Светлана Климова преподаёт биологию в школе № 55 вот уже двадцать второй год. На моё: «Повезло вам с предметом – несмотря ни на какие политические веяния, учебники менять не нужно, в отличие от той же истории» – она улыбается.
– Биология проходит с пятого по одиннадцатый классы, и в пятом ваш постулат верен, – начинаем разговор со Светланой Альбертовной. – А с седьмого уже начинается связь с историей: как, например, президент сельскохозяйственной академии Лысенко поддержал Хрущёва, который хотел засадить всю страну кукурузой, наивно полагая, что все будут сыты и довольны. Или на уроках общей биологии, которая идёт с девятого по одиннадцатый классы, рассказывать о том, как закрывались ведущие генетические лаборатории, в которых работали «враги народа», а потому многие разработки так и не стали великими открытиями наших учёных… И вообще, как показал опыт, биология со многими науками идёт в тесной связке.
Коллеги называют Светлану Климову вечным двигателем: отслеживает новые тенденции, изучает принципы работы с современными детьми. Активная, яркая и зажигательная, она способна вывезти коллектив школы на сплав или в поход, на экскурсию или в путешествие по России.
Её школьный педагогический стаж – больше 27 лет.
Только в 55-й Светлана Климова преподаёт с 1999-го. Ей 58 – три года как имеет пенсию, но на заслуженный отдых уходить планирует не раньше, чем лет через восемь–десять. Улыбается: молодой себя чувствую – наверное, благодаря тому, что работаю с детьми. Сделав нехитрые математические подсчёты, спрашиваю: работать в школу пришли, получается, не сразу?
– Далеко не сразу, в юности мечты были связаны вовсе не с педагогикой, – рассказывает Светлана Альбертовна. – У меня три диплома о высшем образовании. Первые – технический и технологический, полученные в Московском технологическом университете. И лишь потом судьба завела в педагогику, которая и оказалась делом всей жизни.
Но перед этим были годы становления, Светлана Климова даже стала предпринимателем – владелицей собственной компании. Но сложные девяностые бизнес, как и у многих бизнесменов, сгубили. Потом её пригласили поработать в детском саду – завхозом. А она влюбилась в воспитательный процесс – и снова поступила в институт, теперь уже педагогический. Спрашиваю: жалеете, что столько лет отделяли от любимого дела? Светлана Альбертовна энергично машет головой: нисколько!
– Во-первых, предыдущий опыт позволяет проводить интереснейшие внеурочные занятия. К примеру, долгое время вела у школьников курс основ предпринимательской деятельности, – говорит Климова. – Теперь вот коллеги подвигают на преподавание основ финансовой грамотности. Во-вторых, «взрослый» приход в педагогику лишил меня некой учительской экзальтированности, чем, чего уж тут, порой грешит наша братия. Я же чётко понимаю, что учителем нужно быть не везде и не со всеми. И у некоторых своих коллег, после школы отучившихся в институте и тут же вновь вернувшихся в школу, порой отмечаю нехватку жизненного опыта и кругозора именно в житейском, коммуникационном понимании. Мне же легко выстраивать отношения и с родителями, и с детьми. Во всяком случае, не припомню, чтобы с кем-то было трудно.
Дети Светлану Альбертовну буквально обожают, а родители смело доверяют ей воспитание своих чад. Отмечаю: а вот мне, как маме, было бы неприятно знать, что учителя занимаются воспитанием моего сына, которого хотела бы видеть самостоятельным и, уж если на кого и похожим, то не на учителя, а на меня. Посему, мол, преподавайте предметы, а родину любить я его сама научу. Светлана Климова отмечает: таких родителей всё меньше. Государственная программа повышения рождаемости, кроме множества несомненных плюсов, принесла и минусы: родители, ставшие часто и много рожать, не всегда умеют и успевают детей воспитывать. Приходится этот функционал брать на себя учителям.
