Дмитрий Терентьев возглавил Магнитогорский государственный технический университет 11 ноября 2022 года с приставкой и. о. Официально вступил в должность ректора 28 июля 2023 года, когда был подписан приказ о назначении в Министерстве науки и высшего образования России.
– По традиции, для начала расскажите о себе: где учились, почему решили связать жизнь с работой в вузе?
– Окончил школу в родном Белорецке в 1995 году. Хотел поступить в МГТУ на энергетическую специальность, но не прошёл по баллам. Вернулся домой, поступил в филиал МГТУ имени Г. И. Носова в Белорецке, проучился там семестр, перевёлся в головной вуз на специальность «механическое оборудование металлургических заводов». В 2000 году окончил МГТУ, поступил в аспирантуру. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию и остался работать на кафедре сначала старшим преподавателем, потом доцентом. Занимал должность начальника учебно-методического направления, директора института заочного обучения. В ноябре 2021 года Михаил Чукин предложил должность проректора по образовательной деятельности. Через год был назначен исполняющим обязанности ректора. Сейчас продолжаю работать по совместительству на кафедре в должности профессора. В расписании две-три пары в неделю. В этом семестре веду «Обеспечение надёжности трансмиссии и инструмента машин обработки металлов давлением». Считаю, что всё, что происходит в жизни, к лучшему. Если бы в своё время поступил на энергетический факультет, как планировал, никогда бы не познакомился с теми людьми, с которыми работаю до сих пор, которые являются моими учителями.
– Думали ли вы когда-нибудь о том, что свяжете жизнь с наукой и преподаванием?
– Нет, более того, когда окончил университет, все мысли были о том, что нужно идти на ММК, строить карьеру – я же получил профессию инженера-механика. Но руководитель дипломного проекта Сергей Платов, который в дальнейшем был и моим научным консультантом по докторской диссертации, сказал: «На комбинат успеешь всегда. Учась в аспирантуре, занимаясь наукой, экспериментами, так или иначе, будешь причастен к комбинату». Так оно, в общем-то, и получилось. Очень много времени проводил на комбинате: эксперименты, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Когда Михаил Чукин принял решение уйти в науку, мы чётко понимали, что ректором должен стать человек, который здесь вырос, работал и не видит себя без университета. Это сразу отсекло возможность привлечения какой-то сторонней кандидатуры. Михаил Витальевич предложил мне эту должность, согласовал её и поддержал на разных уровнях, начиная от руководства нашего комбината в лице Виктора Филиппович Рашникова до главы города, губернатора и министра науки и высшего образования.
– На решении каких задачах сосредоточились в первую очередь?
– Основная задача сейчас – определить программу развития, с которой планируем зайти в федеральную программу «Приоритет-2030». Это федеральная программа, в неё входит порядка 100 вузов России. В 2020 году участвовали в конкурсе, но совсем немного не хватило для того, чтобы зайти в эту «обойму». «Приоритет-2030» – это знак качества, есть определённые «лейблы», которые надо получить, чтобы показать, что наш университет – один из лучших в стране. Сейчас проходят ежегодные защиты программ, происходит ротация университетов, и в начале 2024 года должен быть объявлен очередной конкурс на включение новых игроков. Программа даёт дополнительное финансирование – это так называемая базовая часть – 100 миллионов в год, если участвовать в специальной части гранта, то там плюсом можно получить до миллиарда дополнительного финансирования. Вуз должен представить программу развития до 2030 года. Работаем над её составлением.
В числе главных целей – создание кампуса «Магнитная долина», о котором уже многие слышали. Планируем создание кампуса на Ленинградской, 79, где расположен научно-учебный центр МГТУ. Проект поддержали губернатор и федеральное министерство в лице замминистра Андрея Омельчука. Планируем, кроме научно-образовательных корпусов и современных лабораторий, строительство жилья для молодых перспективных учёных. Но независимо от того, станем ли победителями программы «Приоритет-2030», проект будет реализован.
