Во-вторых, прекрасная творческая команда во главе с именитым столичным режиссёром Иваном Фадеевым, постановщиком Кремлёвских ёлок последних лет, и одним из самых востребованных в стране художников Еленой Соловьёвой. В-третьих - сама музыка, уже наделавшая много шуму в Перми. С пермским композитором Дмитрием БАТИНЫМ (на фото), встретились накануне магнитогорской премьеры.
- Всегда интересно подобрать жанр к произведению, которое собираешься писать, - начинаем разговор. - Это половина успеха. К примеру, мюзикл по роману "Война и мир" был бы странноват, правда? А опера - к месту, и прекрасная опера "Война и мир" Прокофьева тому доказательство. "Малахитовую шкатулку" сразу задумывал оперой. Вот в продолжении - а я думаю писать вторую и третью часть - собираюсь поиграть с жанрами. Например, "Огневушка-поскакушка" - это точно балет.
- Разве этот сказ относится к "Малахитовой шкатулке"?
- "Шкатулка" - два сказа: "Медной горы хозяйка", в которой Степан получает в дар для невесты шкатулку, и "Малахитовая шкатулка", где её хозяйкой становится дочка Степана Танюша. Но по идее все сказы Бажова объединены в единую летопись горнозаводской жизни, и их, словно драгоценные камни, я уложу в собирательный образ шкатулки. Но это далёкие планы, пока собираюсь отдохнуть от Бажова.
- Что вы представляли, когда писали свою "Шкатулку"? Пермь - это, конечно, тоже Урал, но Бажов описывает здешние края.
- Да, местечко Гумёшки на самом деле существует. Конечно, я там бывал, но, когда писал, представлял горы, суровую их природу, а не конкретные места. Кстати, три года назад, когда активно работал над "Малахитовой шкатулкой", я был в вашем городе на концерте в консерватории. И одна из самых ярких сцен "Шкатулки" - в доме у приказчика, куда Татьяна пришла продавать шкатулку - написана в Магнитогорске.
- Урал - он большой, широкий степями, высокий горами, он седой, былинный, напевный…
- И всё это в полной мере присутствует в опере.
- Насколько сегодняшний зритель готов отринуть "Риголетто" или концерт Рахманинова и прийти слушать музыку современных академических композиторов?
- Стараюсь рассчитать, что ли, интерес публики - чтобы детям не было скучно, как если они сидят на взрослом спектакле, и в то же время взрослые не чувствовали себя идиотами, находясь на детской сказочке. Думаю, мне это удаётся. Во всяком случае, на "Малахитовую шкатулку" в Перми попасть довольно сложно, всегда аншлаг.
- Современная классика благозвучна, как классика "золотого века", или ей свойственна диссонансность, присущая Прокофьеву, Шостаковичу?..
- Сложный вопрос. Современная академическая музыка в поисках сложности ушла от зрителя так далеко, что оттолкнула публику. Недавно в Перми был концерт местных композиторов. Когда узнал, что организаторы "замахнулись" на тысячный зал, сказал честно: сам бы на концерт пермских композиторов не пошёл. Мои опасения оправдались - зал был заполнен наполовину. Конечно, композитор должен быть немного впереди своего времени, но где грань, отделяющая предвосхищение нового от полного неприятия вкуса публики? Этот вопрос нужно решать, ведь современная академическая музыка, итак невостребованная, скоро вообще отомрёт.
- Обрисуйте географию исполнения ваших произведений.
- Две оперы идут в Перми, по одной - в Магнитогорске и Владикавказе, скоро Ижевск поставит "Барона Мюнхгаузена", над которым сейчас работаю. А произведения для оркестра, хора и вокалистов исполняют в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге…
- В Магнитогорске "Малахитовая шкатулка" не будет калькой пермского спектакля.
- Я только "за". С Леной Соловьёвой знакомы давно - она ставила в Перми мои "Призраки Рождества". Пермская "Шкатулка" сделана в современном, авангардном ключе. Когда писал оперу, представлял её более, что ли, лубочной. Здешняя постановка будет классической.
- Честно: вам действительно интересен первоисточник? Сказы Бажова - это ж скука смертная!
