Имя её создателя и бессменного художественного руководителя на протяжении тридцати восьми с лишним лет присвоено капелле в 1991-м. В марте 1995 года она получила звание академической, став пятым в стране хоровым коллективом такого ранга.
Ни оперы, ни оркестра
История о том, как оказался в Магнитке один из лучших выпускников Московской консерватории Семён Эйдинов, давно стала легендой. Об этом мы, студенты 1960-х, не раз слышали из его собственных уст. В музыкальном училище Семён Григорьевич вёл у нас уроки сольфеджио и гармонии, дирижирования и индивидуальной гармонии. В минуты передышки вспоминал своих столичных педагогов - заслуженного деятеля искусств РФ профессора Георгия Дмитревского, у которого занимался по специальности, народного артиста СССР пианиста Константина Игумнова и многих других именитых музыкантов.
Директорская должность не отдаляла Эйдинова от студентов и коллег. За советом или помощью в решении той или иной проблемы к Семёну Григорьевичу можно было обратиться в любое время - на двери его кабинета никогда не было расписания с часами приёма. Он был прост в общении, что очень характерно для людей высокой культуры. А как интересны были его рассказы об истории музыкальной культуры Магнитки!
В музыкальном техникуме, где Семён Григорьевич учился до поступления в высшее учебное заведение, его педагогом по фортепиано была Лия Авербух. Случайно встретившись со своим бывшим студентом в консерватории, она поздравила его с отличной сдачей государственных экзаменов, рекомендацией в аспирантуру и тут же увлекла перспективного дирижёра рассказом об удивительном городе. Живя в Магнитке с 1935 года, Лия Абрамовна много занималась преподавательской работой, становлением первой музыкальной школы и организацией музыкальных курсов для взрослых. От неё Эйдинов узнал, что в городе есть музыкальное училище, симфонический оркестр, и будет опера. Одним словом, есть где развернуться молодому специалисту. У 27-летнего музыканта загорелись глаза, и он согласился поехать в столь перспективное место - правда, всего на полгода, пока Авербух будет заниматься в Москве научной работой. В августе 1938 года, когда поезд наконец доплёлся до станции Полетаево, Лия Абрамовна призналась, что училища нет, оркестра нет, оперы нет и капеллы - тоже. Но всё будет! "Вот для того, чтобы это появилось, - добавила она, - я и везу Вас туда".
Со свойственным ему чувством юмора Семён Григорьевич рассказывал нам о первых годах работы в Магнитке. Едва ступив на уральскую землю, он сразу попал в водоворот событий. Очень скоро его назначили директором музыкальной школы. Музыкальное училище открылось лишь через год, но сколько пришлось обить для этого порогов...
Основой был ансамбль
Став в 1942 году директором училища, Эйдинов начал готовить базу для создания профессионального хора. Решение о его организации было принято весной 1944 года и утверждено Приказом управления по делам искусств при СНК РСФСР. Следом появились документы Челябинской филармонии, при филиале которой было разрешено создать в Магнитогорске хор. Организационный период завершился к осени, и 22 октября того же года коллектив, основу которого составил женский профессиональный ансамбль Ольги Ивановской, приступил к регулярным репетициям.
Первый концерт состоялся 17 марта 1945 года, по другим сведениям - на следующий день. Разночтение объясняется тем, что сначала было выступление в конференц-зале горкома КСПСС, затем - в драматическом театре. Но точку отсчёта принято вести с первого концерта, хоть и был он дан не для широкой публики. Вскоре после этого хор принял участие в смотре профессиональных коллективов Уральской зоны в Свердловске и был признан одним из лучших.
К тому времени - с 1 января 1945 года - коллектив уже назывался капеллой. Её художественным руководителем и главным дирижёром был Семён Эйдинов, хормейстером - Полина Осипова, концертмейстером - Борис Белицкий, прибывший в Магнитогорск после тяжёлого ранения. С вокалистами занималась Ольга Ивановская.
Шло время. Грандиозные концертные программы, гастроли по городам и весям, тесное сотрудничество с современными композиторами - всё это неизменно воплощалось в жизнь. Расцвету и признанию капеллы способствовали работавшие бок о бок с художественным руководителем его помощники - дирижёры и хормейстеры Екатерина Малиновкина, Светлана Синдина, Владислав Чернушенко (в будущем - народный артист СССР), Виталий Васильев, Александр Никитин, Константин Якобсон, получившие позже звания заслуженных деятелей искусств РФ. Неизменным успехом у слушателей пользовались солисты Василий Пыхонин и Лилия Ильинская, первыми в капелле ставшие заслуженными артистами РФ.
После кончины Семёна Григорьевича в 1983 году на гастролях в Риге коллектив возглавил выпускник Горьковской (Нижегородской) консерватории Сергей Смирнов - ныне заслуженный работник культуры России. Его авторитет как музыканта был очень высок. "Мы благодарны капелле за то, - говорилось в одной из рецензий, - что на пороге своего сорок первого сезона она снова порадовала нас интересной программой, исполненной на высоком профессиональном уровне".
