Горе ребёнку, которому не повезло с первым учителем, - говорю на собственном опыте. Жаловаться не буду - всё в итоге сложилось неплохо, но учёбу не любила никогда, хоть и входила всегда в пятёрку лучших учеников класса. Гнетущее чувство от презрительного взгляда, холодного тона и колких унижений - излюбленного инструментария, которым учитель нашего первого "Б" пользовалась ежедневно, навсегда отбило радость обучения - до сих пор не люблю первое сентября. Надеюсь, такие учителя - печальное исключение. Верю, что таких, как героиня этого рассказа, больше. Итак…
Спроси любого родителя, каким хотел бы видеть первого учителя своего ребёнка? И каждый ответит: чтобы обладал опытом и при этом был молод, говорил с детьми на одном языке. Чтобы был дружелюбен и при этом достаточно строг, мог держать ситуацию в руках. Чтобы был лоялен к детям, не заваливал их домашними заданиями и при этом давал крепкие знания, которые стали бы надёжной основой для дальнейшего обучения в средних и старших классах. Но главное - чтобы дети уважали и любили первого педагога, доверяли ему и шли в школу с удовольствием. Ольга Юмагужина - именно такая. По всем пунктам. Если хотите, "ребёнкоориентированная".
Детская мечта
С самого детства она мечтала быть учителем начальных классов: шкафы исписаны мелом, на гладильной доске рассажены парами куклы, которым повторяла новый материал… После девятого класса поступила в педагогический колледж и диплом получила уже в 19 лет.
- Педколледж считается лучшей школой для учителей начальных классов. С прекрасной базой методики преподавания и практики, - начинает разговор Ольга Николаевна. - Окончив колледж, многие приходят учиться в институт, и там педагоги спрашивают: "Кто слушал лекции по методике преподавания математики у Марии Иоганновны Сидоровой? Вы свободны до конца семестра, приходите на экзамен". То же - по другим предметам. Педагогический колледж - это ещё и обилие практики, и до сих пор в работе использую всё, что получила в нём.
С дипломом педколледжа Ольга Юмагужина - тогда ещё Белова - пришла в школу № 28. Ей дали третий класс - он как раз остался без учителя. Боже, что это был за класс! И неблагополучные семьи, и дети под опекой: на переменах курили, пили крепкое пиво за теплицей - всё было. И всё равно: невероятное ощущение полёта от исполнившейся мечты переполняло.
- Сейчас смешно признаться, но была так горда, что даже тетради в трамвае проверяла, - смеётся Ольга Николаевна. - Чтобы все вокруг видели: я - учитель!
Поначалу, как все идеалистки, дала слабину - постаралась стать для трудного класса другом. Быстро поняла, что дети садятся на шею, - начала закручивать гайки: строгий голос, чёткие указания, распределение обязанностей. Первое большое испытание - поездка в лесную школу буквально через месяц после знакомства. Переживала страшно, но - справилась. В том числе и потому, что помогали ей тогда всем коллективом школы.
- Завучем по начальному образованию в 28-й школе была Людмила Васильевна Галеева, и она говорила: "Детей надо учить так, как ты бы хотела, чтобы учили твоего ребёнка", - вспоминает Ольга Юмагужина. - Первые два года, да ещё с такими детками, были очень трудными: плакала, два раза писала заявление по собственному желанию - не могу, не получается, зачем буду портить детей? Стажисты очень помогали, особенно Людмила Васильевна: приходила на уроки, давала советы, ругала, хвалила - её советы стали самыми действенными в моём становлении.
Словом, выпускала своих хулиганов со слезами на глазах - собственно, и по сей день не может сдержать эмоций при расставании с четвероклашками. Через два года Ольга Николаевна выпустит третье своё - от первого до четвёртого класса - поколение школьников.
Подстраиваемся под конкретный класс
В разговоре не могу не пуститься в сравнения: а вот в мои годы, а вот сейчас… Ольга Николаевна улыбается: дети во все времена одинаковы. Разве что сейчас, когда так популярны ранние развивашки, приходят в школу вооружённые не только обязательными по федеральным образовательным стандартам умениями читать, считать и писать. Казалось бы, и хорошо: бери да веди дальше.
- Наоборот, так сложнее, - отвечает Ольга Юмагужина. - Раньше дети приходили, так сказать, с одинаковым уровнем неподготовки, и все вместе мы лепили буковки из пластилина: "А давайте загнём ножку букве "П" - и уже получается "Л", а если соединить концы и сделать буковку круглой, то получится "О"!" Постигали новые знания с единого старта. Сегодня в одном классе могут быть те, кто читает больше сотни слов в минуту, и те, кто не читает совсем…
Как выходит из положения? - разбивает детей на группы по уровню знаний и выстраивает план урока исходя из этого: что-то в объяснении сократит, на чём-то, наоборот, заострит внимание, потом "продвинутым" детям - карточки с более сложным заданием, а сама с отстающими отрабатывает материал у доски.
- Не бывает: написал конспекты однажды - и каждые четыре года их используешь, - улыбается Ольга Николаевна. - Всегда подстраиваешься под конкретный класс: уровень подготовки, направленность интеллекта - физики или лирики, характер, настойчивость. Лакмусовой бумажкой в желании ребёнка учиться становится то, читают ли в его семье. Книга - лучший помощник во всём, это давно известно. Но насильно насадить желание читать невозможно: если дома читают мама и папа, ребёнок тоже дружит с книгой. Если не читают - книга для него предмет новый, трудный, а всё трудное вызывает отторжение. Сначала не хочу читать, потом - писать, считать…
Бывает и наоборот: приходит в школу ребёнок с прекрасной подготовкой, учится на "отлично", да так и "засиживается" - не идёт дальше, привык к тому, что и без того лучше всех. А "слабенький" в это время старается и обгоняет. Потому похвалы Ольга Николаевна раздаёт строго в зависимости от характера ученика, умело чередуя с замечаниями, - бывает, и строгими, и это тоже зависит от ребёнка: кто-то в ответ на порицание начинает стараться, другой, наоборот, зажимается. Хотя сама по себе Ольга Юмагужина вовсе не строгая, и школьников своих очень любит. Даже если поругала за что-то, то через три минуты, видя, что ребёнку некомфортно, обязательно похвалит - вот и восстановился рабочий процесс.
