Наталья Павловна с теплотой вспоминает первых наставников - Раису Ивановну Серебрякову, Юлию Тимофеевну Исаеву, Александра Ивановича Ерохина, Раису Тимофеевну Степанову. Наталья Вечканова гордится тем, что знала следственный цвет Магнитки тех лет.
Отработав смену на комбинате, добровольная помощница бежала в Левобережный райотдел, на улицу Кирова.
- Юлия Тимофеевна давала задание, - вспоминает Наталья Павловна. - Все посёлки левобережья ногами промерила, разнося повестки. В основном, занималась малолетками. Мне поручали проводить допросы, учили оформлять карточки, составлять протоколы и активно привлекали как понятую. Помню, как меня, девочку из простой рабочей семьи, поразил размер хищения, в котором обвиняли начальницу цеха швейной фабрики. Помещение до потолка было забито тюками, отрезами, лоскутами ткани. Каждый вещдок надо было измерить, описать и предъявить специалисту, который определял стоимость.
Работая нештатником, Наталья стала студенткой заочного отделения Свердловского юридического института. Официальный приём на работу она не считает знаковым событием. Молодого следователя не надо было представлять сотрудникам Левобережного райотдела. За три года "нештатник" стал в коллективе своим "парнем". И хотя потеря в зарплате была ощутимой, с трёхсот рублей контролера ОТК комбината до сотни, Наталья была счастлива.
Первые дела помнит, будто они вчера произошли. Одно было особо хлопотное: незаконное изготовление и хранение оружия. На рабочем месте мужчина изготовил нож. И никто бы не узнал, если бы он не "гонял" жену. Скрупулёзность и осознание высокой миссии борьбы со злом не позволили молодому следователю проигнорировать жалобы родни. Папка пухла от протоколов допросов, и к делу об оружии прибавилось обвинение в истязании. Начальник Александр Иванович Ерохин выбросил лишнее, распорядился ограничиться оружейным делом, отработав последнее показание обвиняемого. Токарь признался, что рукоять смастерил из рога бабушкиной козы. Чуть ли не весь день ходила Наталья по Коммунальному посёлку, чтобы отыскать старушкину избушку. Бабуля козочку вспомнила и принесла вещдок.
В правоте и мудрости начальства Наталья убедилась, когда на очередной допрос супруги пришли под ручку.
- Это был урок на всю жизнь: не следует проявлять бурную инициативу, работать надо в рамках дела, - говорит Наталья Павловна. - За все годы дел-то не счесть, да не обо всех вспоминать хочется. Извращенец изнасиловал и убил мальчика, в городе шла кампания по выявлению злодеяний в школах, интернатах. Именно там были вскрыты факты насилия: подростки глумились над младшими воспитанниками интерната.
Маршрутные войны
Раньше подразделение называли шестым отделом, в котором работала элита. Сейчас отдел держит столь же высокую марку. Следственная часть - резиденты главного следственного управления области. Долог был путь Натальи Вечкановой к служебному Олимпу, к полковничьим погонам: работа в Орджоникидзевском, Ленинском райотделах, следственном управлении УВД. В резидентах она уже десять лет.
Вела резонансные расследования, которые ещё свежи в памяти горожан. Так называемое дело о маршрутных войнах: машины легальных перевозчиков поджигали, били стёкла.
- Дело было объёмное, многостатейное: вымогательство, причинение вреда здоровью различной степени, поджог автомобилей. Потерпевших и подсудимых немало. Но всё оказалось банальным: обычный передел собственности, - заключает Наталья Павловна.
Главные фигуранты уголовного дела, не стесняясь в выражениях, размещали в Сети проклятия, адресованные Наталье Вечкановой, и обещания неминуемой расправы. Полковник относится к угрозам жуликов философски и не понимает пугливых свидетелей.
