Весь субботний день именитые гости Магнитки Леонид Друтин и Сергей Головня посвятили подрастающему поколению, выбравшему свой путь в профессии – музыку, в частности, саксофон.
Леонид Друтин – концертирующий артист, лауреат всероссийских и международных конкурсов и участник десятков проектов с самыми известными музыкальными коллективами страны, включая «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова, а ещё педагог хай-класса: он – доцент Российской академии музыки имени Гнесиных. Серьёзен, спокоен, академичен и очень структурирован даже в поставленной педагогической манере говорить – в противовес Сергею Головне, который посвятил свою жизнь исполнительскому искусству и на сцене чувствует себя как рыба в воде. Победитель международных конкурсов, композитор и организатор многочисленных музыкальных сейшнов и арт-директор Международного джазового фестиваля, основатель и руководитель джазового оркестра, Сергей выступал солистом самых известных джазовых коллективов страны, включая оркестры Лундстрема, Бутмана, Окуня, Лукьянова… А также концертировал с выдающимися американскими мастерами джаза – Джонни Гриффином, Эдди Хендерсоном, Джеймсом Сполдингом, Лью Табакиным и Лью Соллофом.
В первой половине дня студенты колледжа и консерватории общались с Леонидом Борисовичем, который слушал выступления солистов и ансамблей и давал практические рекомендации по игре, ближе к вечеру для ребят мастер-класс провёл и Сергей Николаевич, в начале встречи объяснив ребятам многие интересные нюансы – от формирования исполнительского аппарата до эффектной позы на сцене, чтобы хорошо выглядеть на фото и видео.
Приезд в Магнитку топ-саксофонистов страны стал возможен благодаря протекции Рашида Исмаилова.
Рашид Рустамович – председатель совета директоров ПАО «Софтлайн», ведущего поставщика решений и сервисов в области цифровой трансформации и информационной безопасности, ранее занимал должность заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, был президентом ПАО «ВымпелКом». В Магнитогорске Рашид Рустамович бывал не единожды, несколько лет связан с городом деловыми отношениями. А музыка и саксофон – давняя любовь, которой он решил безвозмездно поделиться и с магнитогорскими начинающими музыкантами.
– Честно, когда мне позвонили и предложили провести мастер-классы с людьми такого уровня, я подумала, что это розыгрыш, – говорит ректор Магнитогорской государственной консерватории Наталья Сокольвяк. – Но поняв серьёзность намерений, ответила, что с большим удовольствием организую эту встречу. Наша консерватория всегда открыта любым творческим проектам, что доказывает активная концертная и педагогическая жизнь.
В эти дни в учреждении проходят 30-е педагогические ассамблеи, в рамках которых состоятся дни Новосибирской и Нижегородской консерваторий. Этот, так называемый, творческий обмен состоялся в результате договора, подписанного в прошлом году в Санкт-Петербурге на культурном форуме между тремя консерваториями по инициативе ректора новосибирского вуза Вячеслава Стародубцева. Проект получил название «Три сестры», он предполагает целую череду ярких событий: уже состоялись выездные выступления хора Магнитогорской консерватории, далее в Новосибирск отправится её духовой оркестр. В самом начале декабря Магнитогорск ожидает приезд именитых представителей камерной музыки.
– Магнитогорская консерватория – единственный академический музыкальный вуз в городе областного подчинения, самое молодое учреждение в стране, после нас в России не открыто более ни одной, – говорит Наталья Леонидовна. – Но и ей исполняется уже 30 лет: мы состоялись и вышли на стадию расширения внешних творческих связей: мы зарекомендовали себя, о нас заговорили, к нам поехали как студенты, в том числе из-за границы, так и музыканты с мировым именем. Наши музыканты – и педагоги, и студенты – также ездят на мастер-классы ведущих педагогов столичных вузов, не раз общались с Леонидом Друтиным.
В Магнитогорске оба музыканта впервые, гостям показали промплощадку ММК, провели экскурсию по городу, от которого они остались в восторге. Как и от консерватории и её студентов.
– Здесь очень правильная рабочая атмосфера – серьёзная, но в то же время живая и тёплая, чувствуется желание педагогов и студентов познавать что-то новое, – говорит Леонид Борисович. – Музыкальное пространство в стране становится всё более сбалансированным: магнитогорские педагоги имеют учёные степени не менее впечатляющие, чем московские, приглашают ведущих специалистов и черпают у них те же знания, что получают столичные студенты и педагоги. Студенты демонстрировали сегодня довольно высокий уровень владения инструментом, они ориентированы в современном репертуаре, участвуют в серьёзных исполнительных конкурсах и в целом соответствуют всем требованиям к студентам серьёзного музыкального вуза. Растёт и число людей, занимающихся музыкой, – как детей в музыкальных школах, так и тех, кто выбрал музыку профессией. В частности, дефицита саксофонистов – а это один из самых популярных музыкальных инструментов – нет, они серьёзно представлены как на исполнительских конкурсах, так и в столичных и региональных музыкальных учебных заведениях, а я по регионам езжу много. Мы сегодня получаем ребят, ставящих перед собой вполне амбициозные цели, и они сразу организуют ансамбли, сочиняют музыку…
«С каждым годом абитуриентов в музыкальные колледжи и консерватории становится всё больше».
