поспоришь. Если добавить внутреннее зрение - придется признать прозорливость человека, не отказавшегося от прошлого: следующим поколениям оно еще пригодится.