«ММ» предлагает читателям два фрагмента из книжной новинки «Василий Кувшинов. Полёт длиной в жизнь» (12+). Это заинтересованный и понимающий взгляд на насыщенную производственную жизнь ММК последней трети ХХ века.
От редактора книги
Трудовая биография Василия Кувшинова вызывает восхищение. Пройдя через голодное детство и трудности военных лет, Василий Андреевич не потерялся в жизни. Был покорителем высот – блестящим лётчиком-истребителем, виртуозно выполнявшим фигуры высшего пилотажа. С отличием окончил лётную школу, поступил в авиационное училище. Но сокращение армии в конце пятидесятых заставило искать новые жизненные пути.
В 1958 году Василий Андреевич устроился подручным лудильщика в ЛПЦ № 3 ММК – сейчас это производство металла с покрытием. Работая на комбинате, с отличием окончил Магнитогорский горно-металлургический институт, занимался научной работой. По методическим пособиям, написанным Василием Кувшиновым по результатам экспериментов на производстве, учились и, наверное, в наши дни продолжают учиться будущие прокатчики. На защите диплома он поразил председателя комиссии – директора ММК Андрея Филатова – своим проектом, выполненным на уровне кандидатской диссертации.
Андрей Филатов способствовал назначению Василия Андреевича на должность начальника отделения горячего лужения. Перед Кувшиновым поставили непростую задачу освоения новой технологии горячего лужения. Кроме того, большой проблемой был дефект, присущий жести горячего лужения – «чёрная точка». Новатор Кувшинов предположил, что причина дефекта – не в технологии производства, а в оборудовании. Необходимо было пересмотреть технологию производства валков на прославленном Златоустовском заводе, который изготавливал продукцию даже для космической отрасли. Задача скорее для министерства, чем для одного специалиста. Но Василий Андреевич смог убедить руководство предприятия в необходимости внести изменения в технологию производства. Открытие Василия Андреевича, за которое он получил авторское свидетельство на изобретение, имело поистине всесоюзное значение.
Василий Андреевич внёс существенный вклад и в освоение производства белой жести горячего лужения из холоднокатаного листа, полиграфического листа, кинескопной ленты – их выпуск ММК наладил первым в Советском Союзе. Василий Кувшинов постоянно совершенствовал технологию производства, занимался механизацией трудоёмких процессов, за что награждён знаком «Механизатор» Министерства чёрной металлургии СССР. Кроме этого, в багаже Василия Андреевича двадцать два авторских свидетельства на изобретения, серебряная медаль ВДНХ, медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», орден «Знак Почёта», огромное количество грамот за высокие профессиональные достижения. В 1975 году Василия Андреевича назначили начальником ЛПЦ-3, а в 1979 году неожиданно для него самого – начальником планово-экономического отдела. Не имея ни экономического образования, ни опыта работы в области экономики, талантливый производственник стал не менее талантливым экономистом. Позднее Василий Андреевич вырос в своём профессионализме до уровня советника народного директора Ивана Ромазана по экономическим вопросам.
На пенсию Василий Андреевич ушёл в 1992 году. Но и тогда продолжал работать: был директором по экономике российско-австрийской фирмы, возглавлял совет ветеранов прокатных цехов комбината, входил в состав президиума городского совета ветеранов. В редкие свободные от работы часы Василий Андреевич писал стихи и рисовал портреты по фотографиям – многие разошлись в частные коллекции.
Василий Андреевич справился со всеми вызовами судьбы, преодолел её крутые виражи. В свои девяносто он поражает широтой интересов и энергией.
Екатерина Шульга
Полёт длиной в жизнь
(фрагмент)
…Андрей Филатов спрашивает: «У вас на белой жести идёт массовый дефект – «чёрная точка». Сможешь устранить?» – «Проблема серьёзная, но если хорошо поработать, то устранить можно». – «Назначаю тебя начальником отделения. Иди устраняй «точку!»
