Магнитогорск дружит с тезкой-субмариной целым городом. Подводники, прибывшие в наш город из Полярного с дружеским визитом, рассказывают: в их порту шесть подлодок, а поддержку из городов-побратимов оказывают только Магнитка и Липецк.
Наших земляков на "Магнитогорске" всегда было немного, вот и сейчас из пятидесяти семи моряков на его борту их всего трое. Это не главное: важно, что братство лодки и города длится уже восемнадцать лет.
Служат там сейчас исключительно контрактники, чему командир, капитан второго ранга Валерий Монако, прибывший в Магнитку в составе делегации, только рад: все обучены, притерты, экипаж за последние два года не менялся - разве что офицеры уходили на повышение. В послужном списке экипажа - три боевых службы, восемь боевых дежурств. "Магнитогорск" на хорошем счету: по приглашению норвежского морфлота, празднующего в следующем году столетие, он будет представлять российский подводный флот на главной военно-морской базе северных соседей в Оосверне.
А пока - традиционный визит в Магнитку с традиционным же "караваем": знакомством с объектами ОАО "ММК", экскурсией по городу и катанием на горнолыжке. Капитан и начальник медслужбы старший лейтенант Вячеслав Фомин побывали и в храме Вознесения Господня, общались с отцом Вадимом, знакомились с работой городского отделения РОСТО. Гости сожалеют, что в коротких командировках никак не успевают просто пройтись по городу: много переездов от объекта к объекту, протокольных мероприятий. Но масштабы города и комбината, особенно после тесных помещений подлодки, впечатляют.
В числе масштабного - посещение строящегося стана "5000": из 44 тысяч тонн оборудования 40 уже на складе, четверть установлено. Гости с уважением рассматривали смонтированное оборудование: металл, который на нем будут катать, применяют и в кораблестроении.
После посещения комбината состоялся мужской разговор: подводников пригласил союз молодых металлургов. Судя по вопросам, аудитория была самая заинтересованная - металлургов интересовали условия контракта, параметры лодки, длительность походов и пребывания под водой, разница в возможностях дизельных и атомных подлодок. И гостям было что рассказать: о технических характеристиках лодки, возможностях навигационной системы, моральном духе флота и том, как трудно обходиться без связи с домом - в Баренцевом море связь "не берет", да и запрещены на лодке мобильники. А еще - о том, как посвящают в подводники: при первом погружении в торжественной обстановке вручают свидетельство, подобное свидетельству о рождении, и предлагают выпить литр морской воды с глубины погружения - обычно это сто метров. Этот факт особенно впечатлил. Провожали подводников аплодисментами.