За годы работы он внёс весомый вклад в развитие градообразующего предприятия Магнитки, пройдя путь от помощника машиниста бурового станка до заместителя генерального директора ММК по труду и кадрам.
Анатолия Николаевича всегда привлекало горняцкое дело. Возможно, потому что его отец Николай Георгиевич, также посвятивший себя комбинату, часто вывозил семью на природу.
– Погулять по лесу – для нас это было лучшее времяпровождение, – вспоминает Анатолий Николаевич. – Поэтому хотелось, чтобы работа подразумевала общение с природой, землёй. Вот и выбрал рудник.
Тем не менее, на горизонты горы Магнитной Анатолий Николаевич попал не сразу. После учёбы в МГМИ его распределили на шахту «Калачёвская» – угледобывающее предприятие вблизи города Коркино. Там Цыкунов сразу получил ответственную должность – помощник начальника участка, и трудился под землёй почти год.
Затем он вернулся домой и, наконец, устроился, куда и хотел, – на рудник. Однако там начинать пришлось отнюдь не руководителем: первой «ступенькой» Анатолия Николаевича на горе Магнитной стала работа помощником машиниста бурового станка.
– С этим делом познакомился ещё на производственной практике, – продолжает он. – В то время использовался ударно-канатный метод бурения. То есть автоматики практически не было, и машинисту приходилось постоянно управлять агрегатом. Породу долбили штангой длиной шесть-семь метров и весом шесть тонн.
Штанга непрерывно поднималась и опускалась, а главной обязанностью помощника было таскать воду и заливать её в растущую скважину. Все восемь часов смены Анатолий Николаевич курсировал по руднику, «вооружённый» двумя вёдрами. Но и это ещё не всё: благодаря воде порода размягчалась, превращаясь в шлам, который затем требовалось извлекать. Занимался этим машинист, а отгребал шлам от станка опять-таки помощник, и, по словам Анатолия Николаевича, самыми главными качествами здесь были здоровье, выносливость и физическая сила.
– Но ударно-канатный метод использовали недолго, – добавляет Анатолий Николаевич. – Станки совершенствовались, и вскоре мы освоили бурение шарошечными. То есть штанга уже не двигалась вверх-вниз, а вращалась, и на конце у неё было специальное долото со стальными зубьями. Это существенно облегчило наш труд. Главным образом – отпала нужда заливать в скважины воду.
Следующим этапом трудового пути Анатолия Николаевича стала работа помощником машиниста экскаватора. Здесь, конечно, было полегче, но имелись свои нюансы. Гусеничные великаны часто перемещались, а поскольку работали они на электричестве, то Цыкунову приходилось постоянно переносить кабели. Очень важным моментом была ежедневная смазка определённых точек агрегата и чистка, поскольку грязи экскаваторы не терпели.
– Ремонты – отдельная история, – рассказывает Анатолий Николаевич. – Тоже делали всё сами: разбирали, занимались заменой деталей и сборкой, благодаря чему и буровые станки, и экскаваторы удалось изучить изнутри довольно подробно.
Приобретённый за это время опыт помог нашему герою и в дальнейшем – когда его назначили мастером бурового участка.
Ручного труда стало меньше, зато прибавилось ответственности.
И, самое главное, работы с людьми. Организация производственного процесса, контроль за исправностью оборудования и безопасностью горняков… Всё это требовало самого грамотного подхода, и с новыми обязанностями Анатолий Николаевич справлялся достойно. А коллег, многие из которых закалились в горниле Великой Отечественной войны, он лаконично, но с искренним уважением называет асами.
– Работать с ними было одно удовольствие, – отмечает Анатолий Николаевич. – Настоящие мастера своего дела. Ответственные, опытные, трудолюбивые. Великолепный коллектив.
Спустя время Цыкунова назначили заместителем начальника рудника, а в дальнейшем он возглавил подразделение, причём в крайне непростой период. В семидесятые годы запасы Магнитной горы иссякали, и ММК оказался на перепутье: либо закупать сырьё для металлургического производства, либо…
– Благодаря данным геологоразведки мы знали, что на склонах горы есть залежи железной руды, которые не планировалось разрабатывать, – объясняет Анатолий Николаевич. – Но они вполне могли быть использованы. Поэтому мы создали проект разработки этих участков и приступили к делу.
За пределами карьера магнитогорские горняки вновь показали себя уникальными специалистами. Буровые станки, экскаваторы и другую необходимую технику поднимали чуть ли не по вертикальным склонам. Бурение, взрывные и вскрышные работы в таких условиях требовали феноменальных способностей. И, разумеется, грамотных решений от руководства цеха.
После рудника Анатолию Николаевичу доверили должность заместителя секретаря комбината. Случилось это в семьдесят четвёртом году. Спустя четыре года руководители ММК заметили организаторские способности Цыкунова и предложили ему стать председателем профсоюзного комитета.