Чтобы читатель смог оценить масштаб проблемы, которую нам предстояло преодолеть, напомню: цех был молодой, впервые в стране начал освоение технологии производства белой жести горячего лужения из холоднокатаного металла. Техническая литература на эту тему отсутствовала. Приходилось, что называется, в бою получать и совершенствовать свои знания по технологии производства. Главной задачей было обеспечить высокое качество покрытия без дефектов с минимальными затратами пищевого олова. В процессе производства мы всё чаще сталкивались с дефектами белой жести, происхождение которых нам было неизвестно. Среди них – «чёрные точки». Чем тоньше покрытие, тем выше вероятность их появления в микропорах. А при использовании белой жести горячего лужения в производстве пищевых консервов появление «чёрных точек» представляло опасность. В те годы страна не производила пищевые лаки, их приобретали из-за рубежа, и многие консервы изготавливали в банках без покрытия лаками, которые могли бы обезопасить консервную продукцию от окисления. Наличие «чёрных точек», свидетельствующих о таком окислении, могло привести к серьёзным массовым отравлениям и даже летальным исходам. Учитывая тот факт, что Магнитка обеспечивала консервной жестью бо́льшую часть Советского Союза и поставляла её в четырнадцать других государств, масштаб проблемы переоценить было сложно.
При выявлении «чёрных точек» приходилось направлять такую жесть на повторное лужение, что приводило к потере объёмов производства и перерасходу олова.
Нам удалось обнаружить, что после завалки в агрегаты горячего лужения нового комплекта валков в одних случаях агрегаты работали устойчиво, с хорошим качеством покрытия, без массовых дефектов, с минимальным расходом олова в течение продолжительного периода – до 23–25 суток при нормативном сроке 20 суток. В других случаях межремонтная кампания длилась 10–15 суток, выявлялись массовые дефекты и увеличивался расход олова.
Я дал задание старшему мастеру Леониду Распопову отреза́ть пластинки от хорошо и плохо работающих валков и направлять в лабораторию управления главного механика для изучения их микроструктуры под микроскопом. До этого мы проверяли валки только на твёрдость и качество шлифовки. Анализ под микроскопом выявил наличие в хорошо работающих валках игл мартенсита, а в плохо работающих – зёрен графита. Наличие зёрен графита соответствовало ГОСТу на производство стали У12А. Однако по мере истирания поверхности валков микрочастицы графита переходили в оловянное покрытие листов, проявляя себя как «чёрные точки».
Валки для агрегатов горячего лужения прокатывались на Златоустовском заводе, на стане горячей прокатки из инструментальной стали У12А. После горячей прокатки при температуре около 900 С⁰ валки сбрасывали в бунты, охлаждали и отправляли потребителям, в том числе нам. Требовалось организовать контроль охлаждения валков, чтобы определить температурный момент выпадения игл мартенсита, которые образуются при охлаждении в результате изменения структуры сплавов. При наличии игл мартенсита опасные для нас зёрна графита уже не появятся.
Для дальнейшего исследования проблемы мы поехали на Златоустовский металлургический завод. Первым делом направляемся в техотдел. Нас встречают довольно прохладно. Предлагаем установить контроль температуры охлаждения валков после прокатки на стане. Нам не просто отказывают – высмеивают: мол, завод производит металл для космической техники, а тут всего лишь инструментальная сталь. К тому же иглы мартенсита в этом производстве являются браковочным признаком. А для ММК, наоборот, было важно получать валки, имеющие в структуре иглы мартенсита. Пришлось напроситься на приём к главному инженеру завода. Я объяснил ему суть нашей задачи и важность её решения для народного хозяйства. Он внимательно выслушал, согласился с моими доводами, распорядился собрать совещание, на котором наши предложения приняли: внедрили контроль скорости охлаждения валков для их отсечения в диапазоне температур, когда могут выпадать иглы мартенсита. После проведения исследований наша гипотеза была подтверждена. Я попросил главного инженера дать согласие на включение его и старшего мастера стана в соавторы изобретения. Мы получили на него авторские свидетельства за разработку технологии по улучшению качества белой жести горячего лужения. Так жизнь сама вернула меня к исследовательской работе…
Василий Кувшинов