– Более того, сегодня мы наблюдаем тенденцию возвращения в музыкальную среду и тех, кто когда-то занимался творчеством, но предпочёл другой жизненный путь, – продолжает Леонид Друтин. – Все мы помним период 90-х, когда после музыкальной школы дети уходили в более, по их мнению, перспективные и финансово состоятельные сферы деятельности. Так вот теперь, дойдя до определённого возраста и добившись целей в своей основной профессии, они вновь берут в руки музыкальный инструмент.
Рашид Исмаилов в этом отношении – один из самых показательных примеров: достигнув руководящих высот, он начал помогать музыкантам, в частности, стал продюсером пяти альбомов Сергея Головни, и получил репутацию человека, активно радеющего за развитие музыкальной культуры подрастающего поколения и поддержку педагогической сферы в этом направлении. А потом и сам вернулся к мечте – играть на саксофоне.
– Я окончил музыкальную школу по классу скрипки: саксофон в моей школе не преподавали, обучение на остальных инструментах было «очень платным», а скрипка – бесплатной, и моя совсем не богатая семья приняла это решение. А я всегда мечтал играть на саксофоне и, когда мне исполнилось 40 лет, решил эту мечту исполнить. Купил инструмент, попробовал учиться по роликам в ютубе, быстро понял бесперспективность этой затеи, начал искать педагога – так познакомился с Леонидом Друтиным – начали заниматься, потом стали друзьями, а теперь моя жена – крёстная мама дочери Леонида Борисовича, так что мы практически породнились. К занятиям отнёсся не как к кайфу – знал, что путь будет долгим и трудным. У меня много друзей, как и я, в зрелом возрасте захотевших освоить музыкальные инструменты, – в основном, конечно, фортепиано и саксофон. Но дальше Stranger in the night Фрэнка Синатры, которая разучивается максимально легко, практически сразу, дело редко когда заходило (смеётся). Я же ставил перед собой цель действительно овладеть саксофоном. Теперь вот решил, что студенты Магнитогорской консерватории должны увидеть опыт таких мастеров. Почему Магнитогорск? Потому что он достоин иметь всё самое лучшее. Мне не нравится, когда я слышу о Магнитогорске – периферийный город. Минимум четыре атрибута расшибают вдребезги этот стереотип. Первый – безусловно, ММК, мировой лидер чёрной металлургии. Второй – технический университет, который, по сути, уникален на мировой арене: даже Московский институт стали и сплавов менее специализирован, а вузов, «закрывающих» все направления чёрной металлургии, я больше не знаю. Третий – консерватория, а их в России всего 12, можете представить? И четвёртый – хоккейный клуб «Металлург» – самый титулованный в стране! Знаю, вы спорите за это звание с «Ак Барсом», но то – Казань, республиканская столица, город федерального значения, а у вас – областного подчинения. Теперь, благодаря Виктору Рашникову, вокруг «Металлурга» образуется целая экосистема – профессиональные команды всех федеральных хоккейных лиг, современные уличные спортивные площадки с бесплатной формой и занятиями с профессиональными тренерами, хоккейная школа, теперь строится хоккейная академия с интернатом для приезжих…
Есть Липецк и Череповец – примерно те же возможности, столько же населения, но нигде, кроме Магнитогорска, столько не делается для спорта и социальной сферы в целом.
– Наверное, потому что здесь живут уникальные люди, которые ещё жили в палатках, но уже давали стране металл, – рассуждает Рашид Исмаилов. – Они создавали Магнитку с нуля, изначально относились к нему с большой любовью, передавая это чувство детям, внукам, теперь уже правнукам… И мне очень захотелось сделать для них то, что могу.
Наконец, слово – тем, кто черпал знания. Семён Мазурок прошёл всю вертикаль МаГК: лицей, колледж, консерватория, ассисентура, стажировка. Педагогический стаж Семёна Сергеевича – 17 лет, из которых 13 – в консерватории, где он преподаёт игру на саксофоне, и джазовый оркестр.
– Очень благодарен организаторам мастер-класса за возможность пообщаться с мастерами такого уровня! Саксофонист из академии Гнесиных приезжал к нам лишь однажды, лет 15–20 назад, я был ещё студентом, и вот – встреча с Леонидом Друтиным и Сергеем Головнёй, которая, уверен, станет большим стимулом к дальнейшему плодотворному развитию саксофонистов и эстрадно-джазового отделения в целом. А в будущем году оно отмечает 35-летие, которое надеемся отметить большим праздничным концертом.