ИНФОРМАЦИЯ о новом назначении на пост начальника управления образования в прессе появилась неделю назад, но преемник Ларисы Тихомировой Александр Хохлов к руководящей должности был готов еще на параде первоклассников, который принимал как директор многопрофильного лицея № 1.
Полдня 1 сентября он проработал в родном коллективе, затем переключился на знакомство с "хозяйством" самого крупного управления в городской администрации.
- Спрашиваете, с какими мыслями, настроением я вступил в новую должность? - начал он разговор. - Эмоциям предаваться некогда. Забот много. Как и детей, и педагогов в системе образования. Их нужды, условия жизни, в конце концов, зарплата специалистов - это совершенно иной род деятельности, нежели у руководителя образовательного учреждения. Другой масштаб проблем. Приоритетные цели и задачи остались прежние. Ничего менять не надо, революции не нужны - образовательная система работает эффективно и слаженно. В рамках области Магнитогорск выглядит достойно и по уровню качества, и по абсолютной успеваемости детей, и по результатам ЕГЭ, и по количеству победителей олимпиад. С одной стороны - это приятно, с другой - накладывает ответственность: нельзя снизить планку, которую город взял.
- И все-таки выделите те направления развития образования, которым вы, как руководитель, будете уделять больше внимания.
- Первое - связь школы и науки. Она уже есть: вузовские педагоги работают в школах, учителя пишут научные работы. Но я сейчас о другом - образовательная деятельность не должна быть спонтанной, а подкрепляться научными знаниями. На старых принципах и нормах сегодня далеко не уедешь. В школы пришли информационные технологии, которые подразумевают: основа образования - содержание - останется прежним, а подходы к преподаванию должны измениться. Это и интересно, и перспективно.
Второе направление - здоровьесбережение. Дети в современной школе испытывают большие нагрузки. Чтобы справиться с ними, недостаточно задействовать одну лишь медицину, а педагогам добавить лекций о здоровье. Речь о комплексе программ, которые управление образования будет осуществлять вместе с управлениями культуры, физической культуры, спорта и туризма.
Третья приоритетная задача - забота об учителе. Педагоги - одна из самых низко оплачиваемых профессий в стране. Компенсирующие выплаты в школах есть, но они всех проблем не решают, хотя нельзя сказать, что учителя у нас бедные. С будущего года в стране вступит в силу новая система оплаты труда бюджетников. Учителя станут получать больше, но не все и не наравне, а в зависимости от вклада каждого. К базовой части зарплаты будут плюсовать стимулирующие выплаты. Но обеспечить правильное распределение дополнительных средств один руководитель не в состоянии, к тому же не исключен субъективизм в оценке труда педагога. Поэтому к новому процессу мы обязаны привлечь советы образовательных учреждений и попечительские советы.
- Такой серьезный подход говорит о солидных стимулирующих выплатах. Учитель будет в состоянии заработать достойно?
- Пока не могу ответить. Мы еще не знаем общего фонда на учреждения. Что меня сейчас беспокоит - надбавки стимулирующего характера сложно будет установить молодым педагогам. Они только приступили к работе и за два-три года могли не добиться высот - ни побед в олимпиадах, ни научных разработок...
- Как тогда удержать вчерашних выпускников педвузов и колледжей в школе?
- Не первый год работает система поддержки молодых специалистов на городском и областном уровнях. Останется ли молодой специалист в школе - во многом зависит еще от атмосферы в коллективе, от уровня его развития, от руководителя. Если директор заинтересован в молодом специалисте - он будет его поощрять, чтобы тот вырос, и чем быстрее - тем лучше. Не забудет и о поддержке более опытных - их работу с молодыми тоже нужно стимулировать. Кроме того, в школе должна быть такая психологическая обстановка, которая изначально педагога ставила бы на высокий уровень и не позволяла ему работать плохо, потому что стыдно. На мой взгляд, это - самое важное. У меня в лицее было хорошее сочетание опыта и молодости. Средний возраст учителя чуть больше сорока лет.
- А с мужчинами-учителями в лицее тоже не было проблем?
- Из ста одного педагога семеро мужчин. После моего ухода одним стало меньше. (Улыбается). К сожалению, у образования в стране пока женское лицо, а педагогов-мужчин становится меньше. Все упирается в зарплату. Мужчине необходимо обеспечивать не только себя, но и семью. В школе можно зарабатывать, но есть менее затратные способы. Вообще, поднимать проблему прихода мужчин в образование стоит с университетов - там ведь тоже мало парней. Отчасти ее можно решить внедрением гендерной педагогики - когда в учебном процессе к девочкам и мальчикам особые подходы. И не обязательно при этом раздельное обучение. А по большому счету для привлечения мужчин нужна специальная программа или план действий. И не на год, а на десятилетия.
- По поводу дошкольного образования: грядет бэби бум, государство всячески старается стимулировать рождаемость, а очереди в детские сады так и не разгрузили - раз. Второе - кто будет работать в старых и новых дошкольных учреждениях при зарплатах на уровне прожиточного минимума?
- Меры по вводу новых детских садов принимают. В августе у нас было запущено еще шесть, но очередь пока не уменьшается, в существующих есть недостаток воспитателей и младшего персонала. Мы эту проблему пытаемся решить вместе с коллегами из МаГУ, оказывает помощь и глава города, выплачивая надбавки. Новая система оплаты труда должна изменить ситуацию.
- Будем надеяться, что новые зарплаты позволят всем педагогам без финансовых затруднений ходить в театр, выглядеть достойно, пользоваться Интернетом, подписываться на спецлитературу...
- Да что вы! Наши педагоги и театры посещают, и со вкусом одеваются, и в Интернет выходят - благо каждая школа получила доступ к Всемирной сети... Не настолько все плохо. Дело в другом. Учителя всегда были альтруистами. Это особая категория людей, которые за малые деньги полностью отдают себя детям.
- Не боитесь, что альтруисты переведутся?
- Не переведутся они никогда. Посмотрите: несмотря ни на что, конкурсы в педвузы остались, в МаГУ огромные, пусть даже не все выпускники потом идут в школы... Кроме того - есть люди, которые возвращаются в школу, зная о низкой зарплате. Ко мне в лицей в этом году пришла учитель немецкого языка с красным дипломом переводчика, стажировкой в Германии и сертификатом института имени Гете! Памятник ей ставить надо.
- Каким вы видите учителя завтрашнего дня? Альтруизм - обязательное качество?
- Думаю, оно присуще всем педагогам, даже если кто-то еще не осознает этого. Однако без высокого уровня образования учителем не стать. Можно владеть несколькими специальностями, возможно, ученой степенью. Наши дети достаточно просвещены, и надо быть на голову выше их... Второй критерий - высочайший уровень культуры. Педагог обязан приносить культуру детям. Третье - хотел бы видеть учителя здоровым. Чтобы не перегружал себя часами, не работал на износ, а имел возможность отдохнуть и поправить здоровье во время отпуска и не только. Здоровый учитель - здоровые дети. Четвертое профессиональное качество - участие в инновационной деятельности, стремление двигаться вперед, много знать, читать, смотреть, заниматься самообразованием. А пятое можно ставить на любое место - не прогадаете: учитель должен быть человеком с большой буквы. Порядочным, отзывчивым, в какой-то мере альтруистичным. От него зависит будущее страны.