На новом витке
В 1986 году к руководству коллективом приступил Юрий Иванов. Он был хорошо знаком артистам, ибо вырос в Магнитке, считался одним из любимых учеников Эйдинова, проходил практику в капелле как артист-стажёр, работал как дирижёр. После музыкального училища его безоговорочно принял в свой класс выдающийся хормейстер и педагог, народный артист РФ Александр Юрлов. После первого курса он предложил своему даровитому ученику работу в Республиканской хоровой капелле, которой руководил. И все четыре последующих года Иванов совмещал учёбу в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (в настоящее время - Российской академии музыки) с должностью дирижёра в известном всему миру коллективе.
В Магнитогорск Юрий Иванов вернулся состоявшимся музыкантом. Работа в Астраханской и Саратовской консерваториях, учёба в оперно-симфонической аспирантуре под руководством народного артиста СССР Арнольда Каца при Новосибирской консерватории - всё это дало ему опыт бесценнейший. Музыкант такого масштаба был настоящей находкой для Магнитки.
С приходом Иванова был поднят целый пласт духовной музыки. Одним из первых в стране Юрий Михайлович стал включать в репертуар произведения Александра Архангельского, Максима Березовского, Дмитрия Бортнянского. Благодаря его подвижнической работе публике были представлены не исполнявшиеся прежде лучшие образцы мировой классики. Впервые в СССР прозвучала "Литургия святого Иоанна Златоуста" Александра Никольского... Среди премьер, следовавших одна за другой, - "Реквием" Вольфганга Амадея Моцарта, хоровой концерт "Пушкинский венок" Георгия Свиридова, "Литургическая симфония" Андрея Эшпая...
Будучи взыскательным оперным дирижёром, Юрий Иванов, удостоенный в 1994 году звания заслуженного деятеля искусств РФ, много и плодотворно работал с солистами. Его школу прошли Ольга Сергеева - ныне заслуженная артистка РФ, солистка Мариинского театра оперы и балета, Наталья Заварзина - в настоящее время народная артистка РФ, солистка Челябинского оперного театра и многие другие. В последней работе Иванова - "Реквиеме" Джузеппе Верди - успешно солировали Наталья Заварзина, Галина Новикова, Дмитрий Ращепкин, Вячеслав Токарев.
На сценах России и Европы
С 1996 года капеллой руководит заслуженный деятель искусств России Надежда Иванова. Более шестидесяти премьер, состоявшихся при ней, заслужили международное признание. Сочинение для альта, хора и оркестра "Стикс" Гии Канчели, духовная опера "Христос" Антона Рубинштейна, "Страсти по Матфею" и "Стабат Матер" Илариона, оратории "Плач Земли" Валерия Калистратова, "Обряд зимы 1949 года" Леонида Десятникова и другие исполнялись в России впервые.
Семидесятилетняя история Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы им. С. Г. Эйдинова богата событиями. Выступления более чем в трёхстах городах бывшего Союза, участие в многочисленных конкурсах и фестивалях, в том числе таких, как Первый международный фестиваль духовной музыки в Москве, "Большой хоровой Собор" в честь 850-летия столицы, "Ирина Архипова представляет...", "Алябьевская музыкальная осень", "Королевские аудиенции", "Рахманиновская весна", "Уральские хоровые ассамблеи" - разве это не признание! Международную славу капелла обрела, став обладателем серебряной медали Ватикана на международном конкурсе им. Орландо ди Лассо в Риме и получив Гран-при международного фестиваля церковной музыки в Мюнхене. Магнитогорским артистам рукоплескали в Германии, Италии, Испании, Голландии.
С коллективом, вырастившим восемнадцать заслуженных и народных артистов РФ, а также тридцать восемь лауреатов различных конкурсов, сотрудничали многие выдающиеся дирижёры и солисты, пользующиеся мировой славой. Капеллу знают и любят не только в России. Но главным, по утверждению музыковеда Татьяны Синецкой, является то, что в Магнитогорске есть лидер, способный взять на себя ответственность за дальнейшее развитие хорового дела. Такие черты, как решительность, любознательность, открытость, богатый опыт и ориентированность на результат, в высшей степени присущи художественному руководителю и главному дирижёру Магнитогорской хоровой капеллы Надежде Ивановой.
Во вторник, 28 октября, она приглашает слушателей на юбилейный концерт в большой зал Магнитогорской государственной консерватории. В программе - сочинения Георга Фридриха Генделя, Джузеппе Верди, Джоаккино Россини, Эндрю Ллойда Уэббера, Сергея Рахманинова, Павла Чеснокова, Георгия Свиридова и других композиторов.