– Это была работа с людьми, защита их трудового благополучия. Очень важное направление, – добавляет он. – На должности председателя профсоюза я сменил Виктора Михайловича Архипова, мудрейшего человека, благодаря которому и освоился на новом месте.
Работа в профкоме подразумевала частые поездки на другие металлургические предприятия СССР.
Анатолий Николаевич не раз бывал на кузнецком, череповецком, липецком комбинатах, общался с местными профсоюзными специалистами. Ездил за границу – в Чехию и Германию.
– Прошёл грандиозную школу, – делится он. – Каждый раз узнавал что-то новое. Все люди разные, ситуации, с которыми приходилось сталкиваться, тоже. Вот в зависимости от этого и принимали то или иное решение. Справлялись с бытовыми задачами на производстве, вопросами оздоровления, культурного развития. Многогранная работа.
Общение с людьми осталось в основе его деятельности и на новой должности – заместителя генерального директора ММК по труду и кадрам. Этим направлением Анатолий Николаевич занялся в начале восьмидесятых, и, как он сам отмечает, самым сложным здесь оказалось взаимодействовать с областным начальством, центральными органами и руководством Министерства чёрной металлургии. А вот общение на уровне комбината неизменно было простым и понятным.
– Всегда везло с директорами ММК, – говорит Анатолий Николаевич. – Каждый являлся профессионалом, отдающим делу всего себя, и учителем. В любой момент можно было прийти, обсудить тот или иной вопрос и получить помощь.
Анатолий Николаевич – сын известнейшего магнитогорского коммунальщика Николая Цыкунова, о жизни и делах которого в 2010 году вышла книга «Социалка Магнитки глазами патриарха» (12+). И в одной из глав есть воспоминания Цыкунова-младшего о народном директоре ММК Иване Харитоновиче Ромазане. Больше всего нашего героя поражали кадровые решения легендарного руководителя комбината – неожиданные, порой даже противоречащие логике, но неизменно верные. Именно так старался действовать и сам Анатолий Николаевич.
За годы «у руля» профсоюза и управления кадров Цыкунов стал настоящим профессионалом в общении с людьми – от рядовых работников до самого высокого начальства. И в восемьдесят шестом году он вернулся в партком Магнитогорского металлургического комбината, но на сей раз уже секретарём. Кандидатуру Анатолия Николаевича лично одобрял секретарь ЦК КПСС Владимир Долгих.
А в один из самых непростых для комбината периодов – в «лихие девяностые» – Цыкунов вернулся в горняцкое дело: его назначили заместителем директора ММК по производству – начальником ГОП. В течение года Анатолий Николаевич руководил работой рудника горы Магнитной, а также рудообогатительной фабрики, цеха подготовки аглошихты, аглофабрик.
– Многому пришлось научиться, – говорит Анатолий Николаевич. – Прежде всего – экономике. Тесно работали с рудоиспытательной станцией, проектным, производственным и плановым отделами комбината. На руднике, в парткоме, профсоюзе и управлении кадров я научился говорить и договариваться с людьми, и на новой должности это очень помогло. Умение найти компромисс или организовать – важнейшие навыки. Без них на производстве никуда.
Разумеется, приходилось непросто, всё же руководить целым направлением деятельности металлургического гиганта – настоящая наука. Но Анатолий Николаевич признаётся, что справляться с новыми обязанностями оказалось очень интересно. Впрочем, без интереса не было бы и результатов, а горно-обогатительное производство при Цыкунове развивалось весьма динамично.
В девяносто втором ему вновь пришлось переместиться на доселе незнакомый «фронт»: взять на себя обязанности замдиректора по экономике и финансам.
– Экономическая ситуация в стране оставляла желать лучшего, – вспоминает Анатолий Николаевич. – Комбинат тоже «штормило». Очень трудно было найти покупателя для нашей продукции и продать так, чтобы не потерять рентабельность. Самой главной фигурой в то время стал Виктор Филиппович Рашников, трудившийся начальником управления по производству и поставкам продукции. Без его участия не решался ни один вопрос.
Кризис девяностых не потопил комбинат, градообразующее предприятие Магнитки устояло, продолжило развиваться, и свою лепту в это внёс и Анатолий Цыкунов. Сегодня таких уникальных специалистов, как он, называют топ-менеджерами. За высокие заслуги в развитии металлургического производства Анатолий Николаевич награждён орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», почётным знаком Магнитогорского городского Собрания депутатов «За заслуги перед городом Магнитогорском».
Анатолий Николаевич много лет на заслуженном отдыхе и посвящает всего себя семье, а в особенности – внукам и правнукам. Однако об ММК не забывает – как и ММК о нём.
– Совет ветеранов постоянно поддерживает, помогает оставаться в курсе дел, – поясняет Анатолий Николаевич. – Комбинат, к счастью, развивается, несмотря на сложную ситуацию вокруг. Сейчас он в первых рядах металлургических предприятий России, и в этом большая заслуга Виктора Филипповича Рашникова, Павла Владимировича Шиляева и других руководителей. Молодцы, выстояли во всех передрягах и продолжают идти вперёд.