Гораздо важнее то, что они имеют высокий уровень образованности - заметьте: не образования, а именно образованности, широкий кругозор и, главное, нацеленность на получение новых знаний, невзирая на возраст. Этому нельзя научиться за пару лет - это закладывается в детстве. Так чему и как учить своего ребёнка, чтобы задать правильный вектор саморазвития?
Начнём с самого, пожалуй, актуального - я бы даже сказала - трендового - предмета: иностранный язык. Наш собеседник - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой английской филологии и перевода МаГУ, сертифицированный эксперт по проверке ЕГЭ по английскому языку Наталья КОЗЬКО (на фото). Правда, разговор получился не только о детях. И не только об английском языке.
- Наталья Александровна, начнём с главного: государство вводит иностранный язык в число обязательных предметов для сдачи единого государственного экзамена.
- Совершенно верно. Руководители страны справедливо решили, что дети должны знать иностранный язык, и теперь он войдет в число обязательных предметов к сдаче ЕГЭ наряду с математикой и русским языком. Те, кто сегодня учится в восьмом-девятом классах, скорее всего, уже будут его сдавать. Кроме того, обсуждается вопрос возвращения в структуру экзамена устной части, что, несомненно, сделает экзамен ещё более сложным.
- Умение общаться даже на родном языке, как известно, - главная проблема.
- Практика показывает, что многие даже самые талантливые дети не говорят, хотя знают язык и великолепно ориентируются в письменной его части. Одно дело - знать грамматические правила, другое - переступить барьер и начать разговаривать. Кто-то боится показаться неграмотным, сделав ошибки в устной речи, стесняются неправильного произношения… Здесь важно получать удовольствие от самого процесса общения, невзирая на условности. А это может прийти только в постоянной практике.
- Кстати, кто чаще учит английский: дети или взрослые?
- Десять лет назад было престижно, когда родители говорили: мой ребенок ходит в английскую школу. Теперь престижно, когда родители говорят: мы учим английский. Взрослые, как правило, берут уроки с конкретными целями: повышение по службе, поездки за границу, в том числе командировки. На ММК владеть английским сегодня должны даже рабочие, учитывая, что предприятие ориентировано на сотрудничество с известными иностранными производителями промышленного оборудования. Детей тоже нужно "подтянуть" по оценкам в школе, подготовить к экзаменам, поступлению в престижные вузы… Но радует, что многие отдают их учить иностранные языки с целью расширения сознания. Знаете, прочитав того же "Гарри Поттера" в подлиннике, понимаешь, что это совсем другие ощущения, чем от переводной книги. Несколько лет назад в МаГУ на факультете лингвистики и перевода появилось вечернее отделение, дающее второе высшее образование по специальности: переводчик. Начинали с нескольких человек. Сегодня это две-три полноценных группы на каждом курсе, в которых учатся и студенты, параллельно получающие второе образование, и люди более старшего возраста. Поступают даже семейными парами.
- То, что нельзя знать иностранный язык, изучая его только в школе, понятно. А можно сдать ЕГЭ, не прибегая к услугам частных школ и репетиторов?
- Конечно, если вам не нужны максимальные баллы по предмету. Не хочу говорить о том, что уровень школьных учителей по городу низок. Безусловно, есть среди них настоящие звёзды, способные дать прекрасные знания по английскому языку. Но, во-первых, учитель ориентируется на так называемый средний уровень класса, в котором, к тому же, 28 и более человек. Во-вторых, если мы говорим о ЕГЭ и ГИА (государственная итоговая аттестация, проводимая в 9-м классе - Прим. авт.), то сложен сам формат экзамена - настолько, что сегодня даже учебники настроены на подготовку к ЕГЭ. Ученик в процессе подготовки должен как минимум решить несколько задач в этом формате, который, к тому же, предполагает строгое ограничение по времени. Могу сказать, что практически все ученики общеобразовательных школ, сдающие иностранный язык в формате ЕГЭ, занимаются дополнительно - с репетиторами или в специализированных школах.
- Им повезло: их родители состоятельные люди.
- Совсем нет. Среднестатистический ученик частной школы - выходец из семьи с весьма средним достатком. Много детей учителей и медработников - какая уж тут состоятельность! И именно они, даже на последние деньги, стараются дать своим детям достойное образование. Здесь нужно ставить правильные цели. К примеру, если вам нужно просто "подтянуть" десятилетнего ребенка по английскому, то не нужно нанимать именитого преподавателя университета - достаточно студента четвертого-пятого курсов с хорошим знанием языка, их услуги дешевле. Если нужно подготовить ребенка к ЕГЭ, поинтересуйтесь, знает ли учитель частной школы или репетитор специфику экзамена, имеет ли положительные результаты подготовки к нему. Ведь подбирать учителей можно и в частных школах, ориентируясь не на громкое имя школы, а на личность педагога и качество услуг. А интерес к иностранным языкам будет только расти: два года назад предметом ЕГЭ английский выбрали меньше сотни человек, в прошлом их число удвоилось, на некоторые специальности во многих вузах вводится дополнительный экзамен по иностранному языку.
- Какие предметы выбирают дети в частных школах, готовясь к ЕГЭ?
- Как ни странно, немногие выбирают иностранный язык. Или сразу оговаривают, что не собираются в будущем связывать с ним профессию, а используют знания лишь в качестве дополнительных преимуществ: к примеру, в сфере туризма, журналистики или частного предпринимательства, особенно в крупных городах. Большинство учеников частных школ выбирают для занятий математику и русский язык, далее пальма первенства у истории и обществознания, популярна также физика. Но не это главное. Дети, занимающиеся дополнительно, очень выделяются на фоне сверстников, которые после школы ничего не делают. Тем более, в городе открываются центры комплексной подготовки к сдаче ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам. Плюс таких центров в том, что занятия проводят члены предметных комиссий, сертифицированные эксперты ЕГЭ, имеющие огромный опыт в подготовке выпускников. Небольшая численность группы, обеспечивающая индивидуальный подход, даёт более глубокие знания и хорошие оценки - это раз. Далее, усиленные занятия дают мотивированность детей на сам процесс обучения. Даже если ребенок начал заниматься из-под палки, на каком-то этапе, когда начинает получаться, приходят заинтересованность и влюблённость в предмет. К тому же, для детей это новый, так называемый правильный круг общения. Такие дети по собственной инициативе читают русскую классику, называют Достоевского любимым писателем, а главное, умеют говорить на равных с учителем, оперируя знаниями. Это значит, в будущем они сумеют наладить общение и на профессиональном, и на личном уровне.