С удивлением узнал, что в России нет такого праздника, как День работников электротранспорта. Вот в Казахстане есть, а у нас нет. Казахстан хоть и рядом, но не ездить же туда отмечать "трамвайный" день нашим электротранспортникам.
Хорошо, что завтра вся страна будет отмечать День автомобилиста - праздник, который считают своим не только автомобилисты, но и работники автозаводов, автосервисов, автомоек, дорожных спецслужб и, конечно же, водители электротранспорта. Так, по крайней мере, считает водитель трамвая с девятилетним стажем депо № 2 МП "Маггортранс" Татьяна Серик, которая в конце сентября участвовала во Всероссийском конкурсе среди сотрудников трамвайных депо на звание "Лучший вагоновожатый России", проходившем в Липецке.
…Мы договариваемся с Татьяной встретиться в конце ее рабочей смены. У входа в диспетчерскую второго депо меня встречает "станционный смотритель" - рыжий пес. Судя по яростному лаю, он явно не рад пришельцу.
- Рыжий, успокойся! - утихомиривают собаку кондукторы, отдыхающие после очередной смены.
Но Рыжий, прежде чем угомониться, для приличия тявкает на меня еще пару раз. А вот и Татьяна показывается из диспетчерской…
Интересно, может ли человек с детства мечтать о профессии вагоновожатого? "Загружать" в вагон пассажиров, пропускать пешеходов, экстренно тормозить перед нерадивым автомобилистом, проскочившим перед самым носом, да нажимать на всякие кнопочки в кабинке? Сплошной стресс, а не работа. Татьяна Серик так не считает. Об этой профессии она именно мечтала. Этому, правда, поспособствовала мама, Надежда Ивановна, проработавшая водителем трамвая без малого двадцать пять лет.
Хотя, окончив школу, Татьяна не сразу рванула учиться на "трамвайнера": поступила для начала в торговый техникум, где выучилась на менеджера. Но кому нужен менеджер со средним специальным образованием? А продавцом идти - не ее это. Тут-то мама и посоветовЙала пойти на курсы вагоновожатых.
Сначала Татьяна три месяца проходила теорию - это и правила дорожного движения, и устройство трамвая, а потом - практику в учебном вагоне. ПДД она усвоила быстро, а вот с устройством трамвая пришлось помучиться: соленоиды, валы, карданы, пантографы - голова кругом идет… Хорошо - мама помогала запоминать все эти непонятные штучки.
Но вот теория и практика позади, впереди - суровая правда жизни: развозить пассажиров в ночные смены.
- Ночью водить трамвай намного проще, - открывает секреты трамвайного дела Татьяна. - Ведь голова у вагоновожатого, как мы шутим, крутится во время смены на триста шестьдесят градусов. Нужно смотреть и на приборы, и на дорогу, и на светофоры. Сложнее всего работать, конечно, осенью и зимой, когда вагоны из-за непогоды частенько начинают буксовать.
Четыре года ночных смен закончились, когда родился сынишка Сергей. Выйдя из декрета, Татьяна стала работать в три смены. Тут-то ей и предложили поучаствовать в городском конкурсе на лучшего вагоновожатого.
- На городской конкурс водителей меня звали еще до декрета, но я не решалась дать согласие, - вспоминает Серик. - Трудность состояла в том, что конкурс нужно было совмещать с работой: с утра экзамены, во второй половине дня - рабочая смена. Не хотелось выматываться. А на этот раз решилась потому, что недавно повысила квалификацию на двухнедельных курсах в нашем учебном центре, и подняла свой разряд водителя до второго класса. Подумала - почему бы и нет? И на тебе: первый раз участвую в городском конкурсе и занимаю первое место! Когда узнала об этом, была в шоке.
В шоке Татьяна пребывала и оттого, что сразу после городского ее пригласили в Липецк участвовать в конкурсе среди сотрудников трамвайных депо "Лучший вагоновожатый России", где сражались за почетное звание лучшие водители трамваев из двадцати восьми городов России и Белоруссии. Нужно было одолеть пять экзаменов: устройство трамвая, правила дорожного движения, приемку подвижного состава, культуру обслуживания, домашнее задание. Задания несложные, отмечает Татьяна, даже домашнее задание ее не напугало: нужно было сочинить стихотворение о липецком конкурсе. Сложнее оказалось с трассой, представляющей собой фрагменты участка пути, которые нужно пройти в заданное время с определенной скоростью. Плюс-минус секунда - штрафные очки. Или внезапно включается красный сигнал светофора - нужно экстренно затормозить и - самое главное - не переехать контрольную отметку. Судьи подмечали малейшую ошибку. Татьяна прочно удерживала позиции в десятке лидеров, но третий день соревнований подпортил ей результаты.
- Не получилось у меня с приемкой подвижного состава, - досадует она. - Судейством в последний момент были изменены правила экзамена. Я много наговорила о внешнем виде вагона, документации, оборудовании… И, видать, распереживалась - не уложилась по времени. В итоге из первой десятки вылетела.
Сама Татьяна постаралась не расстраиваться, что оказалась в аутсайдерах. Настроилась: конкурс как игра - кому-то больше везет, кому-то - меньше. Главное, что в городе она - первая, о чем, несомненно, после Липецка Татьяне напомнили ее коллеги, среди которых и муж Андрей, тоже водитель трамвая. А четырехлетний Сережа уже решил продвинуть карьерный рост семьи, замахнувшись в мечтах тоже на профессию водителя состава, только куда более мощного, чем трамвайный, - поезда.