- (Смеётся). Беда сказов Бажова в том что их слишком рано читают. Когда брался за оперу, у меня было такое же ощущение, но я просто "проглотил" все сказы. Это очень хорошая, качественная и интересная литература. Детей отпугивает язык - стилизация, сложные обороты, устаревшие слова, смысл которых приходится искать в многочисленных ссылках... Взрослому это как раз интересно - погрузиться в русскую глубинку позапрошлого века. И потом, детям нужно волшебство - а Бажов делает акцент не на чудесах, а на бытовых особенностях, человеческих судьбах…
Моя жена, читая "Таюткино зеркальце", плакала от восторга, не понимая, как можно было так точно и красиво описать жизнь. В романе "Мастер и Маргарита" многие литературоведы называют недостатком то, что он написан "для всех". Я же, напротив, считаю безусловным достоинством то, что каждый возраст, социальный слой найдёт в нём интересное для себя: любовную линию, сатиру, религиозную мысль. То же можно сказать о Бажове: его сказы многопластовы и потому универсальны. И оперу я постарался сделать интересной всем зрителям.
- Что скажете об универсальности музыки? С одной стороны - "Искусство принадлежит народу", и вы уже сказали, что надо быть ближе к публике. С другой - известное библейское: не мечите бисер…
- Надо метать, и обязательно. И, судя по успеху "Малахитовой шкатулки", это не безрезультатно. В книжных магазинах Перми исчезли сказы Бажова. Продавцы разводят руками: лежали на прилавках десятилетиями, никому не нужные, - и вдруг "разлетелись" вмиг. Я сам, как красна девица, в магазинах подхожу к прилавкам с изделиями из малахита, и там говорят, что они стали пользоваться небывалым успехом. В Перми решили устроить флэш-моб - прийти на премьеру в зелёном. Заходим с дирижёром в магазин - спрашиваем, есть ли зелёные рубашки. В ответ: "Вы что - издеваетесь? Все ходят и просят зелёные рубашки!"
- "Малахитовая шкатулка" - ваше любимое произведение?
- Скажем так: вложил в эту оперу много личных переживаний. Но, как любой композитор, больше люблю то произведение, над которым работаю. Сейчас это "Барон Мюнхгаузен". Это будет лирико-комический музыкальный спектакль для семейного просмотра. В центре - русско-турецкая война, восточные мотивы… Мало кто знает, что барон Мюнхгаузен - не просто исторический персонаж, а подданный Российской империи. Он всю жизнь прожил в России, застал многих императоров, и основная его успешная русско-турецкая кампания пришлась на эпоху Анны Леопольдовны. Государыня имела крутой нрав, заставляла фрейлин стрелять из оружия, маршировать. Тогда как турецкий султан Махмуд, напротив, предпочитал скорее разговоры, нежели войны. Тем не менее, война состоялась, и на кону её был - вы не поверите! - Крымский полуостров.
- Какая трендовая опера!
- (Смеётся). Да, думаю, она в струю попадёт и будет востребована.
- Для "Малахитовой шкатулки" вы перечитали всего Бажова и изъездили весь Урал. Для "Барона Мюнхгаузена" выискиваете в истории детали. Не слишком глубоко копаете, учитывая, что пишете для детей? Есть книга - пишите по ней!
- (Смеётся). Мне самому всё это интересно: выстроить рассказы в единый сюжет так, чтобы они образовали ожерелье воспоминаний - охота, полёт на ядре, которое принесло барона в Турцию, где его схватили в плен…
- В последнее время в мире кино модны ремейки. Считаете ли вы возможным ремейк тех же… ну, не знаю: "Евгения Онегина", "Пиковой дамы"?..
- На них бы, наверное, не замахнулся, а вот на "Ночь перед Рождеством" зуб точу - хочу сделать детский спектакль. Её писали и Чайковский, и Римский-Корсаков…
- Вы определились как детский композитор?
- Нет, когда детские произведения стали актуальными, стали поступать заказы, вот и засосало. На последнем фестивале в Перми представил взрослые "Осенние стихи" - вокальный цикл для оркестра и сопрано. Многие потом говорили: хватит писать ерунду - возвращайся к взрослым. Теодор Курентзис после премьеры "Малахитовой шкатулки" сказал: "Когда ты уже станешь писать нормальную музыку?" (Смеётся). А я считаю, что детская музыка более чем нормальна. Астрид Линдгрен говорила: "Для детей надо писать так же, как для взрослых, только ещё лучше". Сейчас мне снова интересны взрослые темы. К примеру, хочу написать камерный спектакль по рассказам Надежды Тэффи. Но и о детях забывать нельзя. В них - наше будущее, и от того, что мы вложим в них сегодня, будет зависеть то, как мы будем жить завтра. Как ни банально это звучит.