Правда, наука, которую преподаёт Светлана Климова, даёт десятки возможностей для воспитания в её учениках главного: понимания окружающего мира, своего места в нём, ответственности в отношении природы и заботы о тех, кто в этом нуждается.
Этому посвящены и многочисленные общественные и экологические акции, организованные Светланой Альбертовной в рамках внеурочной деятельности, и экскурсии, и выезды на природу – походы и сплавы.
– Больше десяти лет понятие «урокодатель», когда дал знания и можешь быть свободен, в педагогике не приветствуется, и я, как учитель, этому рада, – говорит Светлана Климова. – Вижу своё предназначение не столько в том, чтобы дети знали биологию, сколько в научении их правильной жизни по биологическим, природным, а правильнее сказать, экологическим законам: жить и не портить, убирать за собой и не мешать своей деятельностью существовать другим жителям этой планеты.
Началось всё с акции «Сдай батарейку – спаси ёжика!»: рассказывала ученикам, как тяжёлые металлы, содержащиеся в этих маленьких аккумуляторах, наносят непоправимый урон почве и живому миру, как от их воздействия с дождевых червей буквально заживо сходит кожа. Дети проникались, рассказывали об этом родителям, друзьям, соседям, вместе со Светланой Альбертовной собирали старые батарейки, выставляли коробки для их сбора в помещениях и дворах. Ученик Климовой, проникшись проблемой, даже написал проектную работу и завоевал с ней третье место на областном конкурсе.
Проектные работы, согласно новым образовательным стандартам, школьники теперь пишут с седьмого класса, многие их боятся как огня, и почти все – не любят. Светлана Альбертовна с таким настроем в корне не согласна: главное – грамотно объяснить.
– По большому счёту, вся наша жизнь состоит из проектов, со своими целями, задачами и планом исполнения с пунктами и подпунктами, – объясняет она. – Ну, к примеру, к вам придут гости – это проект, цель которого – провести прекрасный вечер в родной компании. Задача – обеспечить всем комфорт, отсюда план: первый пункт – убраться дома, второй – приготовить ужин, для чего необходимо отправиться в магазин – это уже подпункт. И так далее. Стоит это понять – и термин «проектная работа» перестанет вызывать страх.
Спрашиваю: не оттого ли именно Светлана Климова – один из лидеров по числу проектантов? Она смеётся: а над чем ещё ставить эксперименты, как не над растениями, жучками, червячками, мышками и кошками? В чём видит своё предназначение? – в том, чтобы в ходе работы ученики пересмотрели отношение не только к процессу обучения, а в целом к природе, живым существам. Огромный отклик, к примеру, вызвала акция, организованная Светланой Альбертовной с учениками «Поможем братьям нашим меньшим». Сначала просто подкармливали бездомных животных, собирали деньги на лечение тех, кому нужна помощь. Более глубоко подошли к делу во время самоизоляции, когда увидели, как много бездомных животных, вышедших на улицы, где из-за самоизоляции нет опасных для них людей. Поняли, что необходимо делать нечто большее и, узнав, что городская администрация обратилась к частным ветеринарным клиникам с просьбой помочь со стерилизацией уличных животных, активно подключились к акции.
– Животные нуждаются не только в самой операции, но и в реабилитации, еде, лекарствах – да тех же постоперационных попонах, – перечисляет Светлана Альбертовна. – Тесно сотрудничаем с ветклиниками: третий год собираем корм, шьём попоны, покупаем лекарства – помогаем кто чем может. Совместный с учителем литературы творческий проект – спектакль «Прощай, овраг» о судьбе бездомных собак, позволил не только проявить детям себя ещё и творчески, но и многократно усилить помощь в акции: проникшись сюжетом, дети и родители активно включались в работу. Это – к разговору о том, что биология находится в тесном сотрудничестве со многими науками.
