Следующий год семьи Крыш будет ознаменован значительными событиями. В январе - юбилей у Нины Вениаминовны, в августе - у Константина Павловича, а в ноябре они отпразднуют бриллиантовую свадьбу. Предстоит отметить 65-летие Великой Победы и 75-летие "Магнитогорского металла".
Диагноз и прогнозы
Вот уже 20 лет фамилия Крыш не сходит со страниц "ММ". Он является автором более двухсот статей и заметок. Тематика публикаций социально-политическая. Константин Павлович анализирует события, которые происходят сейчас, с учетом опыта прошлых лет, ставит социально-нравственный диагноз и даже делает прогнозы.
Еще в 1992 году в одной из своих статей он предсказал, как будет развиваться свободный рынок. Было время сопоставить жизнь в буржуазной Латвии и Советском Союзе и сделать некоторые выводы. Предсказал безработицу, расслоение по достатку, развал производства… Никакой политолог не смог бы предугадать того, что так доходчиво отразил в своей статье рабкор. Перестроечные процессы принесли много негатива. Даже у нас в городе некоторые из ранее процветающих фабрик и заводов прекратили существование. Хорошо, что градообразующее предприятие продолжает работать, открывать новые производства, наращивать объемы.
А мерилом успеха Константина Крыша являются постоянные публикации в газете, признание читателей и победы в конкурсах. Неоднократно он становился лауреатом в номинации "Рабкоровская гвардия".
Доверительный разговор
Его отец был владельцем частной парикмахерской в Риге, помещение для которой он арендовал у домовладельца, а мама - надомницей. Она изготавливала мягкие игрушки: кукол, зайцев, медведей, слоников… В обязанности Кости и его брата входила помощь родителям. Сотни и тысячи рук, ног, голов, лап, хвостов и туловищ надо было набить опилками и утрамбовать их с помощью заостренной палочки. Многочасовая монотонная утомительная работа, тем более для мальчишки, которому хотелось погулять, погонять в футбол с друзьями.
Жили они на съемной квартире в хозблоке при парикмахерской на окраине города. Это была комната, разделенная фанерными перегородками на клетушки, без газа, горячей воды, с удобствами на улице. Чувства голода братья не испытывали, но многие продукты и фрукты видели только на витринах. Довелось их попробовать уже позже - в Магнитогорске в "застойный период" нашей истории.
Парадокс: семья мелких собственников из буржуазной Латвии была революционной. Отец и сыновья состояли в нелегальных организациях, были подпольщиками. Отец - коммунист, старший брат - комсомолец, Костя - пионер.
И когда Красная Армия пришла в Латвию, многие вышли ее встречать. Среди встречавших был и отец Кости. Но при столкновении с полицией он был убит. Проводить отца в последний путь пришли десятки тысяч жителей, гроб несли через весь город, а на похоронном митинге выступали даже иностранцы. Косте в то время исполнилось 15, брату 18.
Проверка на прочность
Началась Великая Отечественная война. Брат добровольцем ушел на фронт, а Костя вместе со всеми вдоволь хлебнул военного лихолетья. Решили отправиться с мамой в Москву. Доехали на велосипедах до Пскова, там их погрузили в эшелон и довезли до Ярославля. Затем добрались до сто первого километра. И только когда за ними приехала мамина двоюродная сестра, оказались в Москве.
В 1942 году мама со знакомыми решила поехать в Баку, а через четыре месяца опять дорога, теперь уже в Ставропольский край. Остановились в селе Воронцово- Александровское. И через некоторое время попали в оккупацию. Костя впервые увидел немцев.
- Войсковые части не трогали селян, - рассказывает Константин Павлович. - Этим занималось гестапо. Однажды собрали всех евреев, сказали, что перевезут на другое место жительства и… расстреляли. Жутко было смотреть на эти массовые захоронения.
В 1944 они вернулись в Москву. Костя пошел в военкомат проситься добровольцем на фронт. Направили в латвийский запасный полк, на базе которого сформировали дивизию и в апреле 1944 отправили ее на фронт. Воевал в составе 130 латвийского корпуса, на Втором Прибалтийском фронте в звании сержанта, был командиром отделения.
- Страшно не было, - вспоминает Константин Павлович. - К смерти появляется безразличие. Больше думаешь, как выполнить задание.
На войне как на войне. Видел смерть, панику. Трое ребят, зная, что война заканчивается, а полк должен идти в наступление, решили отсидеться на хуторе. Их поймали, зачинщика расстреляли перед строем. А двоих отправили в штрафбат. Но это были единичные случаи, потому так врезались в память.
После войны решил остаться на сверхсрочной еще пять лет, и это принесло ему удачу.
Дорогие мгновения жизни
Как-то на вечере у друзей он встретил ее, студентку Рижского университета из Магнитогорска. Встреча оказалась судьбоносной. Дружили год, после демобилизации поженились. Первенец родился в Риге. Когда приехали в Магнитогорск, родители жены приняли его как сына. Костя поступил на дневное отделение МГМИ, получил направление на кузнечно-прокатный завод, где его сразу поставили начальником цеха.
Но ему хотелось работать на комбинате. Через год устроился в ЛПЦ на рабочую должность, прошел все ступени роста от подручного вальцовщика до начальника адъюстажа стана "2350". Практически весь трудовой стаж заработал в одном цехе. Правда, последний год ввиду реорганизации работал в ЦЗЛ начальником участка испытаний легированного листа, то есть полигона.
На пенсию ушел в 62, хотя мог бы уйти и в 50 - горячий стаж позволял. Решили с женой приобрести домик в деревне и вот уже 22 года на лето выезжают на дачу: тишина, свежий воздух, приусадебное хозяйство, пчелы. Пчелами начал заниматься еще вместе с тестем - помогал ему. Оказалось, увлекательное это дело и полезное.
- Пчелы вылечили меня, - считает Константин Павлович. - Руки болели, а сейчас забыл, что такое боль.
Дом невозможно представить без заботливой жены. В этой уютной ухоженной квартире царят любовь и тепло семейного очага, а нежные фиалки на подоконнике еще больше подчеркивают трогательные отношения супругов. У них двое сыновей, четверо внуков и правнуков.
У Константина Павловича много наград - орден Отечественной войны II степени, медали за Победу, звание "Почетный металлург" Министерства черной металлургии СССР. Но главной наградой он считает встречу с Ниной Вениаминовной, с которой он прожил уже 59 лет.