– Какие научные направления будут продвигать в «Магнитной долине»? На какой стадии сейчас находится проект?
– Мы сильны в первую очередь в создании новых материалов для разных отраслей промышленности: высокопрочные и динамные стали для производства современных электродвигателей, которые используются как в беспилотных летательных аппаратах, так и в робототехнических комплексах. А также работы, связанные с недропользованием и переработкой отходов металлургического производства и направления, связанные с энергетикой и экологией. Готов эскизный проект. Ставим цель – в 2024 году закончить разработку рабочей конструкторской документации и максимум в 2025 году приступить к строительству.
– Расскажите о том, как прошла приёмная кампания 2023 года.
– Приём на очную бюджетную форму закончили 29 августа, приём на заочную форму обучения завершился 19 сентября. Набрали свыше 2800 студентов: 2002 на бюджет на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры и около 800 на коммерцию, в том числе порядка 350 на очную форму обучения. Среди зачисленных были дети участников СВО и участники СВО – всего 15 человек. В августе прошёл дополнительный набор на вакантные места, которые образовались после основного этапа зачисления. В этом году вывели в дополнительный набор 152 места, в основном это технические специальности. Но достаточно быстро эти места были закрыты.
– Поступают как магнитогорские выпускники, так и приезжие?
– Традиционное соотношение: около 40 процентов приезжих и 60 процентов местных. Каждый из регионов конкурирует за выпускников и старается оставлять ребят у себя. Близлежащие Башкирия и Оренбургская область тоже в этом направлении работают, поэтому количество абитуриентов с этих территорий немного уменьшилось.
– Какие направления подготовки являются самыми востребованными?
– Последние несколько лет это специальности, связанные с IT-технологиями. На некоторые специальности, такие как «информатика и вычислительная техника», «Проектирование и разработка WEB-приложений», конкурс в этом году составил 18 человек на место.
– Ректор ЧелГУ Сергей Таскаев говорил о перекосе в выделении бюджетных мест на технические направления. Есть ли в МГТУ дефицит бюджетных мест на гуманитарные специальности?
– Не согласен с тем, что сейчас нужно резко увеличивать бюджетные места на гуманитарные направления. Необходим баланс. Нам не хватает бюджетных мест по педагогическим направлениям. В среднесрочной перспективе, через 5–15 лет, может встать острый вопрос дефицита учителей.
И эту задачу мы, как вуз, обязаны решать совместно с городом. Учителей физики, химии, математики нужно готовить, а их становится, к сожалению, меньше. Как и ребят, которые хотели бы пойти на эти специальности. Как следствие, видим уменьшение количества абитуриентов, которые сдают физику. При всей популярности IT-направлений может произойти ситуация, когда на рынке труда будет переизбыток таких специалистов. При дефиците в базовых отраслях промышленности – металлургии, горном деле, энергетике, строительстве – прилагать IT-технологии будет просто некуда. Да и программисты нужны в первую очередь прикладники, разбирающиеся не только в коде, но и в технологиях.
– Как МГТУ работает со школами, привлекает будущих абитуриентов?
– Регулярно выезжаем в школы с нашими «агитбригадами», привлекаем студентов, которые рассказывают не только об образовательных вузовских программах, но и о внеучебной деятельности, в которой ребята могут реализовать любые запросы: спорт, волонтёрство, творчество, медиа и так далее. В 2022 году в стенах вуза было создано образовательное пространство «Академ», где минимум два раза в месяц собираем школьников, проводим мастер-классы, лекции, квесты, на которых школьники знакомятся с различными специальностями. В общем, работаем.
– Можно ли что-то сделать с отъездом выпускников с высокими баллами в столичные вузы?