Расскажи о делах в школе
Первоклассники и выпускники начальной школы - это два разных мира. Встречает Ольга Николаевна лялек: и игрушки на уроки приносят, и обниматься по три раза на дню подходят, и рассказывать пытаются, что дома творится.
- Сразу говорю: что происходит в семье - мне неинтересно, расскажи, как твои дела в школе, в секции, - говорит Ольга Николаевна. - Выстраиваем общение на уровне: школа, секция, друзья, враги, успехи, неуспехи. Кружки - тоже очень важно: бывает, учится ребёнок не очень, мало общается с одноклассниками, а в секции лидер, медалей куча - поддерживаю, рассказываю об успехах в классе. Глядишь - у одноклассников уважение вызвал, и у самого глаза горят, силы обрёл, учёба легче пошла. Они быстро становятся родными, живёшь уже их проблемами, интересами.
Теперь представьте, каково это - расстаться со "своими родными", ставшими взрослыми, серьёзными, и провожать их в средние классы.
- Первые два месяца плачу, и на собрание с новыми родителями ноги не несут - не хочу больше никого любить, кроме "моих", - разводит руками с улыбкой. - Ходила к новым классным руководителям: как мои дети? Учатся с половины девятого - приходила к восьми, проверяла: чтобы не опаздывали, были в форме, во второй обуви. Они ведь от меня уходят, по сути, ни к кому: тут я одна, всё о них знаю, а там - никого. Сигнализирую: я здесь, рядом, не бросила, слежу. У пятых классов веду ещё историю религий - и минут двадцать урока уходит на разговоры. Мои, не мои классы - все ходят выговориться, потому что я "своя", "из того мира", по которому они ещё скучают. Потом они израстаются, а я привыкаю и влюбляюсь в новых малышей. И всё повторяется. Четыре года - долгий срок.
Спросите, почему учитель начальных классов ведёт историю религий? Окончив педколледж, Ольга Юмагужина тут же поступила в МаГУ и получила диплом учителя истории - улыбается: расширение сферы деятельности. Но начальную школу не оставила, а два года назад даже получила высшую педагогическую категорию. Не могу обойти в разговоре вечный родительско-учительский спор: должны мамы и папы помогать детям с уроками или школа - зона ответственности самих школьников?
- Главный вопрос: самостоятелен ли ваш ребёнок? - отвечает Ольга Николаевна. - Кто-то в семь лет и уроки сам делает, и портфель в школу собирает, и одежду складывает. Другим нужна помощь. И помогать надо: иначе в своём "не могу - не хочу" он совсем зароется. Но и чрезмерная опека расхолаживает: так и будете с ним потом уроки делать, только материал девятого класса вряд ли вспомните. Контроль и разумная помощь - пожалуй, так.
С родителями сложнее, чем с детьми
Трудность работы учителя начальных классов, по большей части, в работе не с детьми, а с их родителями, считает Ольга Юмагужина, которой важно, чтобы родители доверились ей. И хранили авторитет профессии. А он во времена, когда предпочитают записать видео, выложить в соцсеть и тут же побежать в прокуратуру, к сожалению, падает.
- Прислушайтесь к себе, что вы говорите в семье: эта училка, назадавала - не будем делать! - рассуждает Юмагужина. - Это слышат дети. Какого уважения хотим от них? Если первый учитель не понравился - меняйте, но не позволяйте себе говорить о нём при ребёнке пренебрежительно, его слова должны быть для детей законом.
Как относится к инновационным программам, по которым в первом классе дети пишут научные работы и сочинения на тему: "Мир глазами кузнечика" или "Мысли лужи"? Отвечает с улыбкой: они прекрасны, но - не её.
- Не смогла бы так работать: мне нравится, когда даёшь знания постепенно, по порядку. И в традиционных школах система: смотрим на доску и повторяем - давно ушла в прошлое, сейчас современными приёмами учат исследовательскому навыку. Но без систематического натаскивания и отработки никуда. И потом, я не очень понимаю, когда задают то, что ребёнок не может сделать априори. А давать задания, зная, что делать это будут по ночам родители, зачем? Вообще стараюсь домашнего задания давать поменьше. Зато побольше водить в театр, кино, цирк, ездить на экскурсии, вывозить в лесную школу или на тур выходного дня за город.
Может, потому у выпускников Ольги Юмагужиной показатели психологических тестов по адаптации в средней школе одни из лучших? Ольга Николаевна добавляет: и благодаря коллективу школы.
- У нас атмосфера строгости, но и защищённости, понимания. Администрация даёт возможность дополнительно развивать детей - те же походы и поездки, не боится ответственности, кучи документов и прочих неудобств. Чтобы дети, особенно начальных классов, развивались разносторонне и получали от этого удовольствие. Тогда всем будет хорошо.
Редакция "ММ" поздравляет Ольгу Юмагужину и в её лице - всех учителей Магнитогорска с профессиональным праздником. Здоровья вам, терпения, талантливых учеников и - большое спасибо за то, что делаете для наших детей.