ВООБЩЕ-ТО, это интервью должно было состояться еще в минувшем году. Встреча с заслуженным артистом России и тогда еще главным режиссером Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина несколько раз переносилась с осени на зиму, с зимы на весну…
В последний сезон Сергей Витауто бывал в Магнитке наездами. Триумф фильма Алексея Попогребского «Простые вещи», в котором он сыграл главную роль, а также сообщения о работе над новыми кинопроектами времени на работу в театре почти не оставляли и потому заставили многих строить догадки по части дальнейшей перспективы его пребывания на посту главного режиссера. На что, мол, теперь Сергею Пускепалису работа в провинции, когда открылись такие преспективы. В общем и целом предположения эти оправдались – продлять контракт, срок которого истек в конце нынешнего сезона, обе стороны посчитали нецелесообразным. И произошло это без обоюдных обид и недоговорок – жизнь есть жизнь.
Однако, прежде чем покинуть стены бывшего для него родным в течение пяти лет театра, Сергей Витауто счел необходимым встретиться с корреспондентами двух ведущих городских газет, чтобы сказать магнитогорскому зрителю несколько добрых слов на прощание. И разговор наш начался, разумеется, с вопроса о новом «амплуа» театрального режиссера Сергея Пускепалиса.
– Сергей Витауто, когда-то вы говорили, что, придя в режиссуру, навсегда покончили с актерской деятельностью. Теперь же, сыграв главную роль в фильме «Простые вещи», ездите по миру и собираете за нее все возможные призы. С чем связана такая перемена настроений?
– Честно говоря, я долго мучился над предложением Алексея Попогребского сыграть роль в его фильме. Но, в конце концов, пришел к выводу, что существование в кино и на сцене – это абсолютно разные вещи. Выйти на сцену и в течение двух часов быть один на один со зрителем – одна история, одни ощущения. А кино – это все-таки «светоотражающий объект», запечатлевающий действительность раз и навсегда. И если ты с ним совпадаешь, оно, во-первых, приносит прибыль (что в наше время немаловажно). А во-вторых, я сейчас, находясь на съемочной площадке, фактически прохожу курс ВГИКа, потому что имею возможность видеть, как работает оператор, как проходят период подготовки к съемкам, производство самого фильма и завершение работы над ним... Мне это интересно, поскольку самому предстоит работа над проектом, который сейчас перенесен на март. За это время я успел увидеть, как «надо», в организационном смысле, снимать кино и как этого делать не стоит. В общем, учусь…
Были у меня терзания и по поводу того, не окажется ли переход в кино ошибкой и не вызовет ли смех в среде профессионалов. Время показало – нет. Потому что снимаюсь я не в сериалах, где «засветился» и начал играть роли «под копирку». Работаю я с очень достойными режиссерами и поэтому каждая из моих работ по-своему интересна. Недели две назад завершил съемки в фильме замечательного режиссера Веры Сторожевой. Есть еще несколько предложений… Мир театра и мир кино – совершенно различны. И если к миру театра я несколько утратил интерес в последние годы, то мир кино, в который я только-только вхожу, мне очень интересен.
Что же касается минувших пяти лет – это очень достойный этап в моей жизни. Ни за один из созданных в Магнитогорском драматическом театре спектаклей я не краснею. И коллектив его оставляю в очень хорошей форме, считая прекрасным «дембельским» аккордом победу театра на «Золотой маске».
Кроме того, я успел выпустить в консерватории свой курс, который прекрасно показал себя недавно в Москве на международном фестивале студенческих работ «Твой шанс». Наград как таковых там не было. Просто лучший из спектаклей получил право в течение сезона идти на сцене театрального центра СТД и средства для поездки на знаменитый Авиньонский фестиваль во Францию. Однако Михаил Пушкин, директор театрального центра СТД, посмотрев наш спектакль «Володя», пригласил ребят в 2010 году принять участие в Чеховском фестивале, который будет полностью посвящен студенческим работам. Сложно, конечно, сказать, что случится через два года, но сам жест, сделанный москвичами, приятен…
– А не жаль оставлять театр, в который в течение этих лет вкладывали собственные силы, не передав его кому-либо из преемников? Ведь нет гарантии, что, оставшись без главного режиссера, труппа сможет долго удерживать форму, которую имеет сегодня.