– Это нужно делать, и начинать с родителей, с учителей которые очень часто внушают детям, что из города надо уезжать. Зачем? Я много езжу по стране, и наш город практически идеален для жизни. Здесь много работы, особенно на промышленных предприятиях, только в дочерние общества ММК требуется по 800–900 специалистов. Конечно, если ребята выбирают специальности, которых в городе нет, – медицина, кинематограф – нужно ехать, реализовывать себя. Но если ты можешь получить специальность в Магнитогорске, считаю, что стоит оставаться в городе.
– Как изменится работа вуза в связи с отменой болонской системы?
– МГТУ в этом году проводил набор по ещё действующим образовательным стандартам. Пока только шесть университетов страны как пилотные зашли в новую национальную систему, думаю, что к 2024–2025 году абсолютно все университеты на неё перейдут. Эта система подразумевает получение базового высшего образования, а дальше уже узконаправленный профиль в рамках условной магистратуры. Базовое образование должно быть достаточно гибким по содержанию – в зависимости от потребностей рынка труда. Совместно с работодателем составляется образовательная программа и устанавливается срок обучения от четырёх до шести лет. Узконаправленная подготовка будет от года до трёх лет, например, глубокое погружение в энергетику либо в IT-технологии в привязке к промышленности.
– Как МГТУ сейчас реализует программы обучения в партнёрстве с зарубежными вузами?
– Академическая мобильность в университете всегда существовала и существует. За последний год она значительно снизилась из-за закрытия направлений в Европу, но дружественные страны заинтересованы в таких программах. Это страны СНГ: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Беларусь, из дальнего зарубежья – прежде всего, Китай. С одним из китайских университетов заключён договор о сотрудничестве, второй сам вышел к нам с такой инициативой.
Думаю, что до конца календарного года команда университета посетит Китай, чтобы обсудить предметно совместную работу. Их интересуют в первую очередь технические направления: мехатроника, энергетика, машиностроение. В МГТУ сейчас обучается около 250 иностранных студентов, в основном это граждане Казахстана.
– Даёт ли МГТУ возможность преподавателям и студентам заниматься научно-исследовательской деятельностью?
–У вуза мощная научная школа, и в технических отраслях, и в гуманитарных направлениях. Если говорить о технических направлениях, это разработка новых высокопрочных марок стали, материалов для двигателей различного назначения, прежде всего электрических для беспилотных систем. Проводим исследования, связанные с экологией, и здесь в рамках межуниверситетского кампуса ЧелГУ создаём совместные лаборатории по экологии и по распределённой энергетике. Также в МГТУ активно проводятся исследования по горному делу – всё, что связано с добычей и переработкой полезных ископаемых. Не умаляю достижения строителей, естественно-научный блок, машиностроительный – тоже много разработок. На площадке вуза создано два малых инновационных предприятия «R&D МГТУ» и «Термодеформ». «R&D МГТУ» занимается высокотехнологичными разработками, связанными с IT, VR-тренажёрами, цифровыми двойниками. А «Термодеформ» проводит исследования в части моделирования процессов получения высокопрочных и других материалов.
– Появились ли в этом году новые направления обучения?
– Пролицензировали и провели первый набор на специальность «юриспруденция». Все остальные программы каждый год пересматриваем, делаем их более современными. Каждый год открываем новые профили в рамках образовательных программ в зависимости от запросов наших партнёров.
– На открытии мемориальной доски Геннадию Гуну вы говорили о возрождении в вузе художественно-эстетического воспитания. Как это будет осуществляться?
– Идея, которую в своё время в вузе внедрил Геннадий Семёнович Гун, – замечательная. Студенты, кроме освоения основной программы, должны развиваться и духовно. И здесь очень важным становится посещение театров, общение с интересными творческими людьми, прослушивание классической музыки. Работаем над тем, чтобы внедрить этот блок. Частично он уже реализуется на некоторых направлениях подготовки. Со следующего года хотим его сделать обязательным. Минимум раз в месяц студенты будут либо посещать учреждения культуры, либо в вуз будем приглашать творческие коллективы, режиссёров, артистов, чтобы они могли рассказывать о своих достижениях и повышать культурный уровень студентов.