В июне служба сбыта Магнитогорского металлургического комбината, превратившаяся за последние два десятилетия в важнейшее звено производственно-экономической деятельности, отметит 80-летие.
В советское время (до пресловутой перестройки, объявленной в середине восьмидесятых), когда сбыт был налажен чуть ли не с ювелирной точностью, этой службе не уделялось первоочередного внимания. Да и функции ее были совершенно другими, нежели сейчас. По сути, сбытовая деятельность промышленного предприятия в плановой экономике сводилась к простой транспортировке готовой продукции: все, что производилось, поставлялось потребителям. С приходом в нашу экономику рыночных отношений ситуация изменилась коренным образом. Сегодня именно сбытовой потенциал комбината определяет его производственную деятельность в целом и производственную программу в частности. Теперь не сбытовая сеть продает то, что производится компанией, а наоборот, комбинат производит именно то, что могут продать его сбытовые сети.
Возросшее значение службы сбыта отчетливо прослеживается даже по именам и карьере руководителей. Так, например, службу сбыта на ММК в свое время возглавлял и нынешний председатель совета директоров Виктор Рашников, и Андрей Морозов, работавший позже первым заместителем генерального директора, а потом ставший депутатом Государственной Думы, и нынешний генеральный директор Борис Дубровский. А непосредственно в системе сбыта на различных руководящих должностях работал, например, такой знаковый для комбината человек, как Анатолий Иванович Заболотний…
Служба сбыта Магнитогорского металлургического комбината ведет свою историю с 11 июня 1933 года. В тот день приказом по строительству и эксплуатации ММК в составе финансово-коммерческого управления были созданы пять отделов, в том числе и отдел сбыта. Первым начальником отдела сбыта, как гласит текст приказа, был назначен товарищ Раскин. А общее руководство финансово-коммерческим управлением, созданным двумя днями ранее, было возложено на товарища Андреева, помощника начальника комбината.
История сохранила фамилии не всех руководителей службы сбыта ММК. В суровые военные (да и предвоенные) годы и во время восстановления разрушенного народного хозяйства исторические факты отходили на задний план. Что скрывать, первоочередное внимание тогда уделялось производству, а не людям - время было такое. Молодой город и металлургический комбинат, детища первых пятилеток, появились именно в стране Советов и потому жили в присущем ей ритме и по действовавшим тогда законам. Однако большинство фамилий благодаря архивам установить удалось.
Службу сбыта в первые полвека деятельности Магнитогорского металлургического комбината возглавляли: Моисей Яковлевич Иоффе (1944-1950, зам директора по финансово-коммерческой части), Сергей Михайлович Кириллов (1958 -1967, зам директора по финансово-коммерческой части), Арсений Артемович Тулупов (начальник отдела сбыта в 1960-1969 годах), Тимофей Яковлевич Халезин (1971-1972, зам директора по коммерческо-финансовой части, 1977-1987, зам директора по коммерческо-финансовым вопросам), Илья Яковлевич Костенко (1972-1974, зам директора по коммерческо-финансовым вопросам), Борис Евгеньевич Попов (1974- 1976, зам директора по коммерческо-финансовым вопросам), Александр Сергеевич Бобровских (начальник отдела сбыта), Василий Петрович Шишкин (1977-1983, начальник отдела сбыта), Павел Иванович Борый (1983-1986, начальник отдела сбыта).
В 1986 году, когда производственный отдел и отдел сбыта были объединены в управление по производству и поставкам продукции, службу сбыта на ММК возглавил Виктор Филиппович Рашников. В 1986 - 1990 годах он занимал должность заместителя главного инженера - начальника управления по производству и поставкам продукции, в 1990-1991 годах - заместителя генерального директора - начальника управления по производству и поставкам продукции, в 1993 - 1994 годах - первого заместителя генерального директора - директора Торгового дома ММК. На долю Виктора Филипповича, собственно говоря, и пришелся переходный период: комбинат, как и вся отечественная промышленность, переходил на рыночные рельсы. Во второй половине восьмидесятых годов в лексикон руководителей ММК прочно вошло непривычное до тех пор слово "хозрасчет", а чуть позже комбинат с головой окунулся в рынок.