Чем Светлана Климова гордится? Тем, что развивает детей и с ними развивается сама. Что любимым предметом учеников становится биология, а любимым учителем – Светлана Климова со всеми своими благотворительными акциями, поездками на природу, походами и экскурсиями в другие города. Одновременно с главной целью – показать, что человек – не царь природы, а равноценная с другими её частичка, и разум лишь накладывает на него ответственность за будущее этого мира. Учитель с большой буквы выполняла много других воспитательных задач – от любви к малой родине до профориентации.
– Как мы видим наши уральские города – Миасс, Златоуст? Максимум из окна автомобиля, проезжая мимо по трассе, – говорит Светлана Климова. – А мы приехали на ту же оружейную фабрику, и дети увидели, что металлургия была у нас всегда, и профессия металлурга ценилась со времён Петра Первого. Открыв рот, слушают, как почти два века назад 17-летний крепостной нашёл на прииске близ Миасса 36-килограммовый золотой самородок, после чего на Южном Урале началась золотая лихорадка, и тысячи артелей приехали сюда в поисках успеха. И они просятся поехать ещё куда-нибудь, и влюбляются в свой край, и гордятся им, и понимают, что найти своё место здесь можно не только металлургам. А дальше – бегают на дополнительные занятия по биологии, участвуют в социальных и экологических акциях, побеждают в олимпиадах, защищают проектные работы на конкурсах разных уровней, в том числе международном в Москве… Многие выбирают биологию для сдачи ЕГЭ и, получив 96, 98 баллов, поступают в столичные вузы… Пятнадцать учеников стали врачами, к одному из них недавно попала на лечение и была приятно удивлена, как он со мной «носился» и говорил спасибо за то, что благодаря мне оказался в этой профессии, без которой теперь себя не мыслит. Мои отношения с учениками очень близкие, и главное, что в этой гармонии рождается их уважение к учительству в целом – то, чего сегодня, когда педагогика превратилась из служения в сферу услуг, нам очень не хватает.
В этом году Светлана Климова решила участвовать в конкурсе «Лучший учитель» на премию губернатора Челябинской области. Глобальная его цель – поднять престиж профессии учителя, поощряя лучших её представителей, которые не просто дают знания о своём предмете, но и воспитывают с его помощью гармоничную социальную личность. Светлане Климовой в этом плане, безусловно, есть чем похвалиться. Напоследок привожу в пример фразу одной своей героини–учительницы, которая, перечисляя достоинства профессии, отметила со смехом: «Ещё люблю свою профессию за июнь, июль и август».
– А я, наоборот, рвусь из летнего отпуска на работу, – смеётся Светлана Альбертовна. – Находит грусть, что лето проходит, но тут же выстреливает радостно: зато скоро сентябрь. Конечно, бывает усталость, когда после 12 уроков в день пропадает голос – так называемый «лекторский ларингит», и хочется закрыться от всех и никого не видеть. Но это фрагментарно – на пару часов. А в глобальном плане усталости от профессии у меня нет, да и быть не может, я ведь работаю с детьми, с энергией и энергетикой молодости.
Отдавая свои силы ученикам, тут же восполняю запасы их эмоциями. И ещё неизвестно, кто кого подпитывает больше.
А как отдыхаю?.. Как у Сеченова: отдых – это смена занятий (смеётся). Чего ещё жду от профессии? Того, чтобы она вновь стала уважаемой и даже престижной. Хотя, честно говоря, сама ни разу не столкнулась с плохим к себе отношением – ни в детстве в качестве ученицы, ни теперь как учитель. Всё-таки, думаю, это зависит от людей, а не системы в целом. Но однозначно сегодняшним школьникам я очень завидую: у них гораздо больше, чем было у нас, возможностей самореализации, построения основы будущих достижений – да просто учиться им интереснее, чем было нам. Даже в разрезе биологии, где, как вы говорите, тысячелетиями всё те же пестики и тычинки (смеётся).