Александру Грубову легко узнать по росту: маленькая, как Пахмутова. И имя тоже как у Пахмутовой. А воспитанники помнят ее еще и по рукам - вернее, по пальчикам - при ее маленьких кистях по-другому не скажешь. Пластика пальцев - почерк хоровика. А у Александры Федоровны отменный почерк: до сих пор, хоть Грубова давно на пенсии, руководитель коллектива "Мы - уральцы" Елена Воскобоева может попросить ее поработать с вокалистом, на профессиональном языке - "поправить".
Ей посчастливилось учиться, а потом работать под началом Семена Эйдинова. В хоровики попала случайно: мечтала заниматься музыкой, школьницей бегала в хор гортеатра, но опоздала к приемным экзаменам на фортепиано, а на дирижерско-хоровое отделение еще принимали, куда ее и записали после прослушивания. Это был первый послевоенный курс выпускников школ - до них в училище занималась даровитая рабочая молодежь: народ крепкий и в смысле физических нагрузок, и по части "свободы слова". Семен Григорьевич строго запретил им "выражаться" при вчерашних школьниках: следил за нравственной атмосферой в училище. Сам вел русский, литературу, гармонию, сольфеджио.
- Нас буквально наполняли музыкой, - вспоминает Александра Федоровна. - Приглашали на концерты капеллы, привозили московских преподавателей. Во всех творческих делах участвовали вместе с преподавателями, ставили капустники - до сих пор помню забавные рифмы Нины Кондратковской. Она и про меня на ходу сочинила пару строк: "Горлова Шурочка резвая, как курочка". И знаете, весь наш курс не растворился: все определились. Эйдиновская школа - крепкая база.
После окончания училища Семен Григорьевич определил талантливую выпускницу на преподавательскую должность в единственную в городе музыкальную школу. Сначала обучала теоретическим дисциплинам, потом - сольфеджио, затем руководила хором: младшие, старшие дети. Нынешняя руководитель Магнитогорской государственной консерватории Наталья Веремеенко - одна из тех, кто помнит, как взмахивали пальчики Александры Федоровны. А сколько еще воспоминаний в деталях Александра Грубова слышала от выросших детей. А прежде - от их родителей, помнивших выступления детского хора на площадках и городском телевидении.
- Хор - это же семья, - объясняет мастер. - Была такая история. За выступление коллективу подарили… не поверите - торт. В коллективе - полсотни детей. Веду их в класс разрезать угощение, а самой страшно: как на всех разделишь. Досталось каждому с ложечку лакомства. Но никто не ушел - мол, видал я такие крохи. Было весело: главное, что мы - вместе.
Потом она двенадцать лет руководила хором в клубе ЖДТ - композитор Иван Шустов, автор знаменитой "Урал, Урал, твои просторы...", доверял им исполнение своих песен. В середине шестидесятых ее перетянули во Дворец строителей, а Дворец - это не клуб, база помощней. Александру Федоровну здесь ждали: в молодежном хоре рассчитывали, что Грубова придаст ему звучание русского народного. В самом деле, "народность" в соединении с молодостью коллектива и руководителя сделали свое: в коллективе набралось до сорока исполнителей. И со временем хор русской песни приобрел звание народного коллектива. Почти вся творческая жизнь Александры Грубовой, до середины восьмидесятых, прошла с ним. А на счету хора - победы во всесоюзных конкурсах, медаль ВДНХ.
- Ни один Дворец в городе в ту пору не имел возможности вывозить свои коллективы на юг, - вспоминает Александра Федоровна. - А мы объехали на отдыхе, а заодно с концертами, всю страну.
Она не прослушивала новичков, просто предлагала посидеть, послушать, определиться, как удобно петь - высоко или низко. Устраивала в альтовую, сопрановую партию, наблюдала, быстро ли новенький схватывает материал, есть ли у него навык воспроизведения звука. Если у кого-то не ладилось - не обижала отлучением от пения, а объясняла: эта песня у нас готова, не пой, будешь исполнять другую. К ее манере привыкали. Если уходили - бывало, возвращались: не получалось сжиться с другой техникой работы.
Уйдя на пенсию, она долго отказывалась от всех предложений. И неожиданно для всех откликнулась на просьбу администрации обувной фабрики возглавить фабричный хор.
- Заполучить Грубову? - удивлялись знатоки. - Она всем отказывает.
Ну да. Но такого опыта у нее еще не было: обувщицы собрались на пение прямо на производстве, в междусменок. Подобную тягу к творчеству нельзя было не поддержать.
Затем была творческая семилетка во Дворце культуры металлургов имени Орджоникидзе. Александра Федоровна объединила в его стенах хоры двух Дворцов - влился коллектив Дворца имени Ленинского комсомола. Да еще, прослышав, что она снова работает, присоединились строители. Получился огромный коллектив: "Уралочка". Сложно было с костюмами: время-то перестроечное. Платья вышивали сами, обшивали картонные каркасы - получались кокошники. Но все искупал высокий уровень музыкальной работы, возможность участия в концертах и даже международных фестивалях. Костюмы Дворец позднее пошил: заказали в Москве отличный гардероб "под малахит" по высланным меркам - это сейчас есть свой цех с мастерицами, а тогда ближе чем в Москве не найти было ни материалов, ни выкроек, ни мастеров. Но отдых для всей команды в Абзакове руководитель Дворца Светлана Буданова организовать сумела: однажды после Дня металлургов по путевке выехали всей командой, да еще с детьми и даже с мужьями. Заняли все крыло на этаже: дети вместе, взрослые распределились - кому обедать, кому завтракать, мужья в город на работу, из города снова к семье курсируют. И много пели: Сергей Маташов с баяном аккомпанировал. Большая семья.
- У них всех дети выросли на репетициях, у меня на глазах, - улыбается. Александра Федоровна. - Зато досмотрены.
Сама она вырастила себе замену - Сергея Маташова. Светлана Буданова беспокоилась, когда Александра Федоровна окончательно засобиралась на пенсию: после ухода сильного руководителя коллективы часто разваливаются. Но Александра Федоровна знала цену своим воспитанникам: сама порекомендовала Маташова, и он не подвел.
А она благодарна той дворцовой семилетке: были концерты, конкурсы, победы, ответственность - работа! Но когда возраст взял свое, Александра Федоровна даже нотную литературу раздала - чтобы не было соблазна. Теперь, когда предлагают взяться за старое, разводит руками: библиотеки нет. Вырастила внуков. Не всех растила сама - их у нее восемь, а из троих детей двое с семьями в ближнем зарубежье.
- Но расстояния нас не разделяют, - не печалится Александра Федоровна. - Всегда на связи, навещаем друг друга.
Сама она в душе, на слуху и на памяти многих. Ее ученики по школе и хористы поют в "Уральской рябинушке", "Мы - уральцы". Сергей Маташов и Зинаида Булаева из фолк-модерн-группы "Ивана да Марья" - ее воспитанники. На днях худрук театра "Камертон" Сария Малюкова в маршрутке тронула за плечо: "Александра Федоровна, вы?" - "Откуда меня знаете?" - "Занималась в театральной студии у Леонида Голицына во Дворце строителей. В перерывах стояла под дверью хора, слушала. На ваши концерты бегала". В маленьких пальчиках Александры Федоровны - большая сила.