- Не было случая, чтобы, выйдя на волю, уголовник стал "валить" всех свидетелей. Для себя решила, если бояться, то нет смысла работать…
Главные фигуранты маршрутных войн получили пять с половиной и восемь с половиной лет лишения свободы.
Наталья Вечканова была в следственной группе по громкому делу о финансовой пирамиде "Аргос". Считает, что высококлассная работа руководителя группы полковника юстиции в отставке Татьяны Петровны Костенко позволила остановить преступление, охватившее не только область, но и Башкирию.
- Люди ехали из Сибая, Бредов, глухих деревень и, негодуя, часа по два-три рассказывали, как их брали в оборот. Каждому сопереживаешь и к концу дня превращаешься в выжатый лимон… В сети жуликов попала супружеская пара. Всю ночь они ездили по родственникам, собирали деньги. Из двух тысяч долларов отдали менеджеру большую часть. К утру попали в аварию. Мужчина серьёзно травмировался - повредил спинной мозг. Жена приехала к руководителям клуба "Аргос", рассказала о несчастье, привезла подтверждающие документы, просила вернуть деньги. Руководство клуба пожелало удостовериться в правдивости слов. Женщина наняла машину, погрузила носилки с инвалидом и привезла несчастного в город. Господа изволили выйти на крыльцо, посмотрели и решили выделить инвалиду… две тысячи рублей. Сколько трагедий тогда произошло, сколько слёз пролилось в наших кабинетах. Господи, как я ненавижу тех, кто заставляет людей страдать! За что и люблю свою работу, которая наказывает зло.
Коллекционер и книгочей
Минусы, присущие следственной работе, не превратили симпатичного полковника в синий чулок. Оптимистичная, живая и обаятельная, Наталья Павловна поражает эрудицией и разносторонностью увлечений. Ещё с советских времен собирает книги.
- Треть зарплаты тратила на книги. Читала, как одержимая. Любимое произведение "Угрюм- река" Вячеслава Шишкова. Чуть ли не триста раз перечитала. Фолиант действует, как релаксация: полистаю, почитаю - и усталости как не бывало. Полюбила романы Джейн Остин. Перечитываю Яна Флеминга, Вальтера Скотта, прозу Ольги Берггольц. Недавнее открытие - романы учёного-египтолога Георга Эберса…Зачитаешься, глянешь на стрелки - четыре часа. Спать некогда. Так и просидишь с книгой до утра. Обожаю историю, особенно древние и средние века. Трепетное отношение к предмету привил школьный учитель. Он увлекался архивными раскопками и приносил предметы прошлых веков: чашечку из стекла, осколок миски, обломок рыцарского меча. Дух захватывало от осознания того, что держишь в руках осколок трёхсотлетней давности…
Книги - не единственное увлечение Натальи Павловны. Душой отдыхает на советских фильмах: "Белое солнце пустыни", "Освобождение", сказках Александра Роу. Коллекция открыток с картинами мировых художественных шедевров, которые она собирает с детства, сделали её и знатоком живописи. А отпуск полковник Вечканова обычно проводит на грядках, правда, летом планирует поездку к подруге в Израиль.
Дело, которому служит Наталья Петровна, благородное, но душевно затратное. Стальные нервы надо иметь, чтобы философски воспринимать оскорбления жуликов. Но и среди них встречаются люди порядочные.
Спортсмены-картингисты совершили преступление - разобрали на запчасти стоящий во дворе бесхозный старый мотоцикл. По закону, обвиняемых в краже надо брать под арест. В советское время была негласная практика: если во время следствия человек был под замком - не видать ему "условки". Следователь поступила по совести: ребята остались под подпиской о невыезде. Суд вынес юным спортсменам условное наказание. Через несколько лет Наталья Вечканова случайно встретила одного из парней. К тому времени он отслужил в армии, женился, воспитывал двоих детей. Уже не молодой человек горячо благодарил Наталью Павловну. За то, что не стала слепо следовать букве закона, не упекла за решётку, не сломала жизнь.