На стыке плановой и рыночной систем служба сбыта Магнитогорского металлургического комбината видоизменялась чуть ли не ежегодно - в полном соответствии с реалиями того хаотичного времени. Менялись и названия. 24 декабря 1986 года создано управление по производству и поставкам продукции ММК, в которое были объединены производственный отдел и отдел сбыта; 17 октября 1991 года УППП преобразовано в управление сбыта; 1 сентября 1992 года на базе управления сбыта образовано предприятие по сбыту продукции; 7 июля 1993 года предприятие по сбыту продукции преобразовано в управление сбыта АО "ММК"; 11 ноября 1994 года управление сбыта АО "ММК" введено в состав Торгового дома ММК; 19 августа 1997 года упразднен торговый дом, управление сбыта введено в состав ОАО "ММК".
Бразды правления службой сбыта от Виктора Филипповича Рашникова принял Андрей Андреевич Морозов, возглавлявший Торговый дом ММК в 1994-1997 годах. В 1997-1998 годах начальником управления сбыта ММК работал нынешний директор Магнитогорской энергетической компании Василий Николаевич Кочубеев, в 1998-2003 годах должность директора по сбыту занимал Александр Александрович Ушаков. Игорь Иванович Шпак работал директором по сбыту на экспорт в 2003-2004 годах, Борис Александрович Дубровский в 2003-2005 годах занимал должность директора по сбыту на внутреннем рынке, в 2005-2007 годах - директора по сбыту. В 2007-2009 годах директором по сбыту был Николай Андреевич Коломиец, в 2009 году службу сбыта на комбинате возглавил Николай Владимирович Лядов, нынешний заместитель генерального директора ОАО "ММК" по продажам. В 2011 году директором по внутренним продажам назначен Николай Анашков.
В последние годы сбытовая политика Магнитогорского металлургического комбината обрела новую идеологию - приоритетным вновь, как когда-то на заре первых советских пятилеток, стал внутренний рынок. Магнитогорск, в отличие от того же Череповца, географически расположен в самом сердце России, вблизи крупнейших металлопотребляющих регионов, что позволяет Магнитке с более высокой рентабельностью продавать свою продукцию именно внутри страны. В прошлом году ММК увеличил отгрузку на российский рынок еще на 16 процентов - до семи с половиной миллионов тонн. Существенный прирост продемонстрировали также поставки продукции ММК в страны СНГ - в 2012 году они увеличились на треть - до 920 тысяч тонн по сравнению с 690 тысячами тонн годом ранее. Доля экспорта сократилась до 23 процентов - минимального показателя за полтора десятилетия.
В августе 2012 года Магнитогорский металлургический комбинат установил исторический рекорд предприятия по поставкам продукции на внутренний рынок (710 тысяч тонн) и даже превзошел собственные результаты советской эпохи. Вплотную к таким показателям Магнитка подошла еще пять лет назад - в 2008 году, но тогда сохранить набранные темпы помешал глобальный финансово-экономический кризис. И вот, наконец, в августе прошлого года месячный объем отгрузки на внутренний рынок превысил знаковый рубеж в 700 тысяч тонн металлопроката. По словам заместителя генерального директора ОАО "ММК" по продажам Николая Лядова, эти показатели стали результатом ориентации комбината на отечественного потребителя.
В этом году планируется дальнейшее увеличение поставок на внутренний рынок. Видимо, очередной исторический рекорд по поставкам продукции на внутренний рынок не за горами. Впрочем, уже в апреле и мае комбинат работал на своем рекордном уровне прошлого года.
В четверг в музей ММК в Левобережном ДКМ пригласили ветеранов службы сбыта комбината. Заместитель генерального директора по продажам Николай Лядов, директор по внутренним продажам Николай Анашков, директор по внешнеэкономической деятельности Александр Ушаков тепло поздравили приглашенных, вручили им юбилейные часы. Любопытно, что первой подарок получила Римма Ивановна Чиркова, работавшая в восьмидесятых годах заместителем начальника службы сбыта.
Николай Лядов подчеркнул, что нынешние сбытовики хорошо знают тех, кто работал в этой службе раньше, и помнят о них. "В сбыте нельзя работать вполсилы, - резюмировал поздравления руководителей Александр Ушаков. - Эта организация всегда на передовой".