– Дело в том, что театр этот является театром талантливого менеджера Владимира Досаева. Я ведь тоже пришел сюда по его приглашению. Так что и оставляю коллектив, не бросив его в пустоту, а вновь передав человеку, который занимается им в течение многих лет. Прийти на мое место должен тот, кто устроит по своим профессиональным качествам именно Досаева, а не меня. Хотя я понимаю, что поиск этот всегда будет нелегким, но что делать – жизнь сама меняет наши планы. При этом хочу заметить особо: если потребуется моя помощь, я всегда готов сделать все возможное, чтобы поддержать Магнитогорскую драму. Здесь работает слишком много ставших мне дорогими за эти годы людей…
Кстати, очень хочу пожелать коллективу напоследок более пристального внимания к театру со стороны городских властей. Сегодня он доказал свою самобытность на российском уровне. Ведь, когда «Золотая маска» после очередного фестиваля остается в столице, – это не событие. А вот если она вдруг уезжает в провинцию – это не может не вызвать восторга и восхищения.
– Став главным режиссером этого театра, вы заявляли, что планы у вас «наполеоновские». Они остались такими же по прошествии времени?
– Абсолютно. Они у меня всегда такие. Хотя на самом деле я человек очень скромный – по крайней мере, стараюсь быть таковым. И если генерирую какие-то идеи, а рядом нет людей, готовых их подхватить, если мою «щебенку», которая летит во все стороны, некому обрабатывать, мне быстро становится скучно, и я бросаю задуманное. Так, на каком-то этапе я вдруг понял, что в театре обожаемого мною Петра Наумовича Фоменко мне слишком мало места – это его театр, потому что он его создал. Я не меняю заведенных «условий игры» – я просто ухожу. Тогда, в результате, приехал в Магнитогорск… Сегодня планы мои связаны с кинематографом. Потом, не знаю, может быть, мне захочется попробовать себя в совершенно других сферах – жизнь покажет… Просто вдруг я ощутил себя каким-то свободным человеком, не боящимся оказаться без работы, без средств к существованию. Единственное, чего боюсь всегда – это потерять здоровье. Чтобы многое сделать, надо много жить…
– Знаете, когда у человека такие планы лет в 25, с этим все понятно. Когда они таковы лет в 35, то тоже, в общем-то, объяснимо. Но вот когда жизнь переваливает на «вторую половину», мне кажется, начинаешь стремиться к некой стабильности.
– Вот это точно не про меня. В 33 года, получив реально звание заслуженного артиста и, практически, уже получив квартиру в Саратове, я бросил там все, уехал в Москву, устроился работать дворником в театре «Ромэн» и поступил на очное обучение в театр-студию Фоменко. Позже приехал в Магнитогорск, бросив Москву и наплевав на то, что говорили об этом безумном, с их точки зрения, шаге окружающие. Поработав здесь, я абсолютно ничего в жизни не потерял, а лишь приобрел новых друзей, новый опыт и новые творческие связи, которых у тех, кто тогда осуждал меня, между прочим, до сих пор нет… Вот сейчас я увлекся кино – собрал все возможные и невозможные призы за роль, сыгранную в «Простых вещах». Мне уже говорят, что такое их количество – это даже как-то неприлично… Очень хочу снять «свое» кино. Не знаю, может быть, оно окажется неудачным, но я буду его делать! Наверное, я и в 50 останусь также легок на подъем – дорогу осилит идущий.
– Хорошо, каковы же ваши планы, рассчитанные не до пятидесяти лет, а на относительно недалекое будущее?
– В ближайших планах – съездить на Чукотку, где мы с Алексеем Попогребским будем снимать наш новый фильм с рабочим названием «Как я провел этим летом». Он о том, как молодой человек провел время летом на полярной станции, по прекрасному сценарию самого Попогребского… Уже отснят фильм Веры Сторожевой «Скоро весна», где я сыграл центральную роль. Есть предложения от московских и петербургских театров. В общем, в смысле востребованности все замечательно. Теперь надо сделать правильный выбор, чтобы не «запопситься» – не выйти в тираж, ухватившись за внешнюю сторону дела…
Конечно, всегда немного грустно покидать людей, с которыми в процессе работы возник не только творческий, но и человеческий контакт. Но Магнитогорский драматический театр будет жить! Сейчас в его труппу должно влиться пятеро новых артистов – выпускников театрального факультета консерватории. У коллектива большие планы, связанные с поездками на зарубежные фестивали. В новом сезоне должна состояться премьера «Королевы красоты», которую ставит замечательный режиссер Вячеслав Кокорин. Григорий Козлов готовит спектакль по произведениям Бунина… Словом, труппа полностью занята творчеством, а кто станет ее новым художественным лидером – это, думаю, вопрос времени.
Я очень надеюсь, что в театральном здании, наконец, пройдет реконструкция, и оно преобразится в соответствии с требованиями времени. И зритель, даже тот, что придет сюда впервые на спектакль, уже с порога будет ощущать здесь свою причастность к некоему священнодействию. Ведь город металлургов достоин такого театра!..